50 лет на удалёнке

В этом году отмечаем юбилей — полвека первым опытам дистанционной работы. Рассказываем, как мы пришли в офис и как почти 40 лет пытались из них уйти.

Офисы поймали людей

Долгое время люди жили там же, где и работали. Торговцы жили в лавках, ремесленники в мастерских. Только чиновники и крестьяне жили в отдалении от рабочих мест и полей. Были некоторые исключения. Например, в Риме строили многоэтажные жилые дома, аналог наших «хрущёвок», где могли жить мастеровые или учителя, но в целом по миру ситуация была одинаковой.

Не было и привычного нам рабочего графика — люди вставали с рассветом и заканчивали дела на закате.

В таком состоянии люди прожили тысячи лет, если бы не три события, которые привели к современным многоэтажным офисным центрам.

Фото Unsplash

Появление мануфактур

Они стали появляться в 14 веке и подарили разделение труда. Раньше ремесленник выполнял всю работу сам, но на мануфактурах производство разделилось на отдельные процессы. Например, в типографии того времени один наёмный работник набирал текст из отдельных букв-литер, другой делал отпечатки, третий переплет.

Фактически с этого времени стали появляться профессии. И первые зачатки рабочего графика.

Изобретение искусственного освещения

Долгое время работать можно было только при солнечном свете. Свечи стоили дорого, факелы коптили и не давали достаточно освещения.

В 18 веке появилось газовое освещение, во второй половине 19 распространились керосиновые лампы. Это была настоящая революция: теперь работать можно было темным зимним утром и вечером. Газовые и керосиновые лампы использовались на фабриках, в больницах, конторах, трактирах и кафе.

Человек больше не был привязан к световому дню. Окончательно сложилось понятие «рабочего дня» и графика. Правда, был он суровым: рабочие трудились по 12-13 часов, но конторские работники и служащие жили по графику близкому к современному.

Символом времени стал гудок, с которого начинался и заканчивался рабочий день.

Фото Unsplash

Создание конвейера

Изобретение приписывают Генри Форду, но это не совсем верно. Процесс последовательного выполнения процессов разными рабочими был уже известен давно. Но Форд довёл его до совершенства.

Во-первых, он механизировал подачу деталей для сборки машины. Во-вторых, вместе с инженерами разбил сборку всех узлов на мельчайшие процессы, которые мог бы выполнять человек с минимальной подготовкой. При необходимости меняли даже высоту конвейера, чтобы рабочий тратил как можно меньше времени на операцию. Теперь сборка готовой машины занимала 2 часа вместо 12.

Как итог, к 1924 году половина всех автомобилей в мире вышла с завода Форда.

Подход с «нарезанием слона» оказался успешен и в конторской жизни: многие бюрократические процессы разбивались на несколько сотрудников, которых можно было легко обучить, а главное заменить.

Успех конвейера заставил и остальных промышленников перенять его принципы. Так и сложилась офисная культура: много клерков, которые выполняют однотипные операции и привязанные к своим рабочим столам.

Фото Unsplash

Прощай, офис!

Мы не знаем кто изобрёл колесо, парус или варку кофе. Но имя изобретателя удалёнки нам известно — Джек Ниллес.

По образованию он физик, разработал системы дистанционного управления для армии США и NASA. В 1972 году он начал работать в Южнокалифорнийском университете, где ему и пришла идея: работники могут трудиться из дома, а связываться с ними можно по телефону. Он же ввёл термин telecommuting, то есть «коммуникация на расстоянии».

Ему же принадлежит идея офисов-спутников: по всему городу раскиданы небольшие офисы, куда сотрудники могут добраться пешком или на велосипеде. С главным офисом все связываются по телефону или другим способом. Всё-таки привычного нам интернета тогда ещё было.

Ниллес уже тогда понимал, что удаленный сотрудник может быть не самым эффективным и отвлекаться на домашние дела. Джек проводил многочисленные эксперименты, чтобы решить эту проблему. Работы заинтересовали Национальный фонд финансирования науки. Джек получил деньги для продолжения исследований.

Джек Ниллес

И тому было несколько причин:

  • США переживали бензиновый кризис и передвигаться на машине стало дороже, топливо приходилось экономить.
  • Города при этом задыхались от пробок, ведь многие жили в пригородах, а офисные центры располагались в центре.
  • Многие жители глухих районов могли бы получить работу.

В 1979 году глава Комитета по экономическому развитию США Фрэнк Скифф вдохновляется идеями телеработы и вводит термин flexiplace — гибкое рабочее место.

Затем к идее телеработы подключается множество учёных и бизнесменов, которые вырабатывают правила удалёнки, механизмы общения и обмена информацией. Какие-то проекты оказываются успешными, другие проваливаются, но для всех становится очевидно — офис однажды перестанет быть полноценным местом работы.

Европа не отставала. В 1980 во французском Марне-ля-Валле открылся первый telecenter. Сейчас мы бы назвали его коворкингом. Затем последовали Швеция, Швейцария, другие страны Скандинавии. Строились и телекоттеджи, в которые жители отдалённых районов могли бы приезжать и работать вместо того, чтобы переезжать в крупные города, искать там жильё и ходить в офис. Деньги на них давало в основном государство. И здесь не все проекты оказались эффективными, но телецентры и телекоттеджи продолжали работать.

