Какие электронные курсы нужны вашим сотрудникам?

За два пандемийных года изменилось отношение к работе, офису и корпоративному обучению. Сотрудники готовы проходить онлайн-курсы и повышать скиллы. Но у них сформировались свои требования к подаче, содержанию и формату курсов.

Разбираемся вместе с исследованием eLearning center Елены Тихомировой с тем, что сегодня хотят сотрудники от корпоративного обучения в онлайн, чему, где, когда и в каком формате они хотели бы учиться

Мы будем сравнивать исследования 2019 и 2021 годов, чтобы посмотреть динамику изменений и делать соответствующие выводы.

Выборка участников

В ходе исследования было опрошено 5564 работников из сфер производства, телекома, информационных технологий, банков и торговли.

Больше всего участников возраста 30-35 лет (24,4%), затем 35-40 (20,5%). Сотрудников 20-30 лет чуть меньше 30%. Такая выборка вполне соответствует данным по среднему возрасту работников от Росстата.

Важно отметить, что большинство опрошенных (48,2%) не имеют компьютера на рабочем месте — это работники торговых точек, производства или «разъездной» персонал.  У них либо нет физической площадки для подключения к курсам, либо могут возникать сложности с подключением к учебному порталу.
Фото Unsplash

Сотрудники предпочли бы учиться из дома, но не тратить на это личное время

Согласно исследованию, больше всего сотрудников (42,2%) выбирают обучение из дома. И только для 26,7% такой формат неприемлем. Для остальных место обучение не имеет большого значения.

Лучшее время для учёбы — день, как отметили 43,9%. Вечер люди предпочитают отдавать другим делам.

Самым важным преимуществом обучения из дома сотрудники называют возможность самостоятельно выбрать время для прохождения курсов (57,8%).

Другие преимущества обучения «на дому»:

  • Никто не отвлекает по рабочим вопросам
  • Удобнее изучить дополнительные материалы или остановиться на сложных моментах
  • Больше погружения в тему
  • Можно разбить обучение на удобные части и выбрать комфортный темп
  • На время обучения легче отложить рабочие задачи

Из недостатков отмечают, что учиться приходиться в нерабочее время, иногда мешают домашние, но у большинства не возникает особых сложностей.

Это вполне соотносится с тем, что самыми отвлекающими от учебы факторы сотрудники считают срочные рабочие задачи, коллег и звонки по телефону. Получается, что дома в нерабочие часы сосредоточится на занятии получается лучше всего.

Фото Unsplash

На вопрос о том, сколько времени обычно уходит на прохождение одного электронного курса самый популярный ответ — от 30 минут до 1 часа (49%), при этом 26,4% опрошенных тратя на курс не более 30 минут.

Сотрудники предпочитают темы, которые можно пройти небольшими кусками за 2-3 дня. При этом более половины выбирают закончить курс «в один присест».

Оптимальным временем для прохождения курса сотрудники считают продолжительность школьного урока — 45 минут.

За прошедшие два года поменялся паттерн планирования — всё больше сотрудников предпочитают выделять в своем расписании специальное время для обучения, не пытаясь уместить прохождение курса между рабочими задачами, но и не жертвуя личным временем.

2019 2021
Личное время за пределами работы 31% 22,5%
Отдельное время 19% 53,6%
Время между задачами 50% 23,9%

Само отношение к курсам также поменялось. За 2 года количество людей, которые проходят курсы повторно выросло с 34 до 48%. А вот проходить курс заново, чтобы набрать необходимый балл приходиться всё так же 78% опрошенных.

Выводы

  • Сотрудники хотят учиться. Но больше не готовы отдавать на это личное время. Пандемия повысила значимость work-life balance поэтому на обучение нужно выделять время в рабочем графике.
  • Самым удобным местом для онлайн-обучения сотрудники считают дом. Тут нет противоречия с предыдущим пунктом если речь идет об удаленной или гибридной работе. Для сотрудников, которые должны проводить день на рабочем месте, компромиссным вариантом будет такой формат обучения, который дает максимум свободы выбора в том, где, когда и в каком темпе учиться. Например, мобильное обучение.
  • Сотрудники предпочитают короткие и ёмкие курсы. Оптимальная длительность — 45 минут. Если тему не получится раскрыть за одно 45-минутное занятие, ее стоит разбить на модули или этапы и дать сотрудникам возможность проходить обучение в течение нескольких дней частями.

Сотрудники оценили преимущества мобильного обучения и хотят иметь материалы обучения в доступе

Изменились и востребованность мобильных устройств для обучения. Если 2019 мобильное обучение считали неудобным 40% опрошенных, в 2021 таких всего 18,7%. Более того, 39,5% респондентов назвали мобильное приложение одной из самой удобных платформ.

Фото Unsplash

Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, методисты стали чаще выбирать для создания электронных курсов адаптивные платформы или делать их сразу в мобильном формате. Позитивный пользовательский опыт сделал сотрудников лояльнее к мобильному обучению.

