Что не так с обучением в аудитории и онлайн?
Проект Modern Workplace Learning опросил более 9000 профессионалов со всего мира, чтобы понять, какие формы организации обучения в компаниях ценятся сотрудниками больше всего.
Результаты опроса показывают: традиционные способы – обучение в классах и онлайн-обучение (elearning) – сотрудники считают наименее ценными для себя. Давайте разберемся, что же людям так не нравится в самых привычных и знакомых форматах.
Что не так с очным обучением в аудиториях?
В традиционном формате урока или лекции преподаватель стоит лицом к слушателям и находится в центре внимания в роли «мудреца на сцене». Обучаемые сидят перед ним рядами и внимательно слушают или отвечают на вопросы. Этот формат повторяет традиционный подход к обучению в школах, колледжах и университетах.
Скучный формат
Значительное количество времени в процессе обучения тратится на транслирование информации, или «вываливание» знаний на аудиторию, что многие считают скучным и пассивным занятием.
Лектор демонстрирует презентацию из 100500 слайдов, скрупулезно комментируя, их один за другим. А класс в это время плавно погружается в апатию и сон.
Всех учат одинаково, используя один и тот же стандартный подход. Взаимодействие аудитории с материалом часто сводится к записям на страницах, отведенных для заметок, в выданных учащимся распечатках.
Слишком большой объем информации сразу
Чтобы обеспечить полный охват материала, преподаватели на таких сессиях пытаются охватить слишком большой объем информации за одно занятие, и полагаются,в основном, лишь на память обучаемых. При этом возможности человеческой памяти весьма ограничены. Скорее всего, обучаемые забудут многое из того, что только что услышали, едва они покинут класс.
Отношение к взрослым как к неразумным детям
Формат обучения определяет взаимоотношения между преподавателем и студентами. Например, лекторы часто требуют от слушателей убрать смартфоны, чтобы не было отвлекающих моментов. Смартфоны действительно имеют способность мгновенно завладевать вниманием, но приказ убрать телефоны не поможет слушателям сосредоточиться. А вот отношение ко взрослым людям и профессионалам, как к детям, не сделает мероприятие приятным.
Отнимает много времени от работы
Очные обучающие сессии в аудиториях обычно бывают долгими от нескольких часов до нескольких дней. С организационной точки зрения кажется проще отправить сотрудников на день-другой учиться, чем пытаться совместить обучение с выполнением рабочих обязанностей.
Как результат, многих возмущает необходимость отнимать такое количество времени от работы, особенно если они считают это занятие ненужным и утомительным.
Тем не менее, единственное, что нравится большинству людей в обучающих мероприятиях такого формата, - это то, что они встречаются с коллегами. Учеба дает им возможности для общения, генерации идей и обмена опытом.
Чтобы решить многие из этих проблем очного обучения, L&D департаменты начали переходить на электронное обучение, преобразовав аудиторные мероприятия в онлайн-курсы. Однако, как мы видим из результатов опроса, электронное или онлайн-обучение также не является популярным среди современных профессионалов. А с ним-то что не так?
Что не так с онлайн-обучением?
После того, как многие, ответственные за обучение в компаниях, признали, что нахождение в аудиториях в течение длительных периодов времени неэффективно, они обратились к формату онлайн-обучения. Очные программы они преобразовали в онлайн-курсы, и теперь сотрудникам вместо того, чтобы просиживать много времени в аудитории приходится просиживать много времени перед экраном компьютера.
«Кликаем дальше»
И поскольку современные автоматизированные средства разработки учебных программ и всякие визуальные редакторы существенно упростили создание электронных учебных курсов, это привело к повсеместному распространению электронного обучения в формате «кликаем дальше».
Пользователь просто переходит с одного слайда на другой (в англоязычных источниках такие онлайн-курсы все чаще называют «PowerPoint на стероидах»). Такой подход часто злит людей, поскольку вызывает ощущение, что с ними обращаются как с идиотами.
В попытках оживить сухой контент и сделать его более захватывающим создатели онлайн-курсов часто увлекаются всевозможными мультимедийными элементами и звуковыми эффектами. Тут пользователю недостаточно просто «кликать дальше», нужно «прокликать» все возможные взаимодействия.
Почему-то считается, что если человек «прокликал» весь курс, значит, он усвоил его содержание. Тогда как на самом деле тот факт что сотрудник 20 раз нажал на кнопку «Далее» ничего не говорит нам о том, что он сможет применить то, чему научился, в своей работе.
Раздражающие условности
Проблему «прокликивания» создатели онлайн-курсов пытаются решить определением времени, которое обучаемый должен провести на каждом экране, прежде, чем двигаться дальше. Например, когда на комплаенс-тренинг нужно обязательно потратить, скажем, 2 часа).
Сотрудники, раздраженные необходимостью часами просиживать над онлайн-тренингом, бывает даже платят своим детям, чтобы они «прокликали» его вместо них.
И хотя для некоторых термин «электронное обучение» означает широкий спектр возможностей онлайн-обучения, для многих он, к сожалению, стал синонимом непривлекательных онлайн-курсов которые хочется побыстрее «прокликать» до конца.
Что же говорят нам результаты всех этих опросов? Они говорят, что надо менять подход к обучению
При подготовке материала использовались материалы modernworkplacelearning.com