Служебный роман глазами L&D: архетипы сотрудников и как их обучать

Обычное статистическое учреждение, а какие страсти кипят! Карьерные амбиции, интрижки на рабочем месте, панибратство и использование служебного положения в личных целях. Пора бы навести порядок в этой веселой организации. Попробуем подобрать персональную программу обучения для каждого сотрудника, чтобы повысить эффективность. Брови, конечно, имеют колоссальное значение, но развитие профессиональных компетенций важнее.

«Служебный роман» — советская лирическая комедия Эльдара Рязанова, фильм о жизни работников московского статистического учреждения, которое возглавляет «мымра» Людмила Прокофьевна.

В современном мире все продвинутые компании развивают своих сотрудников и  управляют их профессиональным и карьерным ростом. Мы решили поразмышлять, как можно выстроить стратегию развития работников из всем известного статистического учреждения. И вот что у нас получилось.

Людмила Прокофьевна Калугина,
директор статистического учреждения

— У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать.

Людмила Прокофьевна – серьезный и вдумчивый руководитель. Требовательная, принимая сложные решения, опирается на факты. Иногда производит впечатление жесткого менеджера — но за этой маской скрывается ранимая натура. Мы не сомневаемся в управленческих компетенциях Людмилы Прокофьевны, но к сожалению, она трудоголик: ежедневно задерживается на работе, в офис приходит раньше всех и даже дома не может расслабиться. Такой дисбаланс мешает и ей, и подчиненным, которые называют ее «наша мымра».

Чему учить? Людмиле Прокофьевне просто необходимо научиться удерживать баланс между жизнью и работой. У нее уже было несколько нервных срывов и на лицо признаки профессионального выгорания. Главное с трудоголиками — не превратить обучение в дополнительную обязательную нагрузку.

Рекомендуем смешанное обучение: учитывая загруженность Людмилы Прокофьевной, оптимальный формат обучения для нее будет — смешанный.

Короткие, не более 1,5 часов, занятия с тренером мы дополним мобильным микрообучением для самостоятельного освоения техник и добавим серию медитаций в онлайн-группе. И хотя тренинги с экспертами можно проводить и онлайн, мы бы добавить очные занятий в обучение Людмилы Прокофьевны, чтобы «вытянуть» ее из рабочей рутины и переключить на что-то помимо  любимой работы.

Юрий Григорьевич Самохвалов,

заместитель Калугиной

— Но ведь это очень личное...

— Ну, у меня нет ничего такого, что я должен скрывать от коллектива!

Юрий Самохвалов – амбициозный и целеустремленный человек. У него всегда есть план, а к нему тактика и стратегия. Готов брать на себя ответственность, решать сложные задачи, но настаивает, чтобы его вклад в общее дело оценивали по достоинству. Оптимист и хороший товарищ, всегда готов прийти на помощь. Иногда, конечно, допускает панибратство на работе, но это не главная его проблема.

Чему учить? Главная проблема с такими амбициозными сотрудниками — удержать их в компании. Если Самохвалова не продвигать по служебной лестнице, он зачахнет и покинет статистическое учреждение. Юрий Григорьевич талантливый управленец, поэтому надо занести его в кадровый резерв, включить в программы обучения для руководителей и подготовить к более высокой должности.

Рекомендуем социальное обучение: важная часть обучение кадровых резервистов — возможность обмениваться опытом с такими же талантливыми руководителями. Элемент конкуренции с другими участниками программы  пойдет только на пользу, а общение в закрытом сообществе «избранных» станет нематериальным поощрением и формой признания.

Поэтому наша рекомендация для Самохвалова: комплексная программа развития управленческих компетенций, с большим объемом взаимодействия между участниками.

Анатолий Ефремович Новосельцев,

старший статистик

— Мне вообще надоело сидеть за этим столом. Я чувствую себя переростком! Я способен на большее!

Анатолий Новосельцев старательный сотрудник и считает, что его недооценивают. У него есть карьерные амбиции, но, к сожалению, хард-скиллс недоразвиты (если судить по тому, что он работал с отчетами). Руководители не видят в нем потенциального управленца. Но Новосельцев планирует двигаться по карьерной лестнице всеми доступными способами и, ради продвижения, готов на многое.

