За два пандемийных года изменилось отношение к работе, офису и корпоративному обучению. Сотрудники готовы проходить онлайн-курсы и повышать скиллы. Но у них сформировались свои требования к подаче, содержанию и формату курсов.

Разбираемся вместе с исследованием eLearning center Елены Тихомировой с тем, что сегодня хотят сотрудники от корпоративного обучения в онлайн, чему, где, когда и в каком формате они хотели бы учиться

Мы будем сравнивать исследования 2019 и 2021 годов, чтобы посмотреть динамику изменений и делать соответствующие выводы.

Выборка участников

В ходе исследования было опрошено 5564 работников из сфер производства, телекома, информационных технологий, банков и торговли.

Больше всего участников возраста 30-35 лет (24,4%), затем 35-40 (20,5%). Сотрудников 20-30 лет чуть меньше 30%. Такая выборка вполне соответствует данным по среднему возрасту работников от Росстата.

Важно отметить, что большинство опрошенных (48,2%) не имеют компьютера на рабочем месте — это работники торговых точек, производства или «разъездной» персонал.  У них либо нет физической площадки для подключения к курсам, либо могут возникать сложности с подключением к учебному порталу.
People working at the SodaStream factory in Israel. Shot during press trip to SodaStream factory in 2019.
Фото Unsplash

Сотрудники предпочли бы учиться из дома, но не тратить на это личное время

Согласно исследованию, больше всего сотрудников (42,2%) выбирают обучение из дома. И только для 26,7% такой формат неприемлем. Для остальных место обучение не имеет большого значения.

Лучшее время для учёбы — день, как отметили 43,9%. Вечер люди предпочитают отдавать другим делам.

Самым важным преимуществом обучения из дома сотрудники называют возможность самостоятельно выбрать время для прохождения курсов (57,8%).

Другие преимущества обучения «на дому»:

  • Никто не отвлекает по рабочим вопросам
  • Удобнее изучить дополнительные материалы или остановиться на сложных моментах
  • Больше погружения в тему
  • Можно разбить обучение на удобные части и выбрать комфортный темп
  • На время обучения легче отложить рабочие задачи

Из недостатков отмечают, что учиться приходиться в нерабочее время, иногда мешают домашние, но у большинства не возникает особых сложностей.

Это вполне соотносится с тем, что самыми отвлекающими от учебы факторы сотрудники считают срочные рабочие задачи, коллег и звонки по телефону. Получается, что дома в нерабочие часы сосредоточится на занятии получается лучше всего.

Фото Unsplash

На вопрос о том, сколько времени обычно уходит на прохождение одного электронного курса самый популярный ответ — от 30 минут до 1 часа (49%), при этом 26,4% опрошенных тратя на курс не более 30 минут.

Сотрудники предпочитают темы, которые можно пройти небольшими кусками за 2-3 дня. При этом более половины выбирают закончить курс «в один присест».

Оптимальным временем для прохождения курса сотрудники считают продолжительность школьного урока — 45 минут.

За прошедшие два года поменялся паттерн планирования — всё больше сотрудников предпочитают выделять в своем расписании специальное время для обучения, не пытаясь уместить прохождение курса между рабочими задачами, но и не жертвуя личным временем.

2019 2021
Личное время за пределами работы 31% 22,5%
Отдельное время 19% 53,6%
Время между задачами 50% 23,9%

Само отношение к курсам также поменялось. За 2 года количество людей, которые проходят курсы повторно выросло с 34 до 48%. А вот проходить курс заново, чтобы набрать необходимый балл приходиться всё так же 78% опрошенных.

Выводы

  • Сотрудники хотят учиться. Но больше не готовы отдавать на это личное время. Пандемия повысила значимость work-life balance поэтому на обучение нужно выделять время в рабочем графике.
  • Самым удобным местом для онлайн-обучения сотрудники считают дом. Тут нет противоречия с предыдущим пунктом если речь идет об удаленной или гибридной работе. Для сотрудников, которые должны проводить день на рабочем месте, компромиссным вариантом будет такой формат обучения, который дает максимум свободы выбора в том, где, когда и в каком темпе учиться. Например, мобильное обучение.
  • Сотрудники предпочитают короткие и ёмкие курсы. Оптимальная длительность — 45 минут. Если тему не получится раскрыть за одно 45-минутное занятие, ее стоит разбить на модули или этапы и дать сотрудникам возможность проходить обучение в течение нескольких дней частями.

Сотрудники оценили преимущества мобильного обучения и хотят иметь материалы обучения в доступе

Изменились и востребованность мобильных устройств для обучения. Если 2019 мобильное обучение считали неудобным 40% опрошенных, в 2021 таких всего 18,7%. Более того, 39,5% респондентов назвали мобильное приложение одной из самой удобных платформ.

Young caucasian woman on leather couch working at a laptop while browsing her phone
Фото Unsplash

Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, методисты стали чаще выбирать для создания электронных курсов адаптивные платформы или делать их сразу в мобильном формате. Позитивный пользовательский опыт сделал сотрудников лояльнее к мобильному обучению.