Фото Unsplash

В начале 90-х удаленка получила второе дыхание. На работу из дома перешли некоторые дизайнеры, журналисты инженеры и даже чиновники. Впрочем, этот переход не всегда был гладким — не все хотели заводить вторую платную телефонную линию для факса.

Кстати, сам Джек Ниллес до сих пор жив, ведет проект JALA, который посвящён телеработе. На сайте подробная история удаленки, исследования, прогнозы и другая просветительская информация. Что примечательно, часто встречается фраза «телеработа снижает транспортные издержки».

Удалёнка захватывает мир

Переход на работу из дома идёт уже много лет. Ещё в нулевых появился термин «цифровые кочевники». Так называли фрилансеров, которые работали там, где им удобно. Даже появился слоган «Работа — это что мы делаем, а не где находимся».

Тогда же стали появляться инструменты для удалённой работы: Skype, Basecamp, Google Docs и другие. Благодаря этим инструментам компании начали «размывать офисы» — переводить часть сотрудников на удаленку, нанимать на временные проекты фрилансеров или целые аутсорс-компании. Нормальной стала ситуация, когда у фирмы из Сан-Франциско бухгалтерия работает в Оклахоме или вообще в другой стране.

В феврале 2017 года Международная организация труда и Европейский фонд по улучшению качества жизни подсчитали, что в 2015-2016 37% американцев работали удалённо. На втором месте шла Япония — 32%, а в Европе больше всего удалёнщиков трудилось в Нидерландах, Дании и Швеции.

Фото Unsplash

Сайте для поиска дистанционной работы WeWorkRemote приводит такие данные: в 2013 у них было размещено 317 вакансий, а в 2018 уже 2 388.

В России удаленка тоже не была чем-то необычным. В 2015 вышло совместное исследование J’son & Partners Consulting, сделанное по заказу сервиса «Битрикс24». В 2014 году в России было 2,53 миллиона удалёнщиков, против 2,3 миллионов в 2013 году.

Так что нельзя говорить, что мир «удалился» в 2020 году, нет. Компании медленно шли к удалённой и гибридной работе, а пандемия только ускорила переход.

Правда, на одну нужную вещь внимания мало кто обращал.

Гибкие процессы работы и обучения

В 2013 году основатели компании 37signals выпустила книгу Remote. В неё они описывают собственный опыт удалённой работы и подробно прописывает как они решают ту или иную проблему.

На тот момент у компании не было собственного полноценного офиса: они снимали угол у другой компании. И не потому, что не хватало денег. Просто в головном чикагском офисе работало максимум 10 человек, а остальные были раскиданы по миру. Как они пишут: «Мы не всегда знаем в каком городе сейчас наш работник».

Но раз в год компания обязательно собирала всех сотрудников для длительного общения и планирования. В остальное же время раз в месяц они обязательно созванивались с каждым просто поболтать полчаса-час не о работе. Такой аналог разговоров «у кулера».

Так что ещё в 2013 году было известно про выгорание на удаленке и способы его преодолеть. И это гибкое рабочее место, гибкий рабочий график и периодические личные встречи.

Фото Unsplash

А как же обучение удалённых сотрудников?

К сожалению, в книге не пишут про обучение, но в этом нет ничего удивительного — тогда в компании работало меньше 50 человек, так что они могли использовать инструкции и скрипты, а систему курсов.

Ниллес и его коллеги тоже почти ничего не пишут о том каким должно быть обучение в новых условиях. Много про рабочие инструменты, изменение мышления и заботу, но почти ничего про образование.

Но в крупной организации курсы и тренинги составляют важную часть корпоративной культуры, поэтому их тоже нужно перенести в новый формат.

С 1972, да и с 2013 технологии обучения шагнули далеко вперед. Долгое время сотрудники собирались в учебных классах или конференц-залах, тратили дни на тренинги. Потом к ним добавились электронные системы обучения, жестко привязанные к рабочим компьютерам.

Сейчас появился и третий элемент — приложения для планшетов и смартфонов. С ними сотрудник может обучаться, где и когда угодно: все лекции, задания, тесты и материалы доступны в любой момент. Так что необходимость в большой обучающей системе заметно снижается, а очные тренинги можно проводить в особых случаях.

Последние подсчёты показывают, что в среднем мы смотрим на экраны около 6-8 часов в день. Так что выделить в них полчаса на обучение вполне реально. К тому же за последние два года привычки пользователей изменились: они стали использовать интернет для покупок и развлечений.

Да и статистика говорит, что почти 40% сотрудников готовы обучаться через приложения.

Можно говорить, что теперь есть полноценная инфраструктура для гибридной работы. Осталось только принять решение и вывести сотрудников на подобный график.

Фото Unsplash

Идея Джека Ниллеса из 1972 года казалась нереальной. Но прошло сравнительно немного времени, и удалёнка перестала быть экзотикой. Это же касается и корпоративного образования — оно меняет форматы, но в итоге процесс обучения становится всё более доступным и удобным. А развитие мобильных платформ выведет его на качественно новый уровень.