Инструкция: с чего начать внедрение микрообучения
Подборка вопросов и рекомендаций при запуске в компании микролёрнинга от Робин Дефелис — ведущего мирового эксперта по обучению «малыми дозами». Что делать с контентом, как ставить задачи и что проверять перед запуском.
Робин Дефелис более 20 лет занимается разработкой образовательных программ. Она — один из соавторов знаковой книги Microlearning. Short and Sweet. Недавно Робин выпустила подробный чек-лист Getting Started With Microlearning:The Basics, где обозначила основные моменты, на которые следует обратить внимание руководителям, L&D и педагогическим дизайнерам перед введением в компании микрокурсов.
Перевели на русский и выбрали главное из чек-листа. Предлагаем ознакомиться с ключевыми идеями.
Первичное планирование
Готово ли ваше руководство внедрять микрообучение?
Инициатива снизу нужно поддерживать цифрами и сравнительными данными, чтобы донести ценность микрообучения до директора учебного центра или корпоративного университета. В некоторых случаях, заказчиком могут выступать другие отделы, например маркетинг, и его руководству тоже надо быть готовом к внедрению формата.
Готовы ли L&D к работе с микрообучением?
Есть ли у команды единое понимание, что такое микрообучение? У формата, может быть, несколько подходов реализации и нужно заранее создать единое понятийное поле.
Нужно ли пересматривать какие-то процессы, которые уже есть у команды L&D? У всех ли в команде есть необходимые навыки, например, для съёмки видео или монтажа аудио?
Готовы ли заинтересованные стороны?
Также нужно понять как микрообучение будет связано с целями организации и будет ли готов его воспринять внутренний заказчик. Ему тоже нужно будет донести ценность формата. Ведь для заказчика микроформат может показаться несерьёзным — чему можно научиться за 15 минут?
И готовы ли будет заказчик принимать участие в разработке микрокурсов?
Готова ли ваша организация?
В компании могла сложиться культура, при которой всё обучение проходит директивно. И микрообучение подразумевает большую самостоятельность. То есть надо будет потратить время на пропаганду нового формата, привлекать к ней руководство.
Вторая сторона — отсутствие технической возможности. Микроообучение хорошо работает на смартфонах. Но хорошо ли работает ваша LMS в мобильном формате? Сможет ли она работать с контентом, который вы планируете использовать? Тогда нужен отдельный инструмент, который будет работать с микрообучением и решать задачи, непосильные СДО, например общение.
Учебный контент: делаем новый или преобразуемый старый?
Много времени при создании микрокурсов займёт подготовка контента. Есть два подхода: всё готовить с чистого листа или перелицевать то, что уже есть. У обоих вариантов есть свои достоинства и недостатки.
Преимущества создания микрообучения с нуля
Актуальный контентВы можете разработать программу, которая будет отвечать текущим потребностям, тенденциям и проблемам. А его содержание будет опираться на передовой опыт компании и отрасли. Это может быть особенно важно для обучения новичков во время адаптации.
Контент будет оптимизирован для микрообучения
Формат требует сжатого, очищенного от «воды» содержания, чётких инструкций. Микрообучение скорей всего будет проходить через смартфон, а значит нужны будут иллюстрации с отдельными увеличенными элементами. И если это устаревшие инфографики, их тоже можно будет обновить.
Гибкий подход
Можно экспериментировать с различными стратегиями, форматами и технологиями обучения. Это позволяет адаптировать процесс микрообучения к конкретным потребностям и предпочтениям целевой аудитории.
Согласованность целей и задач
Поскольку учебный продукт создаётся с нуля, его можно максимально точно ориентировать на достижение целей компании и не отвлекаться на сторонние знания. Например, быстро обучить продукту перед выводом на рынок, но ну углубляться в подробности — всё не основное можно убрать в дополнительные материалы.
Недостатки создания микрообучения с нуля
Ресурсоемкость
Контент, который был разработан для десктопной LMS не всегда подходит для микрообучения. И нужно тратить время и ресурсы для его адаптации или полной переделки.
Удвоенные затраты на обновление
В компании могут произойти перемены, которые потребуют корректировки ряда программ. Например, если сменилось руководство, то новые имена и биографии надо будет вносить в адаптационные программы. И если вы используете для ознакомительного курса десктоп и микрообучение, то вносить правки нужно будет сразу на двух площадках.
Это же касается и ребрендинга компании. Если учебные программы оформлены по брендбуку, то при его смене возможно придётся обновлять дизайн десктопных и мобильных курсов.
