Продуктивная неудача: как обучать сотрудников с помощью ошибок

Учиться на чужих ошибках безопасно. Но учиться на собственных ошибках — куда эффективней. На этом принципе можно построить не один учебный курс.

Ошибки, которые учат

Впервые о теории продуктивной неудачи рассказали профессор Ману Капур и его докторант Танмай Синха из Высшей технической школы (Швейцария). Они проанализировали более 50 исследований, которые касались обучения студентов и пришли к выводу, что решение практических задач до, а не после изучения теории может существенно повысить эффективность обучения.

Как мы привыкли учиться:

Теория → Практика → Разбор ошибок

Но в формате продуктивной неудачи порядок иной:

Практика → Разбор ошибок → Теория

Чтобы подтвердить выводы, Капур в течение года проводил собственный эксперимент. Результат соответствовал предположениям: если поставить практику до теории, показатель освоения курса увеличивается на 20% и повышается успеваемость.

Капур считает: есть процессы, которые приводят к положительному эффекту неудачи. Исследователь называет их «Четыре О».

Отклик

Чтобы решить новую задачу, нужно понять, что решить задачу надо с использованием прошлого опыта и знаний

Осознание

Какие именно знания и и навыки нужно использовать для решения задачи

Отношение

Мотивация решить задачу, азарт

Обобщение

Ученики узнают правильное решение и почему их варианты были неверными

Теория Капура вызвала много откликов и споров. Недавнее исследование команды Кристиана Хартмана показало, что при ряде условий продуктивная неудача может быть не менее эффективной, чем разбор чужих ошибок.

Продуктивная неудача хорошо работает не только со студентами. Её можно использовать и для обучения сотрудников.

Преимущества формата для корпоративного обучения

Продуктивная неудача напоминает ситуацию, когда группа людей попала на необитаемый остров и пока ждёт спасателей, начинает обустраивать быт. Кто-то вспоминает фильмы и телешоу по теме и начинает строить навес, вторые отправляются на поиски воды и съестного, а третьи пытаются развести костёр.

Никто не знает, как правильно поступить, а просто опирается на давние отрывочные сведения и здравый смысл.

Корпоративное обучение не настолько экстремально, ведь есть тренер, который разберет ошибки и потом покажет, как надо. Но когнитивные процессы схожи.

Источник Unsplash

Активация прошлых знаний

Взрослый человек накапливает обширный опыт и багаж знаний. Но пользуется далеко не всеми навыками. И если перед человеком появляется задача со многими неизвестными, он постарается вспомнить всё, что может помочь.

Активация становится элементом повторения и дополнительного закрепления когда-то полученных знаний.

Осознание пробелов

Возможно, одно из главных преимуществ формата. Продуктивная неудача формируется таким образом, чтобы учащиеся не могли решить задачу с имеющимися знаниями и опытом.

В процессе сотрудники могут предложить много вариантов ответов, в том числе причудливых. Но результат один — перед сотрудниками обнажается навыковый разрыв, а следом приходит понимание чему и зачем учиться.  

Николай Носов отмечает: достаточно просто расписать сильные и слабые стороны своего коллеги или подчинённого. Но сделать такую разбивку по своим талантам и компетенциям уже намного сложней. Поэтому постоянно нужно мнение со стороны бадди или коуча, который бы подсказал куда двигаться.

При использовании продуктивной неудачи, роль своеобразного наставника выполняет тренер и его задания.

Источник Unsplash

Глубокое и эмоциональное погружение в концепцию

Для решения задачи учащимся приходиться глубоко в неё проникать. Это похоже на разбор механизма, когда ищут поломку. Точно также нужно «разобрать» задачу, понять, как связаны элементы и что нужно сделать, чтобы механизм заработал вновь.

При таком подходе невозможна зубрёжка, но есть постоянный процесс поиска и обмена мнениями.

К тому же такая вовлечённость хорошо играет на долгой дистанции. Ноа Кагеяма напоминает про одно исследование Капура от 2011 года. Было две группы учеников: одна училась по привычному прямому методу, а вторая с помощью продуктивной неудачи. Они решали задачи про среднюю скорость.

На ранних этапах ученики из группы прямого обучения показывали высокие результаты: средний балл за домашнее задание составлял 91%. У второй группы результат был на уровне 16%.

