За два пандемийных года изменилось отношение к работе, офису и корпоративному обучению. Сотрудники готовы проходить онлайн-курсы и повышать скиллы. Но у них сформировались свои требования к подаче, содержанию и формату курсов.
Разбираемся вместе с исследованием eLearning center Елены Тихомировой с тем, что сегодня хотят сотрудники от корпоративного обучения в онлайн, чему, где, когда и в каком формате они хотели бы учиться
Мы будем сравнивать исследования 2019 и 2021 годов, чтобы посмотреть динамику изменений и делать соответствующие выводы.
Выборка участников
В ходе исследования было опрошено 5564 работников из сфер производства, телекома, информационных технологий, банков и торговли.
Больше всего участников возраста 30-35 лет (24,4%), затем 35-40 (20,5%). Сотрудников 20-30 лет чуть меньше 30%. Такая выборка вполне соответствует данным по среднему возрасту работников от Росстата.
Важно отметить, что большинство опрошенных (48,2%) не имеют компьютера на рабочем месте — это работники торговых точек, производства или «разъездной» персонал. У них либо нет физической площадки для подключения к курсам, либо могут возникать сложности с подключением к учебному порталу.
Сотрудники предпочли бы учиться из дома, но не тратить на это личное время
Согласно исследованию, больше всего сотрудников (42,2%) выбирают обучение из дома. И только для 26,7% такой формат неприемлем. Для остальных место обучение не имеет большого значения.
Лучшее время для учёбы — день, как отметили 43,9%. Вечер люди предпочитают отдавать другим делам.
Самым важным преимуществом обучения из дома сотрудники называют возможность самостоятельно выбрать время для прохождения курсов (57,8%).
Другие преимущества обучения «на дому»:
- Никто не отвлекает по рабочим вопросам
- Удобнее изучить дополнительные материалы или остановиться на сложных моментах
- Больше погружения в тему
- Можно разбить обучение на удобные части и выбрать комфортный темп
- На время обучения легче отложить рабочие задачи
Из недостатков отмечают, что учиться приходиться в нерабочее время, иногда мешают домашние, но у большинства не возникает особых сложностей.
Это вполне соотносится с тем, что самыми отвлекающими от учебы факторы сотрудники считают срочные рабочие задачи, коллег и звонки по телефону. Получается, что дома в нерабочие часы сосредоточится на занятии получается лучше всего.
На вопрос о том, сколько времени обычно уходит на прохождение одного электронного курса самый популярный ответ — от 30 минут до 1 часа (49%), при этом 26,4% опрошенных тратя на курс не более 30 минут.
Сотрудники предпочитают темы, которые можно пройти небольшими кусками за 2-3 дня. При этом более половины выбирают закончить курс «в один присест».
Оптимальным временем для прохождения курса сотрудники считают продолжительность школьного урока — 45 минут.
За прошедшие два года поменялся паттерн планирования — всё больше сотрудников предпочитают выделять в своем расписании специальное время для обучения, не пытаясь уместить прохождение курса между рабочими задачами, но и не жертвуя личным временем.
2019 | 2021 | |
---|---|---|
Личное время за пределами работы | 31% | 22,5% |
Отдельное время | 19% | 53,6% |
Время между задачами | 50% | 23,9% |
Само отношение к курсам также поменялось. За 2 года количество людей, которые проходят курсы повторно выросло с 34 до 48%. А вот проходить курс заново, чтобы набрать необходимый балл приходиться всё так же 78% опрошенных.
Выводы
- Сотрудники хотят учиться. Но больше не готовы отдавать на это личное время. Пандемия повысила значимость work-life balance поэтому на обучение нужно выделять время в рабочем графике.
- Самым удобным местом для онлайн-обучения сотрудники считают дом. Тут нет противоречия с предыдущим пунктом если речь идет об удаленной или гибридной работе. Для сотрудников, которые должны проводить день на рабочем месте, компромиссным вариантом будет такой формат обучения, который дает максимум свободы выбора в том, где, когда и в каком темпе учиться. Например, мобильное обучение.
- Сотрудники предпочитают короткие и ёмкие курсы. Оптимальная длительность — 45 минут. Если тему не получится раскрыть за одно 45-минутное занятие, ее стоит разбить на модули или этапы и дать сотрудникам возможность проходить обучение в течение нескольких дней частями.
Сотрудники оценили преимущества мобильного обучения и хотят иметь материалы обучения в доступе
Изменились и востребованность мобильных устройств для обучения. Если 2019 мобильное обучение считали неудобным 40% опрошенных, в 2021 таких всего 18,7%. Более того, 39,5% респондентов назвали мобильное приложение одной из самой удобных платформ.
Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, методисты стали чаще выбирать для создания электронных курсов адаптивные платформы или делать их сразу в мобильном формате. Позитивный пользовательский опыт сделал сотрудников лояльнее к мобильному обучению.