Чему учить? Если Новосельцев хочет занять руководящую должность, предстоит много работы, а точнее учебы. Ему нужно прокачать хард-скиллс и, да, с софт-скиллс тоже проблемы, учитывая его непростые отношения с руководителем.  

Рекомендуем карьерный коучинг: первое что нужно Новосельцеву — увидеть траекторию развития, которая приведет его к заветной цели. Вместо сомнительных дружеских советов, ему нужен профессиональный карьерный коучинг и возможность проходить обучение, параллельно с работой. Вряд ли его строгому руководителю понравятся частые отлучки «на учебу».

В результате, мы надеемся, что Анатолий Ефремович, все-таки, станет начальником отдела «ле-е-еегенькой промышленности».

Верочка,

секретарша Калугиной

— Грудь вперед!

— Грудь? Вы мне льстите, Вера.

— Вам все льстят.

Верочка — секретарь, уверенная в себе, самодостаточная женщина, всегда имеет особое мнение. Может, конечно, для виду согласиться с руководителем, но сделает все по-своему. Ценит материальные блага, себя считает специалистом высокого класса, с удовольствием пользуется служебным положением в личных целях. Не боится говорить правду в глаза даже высокому руководству, разносит сплетни и не задумывается о последствиях.

Чему учить? Вера — помощник руководителя, но ей явно не хватает знаний этики делового общения. Она примеряет новые сапоги в рабочее время, закидывает ноги на стол, читает чужую переписку и отпускает колкие комментарии в адрес начальницы. Ах, Вера, это так непрофессионально!

Рекомендуем интенсивный тренинг и поддержку осведомленности: назначаем Вере очный мастер-класс от тренера по деловому этикету и не сомневаемся, что Людмила Прокофьевна отпустит ее на денек ради такого дела.

Ольга Петровна Рыжова,

сотрудница статистического учреждения

Ольга Рыжова — мягкая, ранимая натура, стремится к справедливости и миру во всем мире. Если увлекается чем-то, то с головой погружается в тему, иногда очень настойчивая — видит цель, не видит препятствий, к сожалению, это сыграло с ней злую шутку. Карьерных амбиций у Ольги Петровны нет.

В чем проблема?  Преследование женатого коллеги не лучший поступок Ольги Петровны, ей, как и Верочке, нужно напомнить про этику делового общения. Поэтому отправляем ее на тренинг в одной группе с Верой. Попросим тренера поставить их в пару и помочь наладить коммуникацию.

Рекомендации те же, что и для Верочки, но учитывая непростую личную ситуацию Ольги, рекомендуем ей также поработать с психологом.

Шура, профсоюзная активистка

— Зачем спрятать?

— Зачем? А от юбиляра, чтобы он не обрадовался раньше времени.

Шура – прекрасный организатор и общественный деятель. У нее много идей и одна лучше другой. Она не сильно анализирует полученную информацию, но всегда готова к дедлайнам. Шура — полноценный специалист по корпоративным коммуникациям, но вообще-то числится в бухгалтерии.

Чему учить? У Шуры явный талант организатора, хотя и есть некоторые проблемы с поспешностью решений. В бухгалтерии она явно была не на своем месте. Ей мы бы рекомендовали пройти переобучение на специалиста по корпоративным коммуникациям и сменить должность официально. В ходе обучения она сможет систематизировать знания и прокачать нужные скиллы, чтобы больше не попадать в неловкие ситуации, как тогда с Бубликовым.

Рекомендуем мобильное обучение: Шурочка много передвигается и почти не сидит на месте, ей отлично подойдет мобильный формат обучения. И, конечно, микро-обучение будет в топе. Между покупкой  бронзовой статуи лошади к юбилею и размещение «похоронного» венка всегда можно потратить 5 минут на прохождение очередного урока. «Прописываем» ей также участие в дискуссионных клубах и вебинары, которые помогут развить коммуникационные навыки.