Необходимость перестроить мышление
Если команда L&D и дизайнеров обучения долго готовила большие курсы для LMS, то перестройка на формат микрообучения может потребовать некоторого времени. У микролёрнинга свои требования к подаче информации, графике и так далее. Им придётся обучиться.
Преимущества преобразования текущего учебного контента в микрообучение
Экономия времени и денег
Самое очевидное преимущество. В разработку контента вложены немалые деньги, время L&D и экспертов. И проходить второй круг разработок и согласований уже не нужно.
Сохранение ценного контента
Вы можете переделать и конвертировать свои наработки в более современный и актуальный формат. Например, превратить старый лонгрид в ролик, собрать из нескольких презентаций SCORM и так далее.
Согласованность обучающих продуктов
Если у вас хорошо прописанная структура курса, которая соответствует всем вашим внутренним требованиям, то при создании микрообучения она сохранится.
Недостатки преобразования текущего учебного продукта в микрообучение
Сложности адаптации контента
Не все курсы могут соответствовать принципам микрообучения. Некоторым материалам может потребоваться серьёзная переделка, чтобы они стали сжатыми и чёткими, пригодными для быстрого изучения. Также есть опасность, что адаптации контента потеряется его глубина.
Содержимое может быть устаревшим
Если существующий учебный контент устарел или в нём много неактуальной информации, то создавать из него микрокурсы бесполезно. Вначале нужно обновить то, что есть или отказаться и создать нечто новое.
Конверсия может оказаться неэффективной
Такая ситуация может сложиться, если команда заранее не договориться о критериях микрообучения.
Так, до сих пор нет единого мнения какой длины должны быть отдельные блоки. Видео на 5 и 10 минут могут одинаково считаться микрокусром, поскольку больше привязаны к содержанию, а не условным ограничениям формата.
Проектирование микрообучения
Робин Дефелис делает две оговорки. Первая: микрообучение может быть эмоциональным и эту возможность надо использовать. Второе: L&D могут разработать много микропрограмм, но у всех должно быть нечто общее в интерфейсе и оформлении.
Четко определите конкретную цель микрокурса
Например, сотрудника нужно обучить работать с кассой. Какие могут быть конкретные цели: научиться пробивать товар, делать возвраты и закрывать смену.
Всё, что не входит в эти темы, должно быть отдельным микрокурсом или войти в дополнительные материалы.
Разбивайте контент на законченные фрагменты
Если взять пример с кассой, то можно записать ролик или сделать презентацию, как пробивать товар и снимать отчёты. Возможно, ролик будет длиться не более 10 минут. Формально это будет микрообучение, но не самое эффективное.
Правильное решение — посвятить каждой операции отдельный модуль, и показать выполнение действий от начала и до конца.
Побуждает ли программа к действиям?
Смогут ли сотрудники после окончания программы использовать полученные знания? Вызывает ли программа желание её обсудить, узнать больше о теме? Может ли она резонировать с опытом сотрудников и побуждает ли пересмотреть его?
Оценки и тестирование
Если обучение ориентировано на передачу знаний, нужно подготовить проверочные задания или позволить учащимся оценить микрокурс. Если есть возможность, используйте диалоговые и другие тренажеры, которые помогут закрепить знания.
Что делать перед запуском
Автоматизируйте процессы
Если вы используете для микрокурсов отдельную мобильную платформу, убедитесь, что она позволяет создавать автоматизированные сценарии. Например, запускать новый курс после прохождения определенной программы. А также отправлять уведомления, когда наступает время проверки знаний или нового обучения.
Если платформа позволяет автоматизировать максимальное количество процессов, воспользуйтесь этой возможностью.
Проведите тестирование на удобство использования
Перед запуском ещё раз проверьте дизайн: удобно ли изучать контент на десктопе и в мобильном приложении? Нет ли элементов дизайна, которые выбиваются из общей стилистики программы? Достаточно ли иллюстративных материалов?
Проверьте как работает обратная связь
Могут ли учащиеся быстро связаться с кураторами программы, чтобы задать вопросы? Работают ли внутренние чаты (если они есть на платформе)? Могут ли учащиеся оценить программу и дать комментарии по её содержанию? Есть ли площадка для обсуждения программы?
Робин много внимания уделяет подготовке контента перед запуском микрокурсов, поскольку от контента во многом зависит эффективность учебного процесса. Но при этом платформа во многом диктует как проектировать контент. Поэтому при начале подготовки микрокурсов нужно выбрать платформу и параллельно начинать готовить контент, который потом легко можно будет адаптировать под требования площадки.