Второй важный фактор — бурное развитие мобильных и mobile-first (ориентированных в первую очередь на пользователей смартфонов) платформ для корпоративного обучения. Когда на смену неудобным и нестабильно работающим мобильным версиям корпоративных LMS пришли специализированные решения, это позитивно сказалось на восприятии мобильного формата сотрудниками.
Вот что действительно мало поменялось — привычки пользователей во время прохождения курса. Большая часть делает скриншоты, пишет заметки.
Также высокой остается потребность иметь доступ к материалам курса после его прохождения. Почти 40% опрошенных хотели бы получить некую памятку с основными материалами курса, а четверть ссылку на их скачивание.
Интересные перемены произошли в отношении к выбору курсов.
2019 | 2021 | |
---|---|---|
Я хорошо знаю свои задачи и мне удобнее самостоятельно выбирать курсы | 28% | 14,5% |
Часть курсов должны быть обязательные, часть на выбор | 57% | 38,6% |
Меня устраивает, что компания определяет нужный вектор развития | 15% | 46,9% |
Как видно из сравнения всё больше сотрудников полагаются на L&D и HR в вопросе выбора своей образовательной траектории
Выводы
- Мобильное приложение — удобное и функциональное дополнение, которое стоит использовать вместе, а порой и вместо основного учебного портала.
- После курса информация должна быть доступна. Сотрудник должен иметь к быстрый доступ к презентациям, инструкциям, саммари, схемам и так далее.
- Подача курса также важна, как и содержание. Простая и чёткая презентация может оказаться эффективней игры или дорогой симуляции.
Самое востребованная тематика учебных курсов — формирование новых привычек эффективности
Главной причиной пройти обучение остаётся профессиональная деятельность и необходимость повышать квалификацию.
Требования к электронным курсам:
- Практические примеры из конкретной области
- Качественное изложение
- Задачи, основанные на реальных ситуациях
- Сопроводительные материалы (графики, иллюстрации и так далее)
- Яркое оформление и сюжеты, хотя допустимы и лаконичные курсы, но с выверенным контентом
Когда речь зашла о том, чему хотели бы научиться опрошенные, в топе оказались тематики, связанные с формированием новых привычек и паттернов поведения: управление стрессом, самомотивация, повышение эффективности, личная дисциплина и эмоциональный интеллект.
Объединяет эти темы то, что их нельзя освоить за одну онлайн-лекцию. Нужен «забег на длинную дистанцию», а значит другая организация учебного процесса.
Выводы
- Практика важнее теории. Пройденный материал важно применять здесь и сейчас, а сами курсы необходимо уводить от абстрактных примеров.
Сотрудники хотят обсуждать обучение с коллегами, получать обратную связь и «ачивки»
Как сотрудники узнают о новых курсах? Наиболее удобными были признаны электронные рассылки (51,6%), готовый каталог обучения с возможностью выбора курсов (41,2%), готовый календарь обучения (33,6%).
В 2021 48,4% опрошенных хотели бы иногда обсуждать курс с коллегами. При этом нужда в поддержке эксперта выросла с 13,5% до 16,8%.
Что касается самого общения в процессе, то наиболее популярны: чаты с одногруппниками и экспертами, а также комментарии внутри курса. А вот вынос комментариев вне учебной площадки на отдельный форум приветствует всего 19% участников исследования.
Ещё учащиеся хотели бы видеть результаты, разбор ошибок, прогресс (сколько осталось), отслеживать причинно-следственные связи на примере реальных ситуаций. Элементы геймификации — различные значки и отметки — важны для 24%.
Новые знания начинают сразу же применять 76% опрошенных. А через 2-3 недели всего 11%.
Выводы
- Высокая потребность в коммуникациях. Учащимся важно обсуждать обучение с коллегами и экспертами, получать обратную связь. Особенно это актуально для полностью удаленных сотрудников, которые лишены возможности общаться лично как офисные или гибридные коллеги.
- Платформа для обучения остается важным фактором. Корпоративная система обучения должна быть дружелюбна к пользователю, давать максимум информации по курсам, текущим статусам.
Для обучения работе с оборудованием и людьми — видео, для инструкций — текст
Интересно выглядит и разделение предпочтений сотрудников по форматам учебного контента в зависимости от тематики обучения.
Как видно, если обучение касается общения с людьми или работы с техникой, видео более предпочтительный формат, поскольку содержит больше эмоций и возможностей показать нюансы оборудования.
И стоит учесть, что видео может быть монолитной лекцией или подготовлено для микрообучения.
В выборе между синхронным онлайн-обучением (вебинарами и лекциями с экспертами) и асинхронным (видео, подкасты, электронные курсы) предпочтения участников опроса разделились примерно поровну: 44% и 42% соответственно. Остальные не смогли отдать предпочтение какому-то одному варианту или не увидели большой разницы.
Выводы
- Востребованы разные форматы обучения. Выбор оптимального формата во многом зависит от темы курса.
Мы благодарим eLearning center Елены Тихомировой за предоставленные материалы.
Телеграм-канал команды «Живое обучение».
Комментарии