Второй важный фактор — бурное развитие мобильных и mobile-first (ориентированных в первую очередь на пользователей смартфонов) платформ для корпоративного обучения. Когда на смену неудобным и нестабильно работающим мобильным версиям корпоративных LMS пришли специализированные решения, это позитивно сказалось на восприятии мобильного формата сотрудниками.

Вот что действительно мало поменялось — привычки пользователей во время прохождения курса. Большая часть делает скриншоты, пишет заметки.

Также высокой остается потребность иметь доступ к материалам курса после его прохождения. Почти 40% опрошенных хотели бы получить некую памятку с основными материалами курса, а четверть ссылку на их скачивание.

Интересные перемены произошли в отношении к выбору курсов.

2019 2021
Я хорошо знаю свои задачи и мне удобнее самостоятельно выбирать курсы 28% 14,5%
Часть курсов должны быть обязательные, часть на выбор 57% 38,6%
Меня устраивает, что компания определяет нужный вектор развития 15% 46,9%

Как видно из сравнения всё больше сотрудников полагаются на L&D и HR в вопросе выбора своей образовательной траектории

Выводы

  • Мобильное приложение — удобное и функциональное дополнение, которое стоит использовать вместе, а порой и вместо основного учебного портала.
  • После курса информация должна быть доступна. Сотрудник должен иметь к быстрый доступ к презентациям, инструкциям, саммари, схемам и так далее.
  • Подача курса также важна, как и содержание. Простая и чёткая презентация может оказаться эффективней игры или дорогой симуляции.

Самое востребованная тематика учебных курсов — формирование новых привычек эффективности

Главной причиной пройти обучение остаётся профессиональная деятельность и необходимость повышать квалификацию.

График из исследования 2021 года

Требования к электронным курсам:

  • Практические примеры из конкретной области
  • Качественное изложение
  • Задачи, основанные на реальных ситуациях
  • Сопроводительные материалы (графики, иллюстрации и так далее)
  • Яркое оформление и сюжеты, хотя допустимы и лаконичные курсы, но с выверенным контентом

Когда речь зашла о том, чему хотели бы научиться опрошенные, в топе оказались тематики, связанные с формированием новых привычек и паттернов поведения: управление стрессом, самомотивация,  повышение эффективности, личная дисциплина и эмоциональный интеллект.

График из исследования 2021 года


Объединяет эти темы то, что их нельзя освоить за одну онлайн-лекцию. Нужен «забег на длинную дистанцию», а значит другая организация учебного процесса.

Выводы

  • Практика важнее теории. Пройденный материал важно применять здесь и сейчас, а сами курсы необходимо уводить от абстрактных примеров.

Сотрудники хотят обсуждать обучение с коллегами, получать обратную связь и «ачивки»

Как сотрудники узнают о новых курсах? Наиболее удобными были признаны электронные рассылки (51,6%), готовый каталог обучения с возможностью выбора курсов (41,2%), готовый календарь обучения (33,6%).

В 2021 48,4% опрошенных хотели бы иногда обсуждать курс с коллегами. При этом нужда в поддержке эксперта выросла с 13,5% до 16,8%.

Что касается самого общения в процессе, то наиболее популярны: чаты с одногруппниками и экспертами, а также комментарии внутри курса. А вот вынос комментариев вне учебной площадки на отдельный форум приветствует всего 19% участников исследования.

Ещё учащиеся хотели бы видеть результаты, разбор ошибок, прогресс (сколько осталось), отслеживать причинно-следственные связи на примере реальных ситуаций. Элементы геймификации — различные значки и отметки — важны для 24%.

Новые знания начинают сразу же применять 76% опрошенных. А через 2-3 недели всего 11%.

Фото Unsplash

Выводы

  • Высокая потребность в коммуникациях. Учащимся важно обсуждать обучение с коллегами и экспертами, получать обратную связь. Особенно это актуально для полностью удаленных сотрудников, которые лишены возможности общаться лично как офисные или гибридные коллеги.
  • Платформа для обучения остается важным фактором. Корпоративная система обучения должна быть дружелюбна к пользователю, давать максимум информации по курсам, текущим статусам.

Для обучения работе с оборудованием и людьми — видео, для инструкций — текст

Интересно выглядит и разделение предпочтений сотрудников по форматам учебного контента в зависимости от тематики обучения.

График из исследования 2021 года

Как видно, если обучение касается общения с людьми или работы с техникой, видео более предпочтительный формат, поскольку содержит больше эмоций и возможностей показать нюансы оборудования.

И стоит учесть, что видео может быть монолитной лекцией или подготовлено для микрообучения.

В выборе между синхронным онлайн-обучением (вебинарами и лекциями с экспертами) и асинхронным (видео, подкасты, электронные курсы) предпочтения участников опроса разделились примерно поровну: 44% и 42% соответственно. Остальные не смогли отдать предпочтение какому-то одному варианту или не увидели большой разницы.

Выводы

  • Востребованы разные форматы обучения. Выбор оптимального формата во многом зависит от темы курса.

Мы благодарим eLearning center Елены Тихомировой за предоставленные материалы.

Телеграм-канал команды «Живое обучение».