Микрообучение: когда и для кого использовать

Рассказываем почему вам нужно обратить внимание на такой формат обучения, для кого microlearning будет максимально полезным, а когда лучше без него.

Что такое микрообучение?

Особый формат передачи новых знаний и навыков — максимально сжато информативно и без воды.

Главный принцип подобного обучения: Один курс — один навык.

Такой подход делает микрообучение довольно эффективным, о чем мы уже писали.

Коротко напомним и о других плюсах:

  • Отдельный модуль курса длится не более 10 минут, поэтому его можно пройти в пробке, перед совещанием, в трамвае.
  • Для мобильного обучения не нужно выделять специальное время, а значит повышается вероятность, что сотрудник его точно пройдёт.
  • Если использовать для микрокурсов специальное приложение или социальные сети, учебные материалы всегда с сотрудником в его смартфоне.
  • Относительная простота подготовки курса для специалистов по обучению.
  • Такой формат удобен для закрепления знаний, повторения пройденного материала.
  • Разные способы подачи контента: видео, тесты, мини-игры.

К слову, микрообучение не модное явление, которое появилось в эпоху TikTok. Если верить сервису Google Trends, упоминания в интернете встречаются ещё в 2004 году. А интерес начал расти с 2017, достигнув пика в начале 2020.

В российской части интернета микрообучением стали интересоваться в 2018.

Кстати, еще в 1991 году Глория Грей в книге “Электронные системы поддержки производительности” писала о микрообучении.

За эти годы стало понятно, когда нужно использовать микрообучение, а когда стоит выбрать другой формат.

Читайте также

Почему микрообучение так эффективно?
Исследования и опросы показывают, как высоко сотрудники ценят возможность учиться за счет работодателя. Но при этом готовы тратить на обучение не более 1% рабочего времени — 24 минуты в неделю.

Только примеры. Когда использовать микрообучение?

Подготовка к большому обучению

Микрокурсы помогают познакомиться с темой или привести знания участников будущего большого тренинга к одному уровню.

Компания выводит на рынок новый продукт и нужно оповестить об этом департамент продаж.

В этом случае в небольшом курсе можно собрать: основные термины, возможности продукта, рассказать какие “боли” клиента закрывает решение и в чём отличие от конкурентов. Продолжительность каждого модуля — не более 10 минут. Закончить обучение можно тестированием по основным возможностям продукта и его преимуществам.

Перед большим обучением менеджеры будут говорить на одном языке и находиться в одном понятийном поле, поэтому тренинг пройдёт более эффективно.

Обучение типовому процессу

Обучение подразумевает овладение разными отдельными навыками, которые потом собираются в единый процесс.

У компании есть бригада монтажников, которая должна выезжать на объекты и проверять их работу. Это могут быть камеры наблюдения или кондиционеры. Такие работы имеют свой регламент и порядок действий, вам же остаётся перенести их в цифровой вид.

Причем вы можете использовать сочетание разных форматов: для снятия защитного кожуха — видео, а для проверки систем чек-листы.

Фото unsplash.com

Обновить знания, которые были получены достаточно давно

Короткие курсы позволяют освежить знания. А повторение — лучший способ их закрепить.

Если у вас есть приложение, со всеми уроками, вы можете периодически напоминать сотрудникам о необходимости пройти какие-то курсы повторно.

Банк или крупное производство часто подвергаются кибератакам. Популярный способ получить доступ к информации — отправить фишинговое письмо, заражённое вирусом. А значит важно научить сотрудников отличать настоящее письмо от поддельного. Короткий курс о кибербезопасности с основными примерами атак и способами защиты можно повторять раз в несколько месяцев и подкреплять учебными тревогами.  

А если в приложении вы храните все учебные материалы, то сотрудники могут пройти какое-то обучение заново уже самостоятельно, когда возникнет необходимость. Та же бригада монтажников может посмотреть как работать с особым оборудованием пока едет на объект, где оно установлено.

Фото unsplash.com

Когда микрообучение бесполезно

Микрообучение — всего лишь один из форматов. Такой же как вебинар, лекция или деловая игра. Каждый хорош для своих задач и у каждого есть свои ограничения.

Когда нужны групповая или проектная работа

Микрообучение не подходит, когда нужна плотная групповая работа здесь и сейчас. Как мы говорили выше, микрообучение может быть хорошим стартом перед большим курсом, но вряд ли сможет заменить его целиком.

Молочная фабрика решает повысить компетенции менеджмента и заказывает обучение по выведению на рынок нового продукта. Можно отправить на тренинг маркетологов, ведь именно им надо будет продвигать продукт.

А можно создать рабочую группу, в которой будут технолог, логист, маркетолог, экономист. Вместе, под руководством тьютора, они смогут просчитать какой продукт необходимо вывести, сколько это будет стоить и какие подводные камни могут встретиться.

Это проектная работа, в которой каждый участник отвечает за свое направление, но учитывает мнение каждого звена производства.

Читайте также

Принципы теории обучения взрослых и их применение в корпоративном обучении
Отец теории андрагогики, Малкольм Ноулз, сформировал шесть базовых принципов обучения взрослых людей. Их понимание поможет сделать обучение более эффективными.

Когда образовательный контент нельзя поделить на отдельные "кусочки"

Микроформат — это отдельные завершенные единицы знания, а не один большой объём, который раздробили на отдельные блоки.

У вас есть курс по использованию бухгалтерской программы. Вы можете записать двухчасовое видео обо всех настройках и выгрузках. А можете сделать инструкции по каждому процессу, чтобы сотрудники могли проходить его поэтапно, параллельно с работой. В этом случае “нарезать слона” получается достаточно хорошо.

Но если у вас есть двухчасовое видео хирургической операции, нарезать его на кусочки без потери смысла не получится.

Фото unsplash.com

Когда речь идет о фундаментальных знаниях

С помощью микрообучения вы можете обучить кладовщика основным правилам приёма и отпуска товара, но вряд ли получится объяснить как устроены логистические цепочки и почему летают самолёты.

Мобильное обучение не дает глубоких знаний, не всегда показывает взаимосвязи разных процессов. С другой стороны, у него и нет такой задачи.


Микрообучение — не панацея, не серебряная пуля и не волшебная палочка. Это хороший рабочий инструмент, который может заметно повысить качество корпоративного обучения. Главное — использовать его по назначению.

На микрообучение стоит обратить внимание, когда вы можете разбить процесс на отдельные последовательные шаги.

В остальных случаях стоит выбрать другой формат. Но попробовать микрообучение в работе однозначно стоит.