Второй важный фактор — бурное развитие мобильных и mobile-first (ориентированных в первую очередь на пользователей смартфонов) платформ для корпоративного обучения. Когда на смену неудобным и нестабильно работающим мобильным версиям корпоративных LMS пришли специализированные решения, это позитивно сказалось на восприятии мобильного формата сотрудниками.

Вот что действительно мало поменялось — привычки пользователей во время прохождения курса. Большая часть делает скриншоты, пишет заметки.

Также высокой остается потребность иметь доступ к материалам курса после его прохождения. Почти 40% опрошенных хотели бы получить некую памятку с основными материалами курса, а четверть ссылку на их скачивание.

Интересные перемены произошли в отношении к выбору курсов.

2019 2021
Я хорошо знаю свои задачи и мне удобнее самостоятельно выбирать курсы 28% 14,5%
Часть курсов должны быть обязательные, часть на выбор 57% 38,6%
Меня устраивает, что компания определяет нужный вектор развития 15% 46,9%

Как видно из сравнения всё больше сотрудников полагаются на L&D и HR в вопросе выбора своей образовательной траектории

Выводы

  • Мобильное приложение — удобное и функциональное дополнение, которое стоит использовать вместе, а порой и вместо основного учебного портала.
  • После курса информация должна быть доступна. Сотрудник должен иметь к быстрый доступ к презентациям, инструкциям, саммари, схемам и так далее.
  • Подача курса также важна, как и содержание. Простая и чёткая презентация может оказаться эффективней игры или дорогой симуляции.

Самое востребованная тематика учебных курсов — формирование новых привычек эффективности

Главной причиной пройти обучение остаётся профессиональная деятельность и необходимость повышать квалификацию.

График из исследования 2021 года

Требования к электронным курсам:

  • Практические примеры из конкретной области
  • Качественное изложение
  • Задачи, основанные на реальных ситуациях
  • Сопроводительные материалы (графики, иллюстрации и так далее)
  • Яркое оформление и сюжеты, хотя допустимы и лаконичные курсы, но с выверенным контентом

Когда речь зашла о том, чему хотели бы научиться опрошенные, в топе оказались тематики, связанные с формированием новых привычек и паттернов поведения: управление стрессом, самомотивация,  повышение эффективности, личная дисциплина и эмоциональный интеллект.

График из исследования 2021 года


Объединяет эти темы то, что их нельзя освоить за одну онлайн-лекцию. Нужен «забег на длинную дистанцию», а значит другая организация учебного процесса.

Выводы

  • Практика важнее теории. Пройденный материал важно применять здесь и сейчас, а сами курсы необходимо уводить от абстрактных примеров.

Сотрудники хотят обсуждать обучение с коллегами, получать обратную связь и «ачивки»

Как сотрудники узнают о новых курсах? Наиболее удобными были признаны электронные рассылки (51,6%), готовый каталог обучения с возможностью выбора курсов (41,2%), готовый календарь обучения (33,6%).

В 2021 48,4% опрошенных хотели бы иногда обсуждать курс с коллегами. При этом нужда в поддержке эксперта выросла с 13,5% до 16,8%.

Что касается самого общения в процессе, то наиболее популярны: чаты с одногруппниками и экспертами, а также комментарии внутри курса. А вот вынос комментариев вне учебной площадки на отдельный форум приветствует всего 19% участников исследования.

Ещё учащиеся хотели бы видеть результаты, разбор ошибок, прогресс (сколько осталось), отслеживать причинно-следственные связи на примере реальных ситуаций. Элементы геймификации — различные значки и отметки — важны для 24%.

Новые знания начинают сразу же применять 76% опрошенных. А через 2-3 недели всего 11%.

Dice Floating
Фото Unsplash

Выводы

  • Высокая потребность в коммуникациях. Учащимся важно обсуждать обучение с коллегами и экспертами, получать обратную связь. Особенно это актуально для полностью удаленных сотрудников, которые лишены возможности общаться лично как офисные или гибридные коллеги.
  • Платформа для обучения остается важным фактором. Корпоративная система обучения должна быть дружелюбна к пользователю, давать максимум информации по курсам, текущим статусам.

Для обучения работе с оборудованием и людьми — видео, для инструкций — текст

Интересно выглядит и разделение предпочтений сотрудников по форматам учебного контента в зависимости от тематики обучения.

График из исследования 2021 года

Как видно, если обучение касается общения с людьми или работы с техникой, видео более предпочтительный формат, поскольку содержит больше эмоций и возможностей показать нюансы оборудования.

И стоит учесть, что видео может быть монолитной лекцией или подготовлено для микрообучения.

В выборе между синхронным онлайн-обучением (вебинарами и лекциями с экспертами) и асинхронным (видео, подкасты, электронные курсы) предпочтения участников опроса разделились примерно поровну: 44% и 42% соответственно. Остальные не смогли отдать предпочтение какому-то одному варианту или не увидели большой разницы.

Выводы

  • Востребованы разные форматы обучения. Выбор оптимального формата во многом зависит от темы курса.

Мы благодарим eLearning center Елены Тихомировой за предоставленные материалы.

Телеграм-канал команды «Живое обучение».