Тренды: что ждёт корпоративное обучение в 2022

Этот год прошёл без тотальных локдаунов, но многие сотрудники остались на удаленке или приходят в офис пару раз в неделю. Гибридный формат работы сохранится и в 2022. Как этот и другие тренды «новой нормальности» повлияют на корпоративное обучение?

  1. Гибридная работа. К чему готовиться L&D?
  2. Гиг-экономика. Внештатных сотрудников тоже нужно обучать
  3. Смена поколений. Больше разнообразных форматов
  4. В какую сторону двигаться HR и L&D?

Гибридная работа. К чему готовиться L&D?

В 2020 огромное количество людей познакомились с удалёнкой, видеосвязью и возможностью не ездить на работу. Поэтому выход в офисы многие восприняли крайне болезненно.

Так, летом сотрудники Apple вступили в открытый конфликт с руководством и отказались приезжать в офис по понедельникам, вторникам и четвергам. В итоге обязательное возвращение назначили на январь 2022.

Что касается России, то у нас гибридный формат оказался очень популярным. Опрос аналитического центра «Битрикс24» среди 964 компаний показал, что 53% из них будут использовать гибридный формат работы.

Также работодатели увеличили количество удалённых вакансий. По данным hh осенью 2020 у них было около 30 тысяч подобных предложений, но в феврале этого года их было уже 46 000.

Фото unsplash.com

Массовый переход на удаленку и гибридную работу затронул не только способы общения, но и сами офисные пространства. Например, Fujitsu решила сократить половину офисов и пересмотреть концепцию оставшихся. В российском представительстве Fujitsu офис теперь не рассматривают как набор рабочих мест. Скорее это коворкинг или библиотека, куда ты приходишь с ноутбуком, выполняешь задачи и отправляешься дальше.

О создании офисов без закрепленных за сотрудниками рабочих столов говорят и другие компании. Гибридные и удалённые рабочие места неожиданно стали нормой. Спрос на них есть у работодателей и сотрудников. А свободный формат работы — преимуществом работодателя.


Что это означает для L&D?

Количество офисных сотрудников будет сокращаться: удаленная и гибридная работа вымывают людей из офисов. Собрать всех в одном месте и обучить чему-то становится сложней, но и вебинары далеко не всегда эффективны. Специалистам по обучению придется много экспериментировать с форматами обучения и их комбинациями, чтобы найти оптимальное решение. Смешанное обучение (Blended Learning) – новый чёрный корпоративного обучения в 2022 году.


Гиг-экономика. Внештатных сотрудников тоже нужно обучать

Гиг-экономика – это, говоря простыми словами, найм сотрудников под определённый проект, без зачисления в штат.

На практике это выглядит следующим образом. Служба доставки А заключает договор на оказание курьерских услуг с компанией Б. Последняя уже заключает договоры ГПХ с многочисленными курьерами и таксистами. Таким образом компания А доставляет продукты или еду, но не имеет в штате ни одного курьера.

В рамках гиг-экономики на тех же условиях работают не только низкоквалифицированные сотрудники, но и эксперты: проджект-менеджеры, маркетологи, программисты, юристы. Их всех бизнес «берет в аренду» под конкретный проект.

Фото unsplash.com

По данным портала Superjob, уже сейчас каждая шестая компания России привлекает самозанятых к проектной работе, и в 2022 году этот показатель будет только расти.

PwC пишет о том, что компании будут привлекать фрилансеров намного чаще, а 25% организаций отдадут самозанятым часть задач, которые сейчас выполняют штатные сотрудники.


Что это значит для L&D?

Количество внешних наёмных сотрудников также будет расти. С одной стороны, им не нужно специализированное обучение. С другой – им может требоваться минимальный онбординг, который рассказывает о компании, её правилах и корпоративной культуре.

Учебные курсы нужно будет адаптировать не только под разные категории сотрудников внутри компании, но и под сотрудников с разным юридическим статусом.

Смена поколений. Больше разнообразных форматов

Мы уже писали об этом в одной из наших статей. Сотрудники в возрасте сталкиваются с представителями «Поколения Z» (те, кто родились в период 1995-2010 годов).