Но когда проходило финальное тестирование, группа «продуктивных неудачников» вышла вперед. Средний балл при решении простых задач составил у них 85% против 75%. Ещё больший разрыв в среднем балле был при решении сложных задач: 60% против 42% в группе с прямым обучением.

Ноа считает, что группа, которая училась на собственных ошибках, получила более фундаментальное понимание принципов средней скорости и её вычисления. А также были более вовлечены.

Сценарий использования продуктивных неудач

Михаил Осипов, эксперт методического сектора Университета Иннополис и автор канала «Лаборатория онлайн-обучения», приводит пример из своей практики на примере занятия по изучению таксономии Блума.

Как выглядит занятие по изучению таксономии Блума.

На первом этапе необходимо активизировать ранее полученные знания, путём задавания проблемного вопроса, постановки проблемной задачи или ситуации открытого типа. Это нужно, чтобы понять, каких знаний не хватает студентам.  Здесь можно хаотично распределить шесть уровней таксономии и дать задачу расположить эти пункты так, чтобы эффективно усвоить материал того или иного занятия с позиции опыта студентов.

Теперь проблема стимулирует интерес и познавательную и когнитивную активность. Студенты эмоционально вовлекаются и испытывают больше положительных эмоций от обучения.

Далее начинается групповая работа, когда студенты обсуждают как правильно расположить уровни таксономии Блума. Преподаватель выступает в роли фасилитатора и задаёт, например, вопросы, связанные с порядком расположения уровней по мнению студентов. Групповая работа заканчивается презентацией вариантов студентов.

Затем преподаватель даёт студентам обратную связь по выполненной проблемной задаче. И только после этого начинает рассказывать кто такой Блум, что такое таксономия и как правильно строится система целей.

Выходит, что вовлеченность на занятии начинается с неудачи, которая и влияет на эффективность такого занятия в целом.

Источник Unsplash

Геймификация и продуктивная неудача

Евгений Судак, специалист по геймификации, замечает, что игры — идеальное пространство для совершения ошибок. В виртуальном мире можно спокойно делать неправильный выбор, ведь никто в мире реальном от этого не пострадает.

Продуктивная неудача — один из наиболее подходящих форматов для создания тренажёров или имитационных игр. Так, в рамках программы «Лидеры России» есть игра-симулятор большой компании. Команды из 3-4 человек становятся во главе организации на 5 виртуальных кварталов и должны добиться максимальной инвестиционной привлекательности. В каждом квартале командам нужно принять 75 решений сфере маркетинга, производства, кадров, финансов, логистики.

Источник 

Когда не стоит использовать продуктивные провалы

Формат опирается на базу, которая уже есть у студентов или сотрудников, а значит обучить чему-то кардинально новому вряд ли получится.

Представьте себе дизайнера, который решил изучить 1С:Бухгалтерию. Его единственная база — это умение работать в программе, где есть пункты меню и несколько окон. Чтобы постичь азы 1С, нужно иметь минимальные представления о самом бухгалтерском учёте и только потом учиться работать в программе.

А вот углубить знания дизайнера с помощью продуктивных ошибок можно. Сейчас в дизайнерские пакеты активно внедряется искусственный интеллект, но, чтобы он выдавал правильные результаты, нужно писать подробные запросы. В данном случае базой окажутся знания дизайнера о композиции, цветах и правильном направлении света.

Продуктивный провал больше подходит для группового обучения, чем индивидуального. Количество решений, которые может сгенерировать один человек имеет предел. А чем больше будет участников с разным опытом и объёмом знаний, тем больше вариантов решения задачи появится.

Ещё одна преграда — психологическая. Не все готовы принять условия формата, зная, что будут предпринимать постоянные не всегда удачные попытки.

В одном из интервью Капур отметил по этому поводу: «Учащийся находится в зоне, где достаточно сложно сохранять вовлеченность, но не настолько, чтобы всё бросить. Именно здесь проходит глубокое обучение. Но продуктивная неудача — это подготовка к обучению, а решение задач — подготовка к нему.»


Продуктивная неудача, как и любой формат, имеет свои ограничения, но хорошо вписывается в корпоративные программы обучения. Путь ошибок подойдёт, когда сотрудников нужно погрузить в концепцию или углубить знания.