Антикризисный HR: как помочь сотрудникам сохранять спокойствие и продолжить работу
Шок, дезориентация и страх — эмоции первых дней проходят, но оставляют глубокий след. В условиях высокой турбулентности главной функцией HR становится поддержка морального духа в коллективе и ментального здоровья сотрудников. Собрали рекомендации экспертов для HR-команд, переживающих «идеальный шторм», и успешные кейсы антикризисных внутренних коммуникаций начала пандемии (которые сегодня снова актуальны).
Что нужно сделать HR в ситуации кризиса
Антикризисная внутренняя коммуникация сейчас играет ключевую роль для компаний, работающих удаленно, — считает Алина Марченко, HRD, сертифицированный Senior Professional HR international, — информационный вакуум рождает чудовищ, и время здесь имеет решающее значение.
Алина дает конкретные рекомендации для HR в нынешней непростой ситуации:
- Боритесь со слухами и паникой. Регулярно пишите письма или в рабочие чаты о текущей ситуации и планах. Используйте доверительный тон и снимайте тревожность.
- Поддерживайте сотрудников. Это сейчас важно всем и повышает лояльность к руководству и компании.
- Согласовывайте действия. У топ-менеджеров должна быть единая модель поведения и они не имеют права на панику.
- Попросите сотрудников ограничить общение в социальных сетях, чтобы стабилизировать их эмоциональное состояние. Доносите до сотрудников, что они личности, которых оценивают по заслугам, а не происхождению.
- Донесите до команды, что общее спокойствие зависит от каждого. Составьте список недопустимых высказываний и действий, оперативно реагируйте на нарушения.
- Составьте антикризисный план по срочной релокации, материальной помощи и другой поддержке
- Давайте сотрудникам возможность «слить» тревогу: очное или удалённое общение с психологом, личные встречи с руководством, поддерживающие Zoom-сессии, корпоративный доступ к приложениям для медитаций.
В советах пресс-секретарю, пиар-директору, HR и руководству компании в кризисной ситуации PR-специалист и партнёр PR-агентства Zebra Company Анастасия Киселева предлагает начать с того, чтобы сформулировать позицию компании и донести её до сотрудников. Если сейчас это по объективным причинам сделать невозможно, необходимо обозначить сроки, когда будет официальное обращение к сотрудникам и партнерам.
Анастасия советует «объяснить, что в ситуации неопределенности вы не можете зафиксировать позицию один раз, возможно, она будет меняться. Вы будете держать в курсе изменений всю команду и контрагентов».
Эксперты советуют придерживаться принципа:
Наденьте маску сначала на себя, затем на ребёнка.
Концентрироваться на главной цели — сохранении жизнеспособности компании и помогать в этом сотрудникам.
Много практических рекомендаций по антикризисным коммуникациям в компаниях можно найти в бесплатном курсе «Антикризисные коммуникации» от Школы внутренних коммуникаторов. Среди тем: «Антикризисные коммуникации в деле. Внутренний контур», «Работа с лидерами и командами», «Задача для HR», «От аврала к нормальной работе».
Как помочь сотрудникам справляться со стрессом
В стрессовой ситуации сотрудникам может понадобится психологическая помощь и поддержка.
«Сотрудники испытывают мощный дискомфорт, что отображается на их физическом состоянии, поэтому важно это напряжение снимать удобным и приемлемым способом», — советует Тина Гирей, партнёр и со-основатель агентства INEX service design и Service Design Network на стриме генерального продюсера «Международного дня счастья» Андрея Вебера.
Психолог и бизнес-тренер Татьяна Мужицкая, советует для сохранения спокойствия заняться делами из «дальнего ящика» или физической активностью. Этот совет может быть применён и для рабочих коллективов.
Возможно, сейчас стоит подбить старые дела, устроить уборку в офисе или вместе посетить приют для животных. Главное — помочь сотрудникам продолжать поддерживать нормальный образ жизни, вести активную совместную деятельность.
Опыт пандемии
Нынешняя ситуация отличается от начала 2020 года. Но их роднят общий негативный эмоциональный фон и подавленное состояние сотрудников. Поэтому опыт эффективных действий в пандемию можно переиспользовать и в нынешней ситуации.
Компания Reksoft, рассказывая об опыте внутренних коммуникаций в пандемию, отмечает важность поддержки руководителя и наличие информации. Понятно, что ответить на вопрос сотрудников «Что будет дальше?» сложно, но чувство плеча тоже ценно.
В качестве основных антикризисных шагов компания называет постоянное информировала сотрудников о текущей ситуации, создание системы открытого общения между топ-менеджментом и сотрудниками, проведение активностей для психологической поддержки сотрудников, работу психолога и использование корпоративного обучения как формы поддержки.
Компания запустила новые дистанционные курсы по hadrskills и восемь новых потоков курсов по изучению иностранного языка. Корпоративное обучение позволило занять сотрудников полезной деятельностью и стало формой психологической поддержки с пользой для компании.
Марина Алексеева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского», рассказывала о «трёх китах» мотивации, которые должны быть обеспечены сотрудникам в сложные времена: удовлетворение запроса на стабильность, поддержка со стороны компании, индивидуальный подход. Опыт компании показывает, что, опираясь на них, можно сохранить работоспособную команду в кризис.
В «Леруа Мерлен» в пандемию запустили мобильную платформу для сотрудников.
«Мобильная платформа в условиях пандемии стала прежде всего инструментом коммуникации: каждый сотрудник мог получить актуальную информацию от руководства, задать вопрос онлайн, поучаствовать в обсуждениях в чатах и социальных сетях
— делится опытом антикризисного HR Вера Бояркова, директор по персоналу «Леруа Мерлен Россия», — Посредством гаджетов мы проводили онлайн-конференции с советом директоров, виртуальные встречи между отделами и внутри самих отделов, записывали видеоролики на тему безопасности, внедрения тех или иных процессов».
Наталья Кисельникова, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, также говорила о необходимости внедрения психологической поддержки:
Работодатель может организовать систему психологической поддержки, которая позволит людям сохранять ресурс — в том числе для того, чтобы лучше работать. Например, обучить конкретным инструментам самопомощи, которые помогают справиться с тревогой — упражнениям релаксации, дыхательным техникам, небольшим практикам осознанности.
Мы постарались собрать самое важное, чем вы можете помочь сотрудникам и компании прямо сейчас, в ближайшие недели или месяцы турбулентности. Хотим пожелать вам стойкости в это непростое время и сил, чтобы быть поддержкой близких и коллег.