Чаще всего молодые сотрудники работают непосредственно с клиентами, то есть выступают лицом бренда. Они нуждаются в поддержке, обучении, наставниках из более опытных коллег.

При этом у молодых сотрудников совсем другие способы потребления и получения информации. Они привыкли находить информацию самостоятельно, им важнее не «знать», а «знать где найти», они чаще пользуются смартфонами, чем ноутбуками.

Фото unsplash.com

Поэтому нельзя обучать сотрудников разных поколений одинаковыми методами водной форме. В этом случае снижается общая эффективность обучения и сотрудники оказываются в разном информационном поле. К задаче про лебедя, рака и щуку добавляется ещё один элемент вроде енота.  

Кстати, про наставников, которые могут передать бесценный опыт мы тоже писали.


Что это значит для L&D?

У сотрудников разных поколений разные цифровые навыки и разный опыт обучения: то, что хорошо для 35-летнего может не подходить 20-летнему. Это придётся учитывать при разработке программ обучения. Персонализация обучения будет актуальной, а программы менторства и наставничества помогут снять напряжение в разновозрастной команде.

Человек-гаджет. Тотальная мобильность

Ещё с начала 2010-х активно развивается концепция Bring your own device. Её суть в том, что сотрудники используют личные устройства (смартфоны, ноутбуки и прочее) для выполнения рабочих задач. То есть личное и офисное всегда с человеком и становится неразделимым. Несмотря на некоторые сложности с точки зрения защиты информации, такая практика получает все большее распространение и в России.

Фото unsplash.com

Другой важный момент. По данным SlickJump мобильный трафик занимает 81% в общем интернет-потоке. Иными словами, почти каждый житель России привык использовать смартфон для выхода в сеть. Он всегда онлайн: проверяет социальные сети и почту, смотрит фильмы, играет, слушает музыку. Или работает.


Что это значит для L&D?

Изменится не только содержание и формат обучения, но и технические средства. Смартфоны — становятся распространенной площадкой для корпоративного обучения. Смартфон всегда с сотрудником, всегда подключен к Интернету. Поэтому важным приоритетом становится адаптация курсов под мобильный формат и поиск подходящих форм обучения.

В какую сторону двигаться HR и L&D. Выводы

То, что мы описали выше так или иначе практиковали различные компании. О смене поколений заговорили ещё до коронакризиса, компании нанимали фрилансеров, создавали удалённые рабочие места. Но в 2020 начался идеальный шторм, который ускорил все эти процессы, заставил HR и L&D искать быстрые и эффективные решения.

Какой курс проложить, чтобы выбраться из бушующего моря?

Фото unsplash.com
  1. L&D придётся адаптировать существующие учебные курсы и программы под гибридный и онлайн формат. Например, дополнить видео лектора подробными инструкциями, таблицами, ссылками, элементами микрообучения.
  2. Пересмотра потребует весь текущий учебный контент. Он, вероятно, устарел, потому что рассчитан на офлайн курсы и взаимодействие с тренером. В режиме самостоятельного обучения сотрудники не всегда могут задать уточняющий вопрос. Поэтому онлайн-модули должны быть максимально информативными и понятными.
  3. Умение сочетать разные форматы в рамках одной программы или учебного курса – главный навык L&D в 2022-м. Так L&D сможет более эффективно доносить учебный контент, а заодно решит проблему разных поколений.
  4. Все онлайн-обучение в 2022 году необходимо адаптировать под доступ с мобильных устройств. Курсы должны быть доступны с экрана смартфона и корректно отображаться на нем, трансляции и вебинары должны быть удобны для просмотра с мобильного и т.п.
  5. Программы, где всё обучение проходит в строго обозначенные часы в группе под руководством тренера, уйдут в прошлое. Им на смену придут программы, сочетающие синхронное (занятие с тренером сейчас) и асинхронное обучение (когда удобно). Так получится система гибридного обучения, удобная и для сотрудников, и L&D.

Трудно прогнозировать, что будет глобально в 2022 году. Ясно только, что способы работы, организации офисной жизни и корпоративного обучения навсегда изменились. И мир L&D также ждут фундаментальные перемены.