Хрустальная мечта каждого руководителя, чтобы их сотрудники обучались с удовольствием, непрерывно, при этом быстро и с минимальными затратами. Отличная новость: эти процессы происходят в вашей компании прямо сейчас! Поговорим о социальном обучении, которое, если сделать его управляемым, поможет улучшить показатели эффективности учебных программ в разы.

  1. Что такое социальное обучение в компании?
  2. Четыре главных преимущества социального обучения персонала
  3. Теория социального обучения: 5 распространенных мифов
  4. Как развить социальное обучение в компании

Что такое социальное обучение в компании?

Социальное обучение (social learning) — это обучение через наблюдение за поведением других людей. В контексте бизнес-обучения — передача информации и опыта, коллаборация сотрудников, менеджеров, экспертов и других заинтересованных лиц, обмен полезным контентом внутри корпоративного сообщества.

Это обучение работает всегда, хотите вы того или нет: сотрудники смотрят что делают коллеги, перенимают поведение, задают уточняющие вопросы и получают ответы. И, конечно, такие активности нужно не просто поощрять, но и сделать управляемыми, насколько это возможно.

4 главных преимущества социального обучения персонала

Почему социальное обучение так эффективно?

Обучение на рабочем месте

Главное преимущество социального обучения в том, что оно происходит непосредственно на рабочем месте в ходе работы.  Это отличает его от стандартного формализованного обучения под руководством тренера, коуча или тьютора, для которого нужно планировать место и время. Социальное обучение удобнее, дешевле, а иногда и вовсе ничего не стоит.

Быстро — «точно в срок»

Социальное обучение происходит «точно в срок», ведь если нужно решить рабочую задачу, быстрее всего бывает спросить у коллеги или посмотреть, как другие справляются с этой проблемой.

Человек получает знания ровно тогда, когда это необходимо. И, конечно, это не объемный пласт информации, как во время формализованного обучения, а небольшой кусочек, которого не хватило именно сейчас. Эти знания сотрудник может применить незамедлительно для решения задачи.

Непрерывное развитие

Компании ищут инструменты, которые смогут обеспечить непрерывное обучение на протяжении всей карьеры сотрудника и социальное обучение — один из них.

Руководители хотят, чтобы люди взаимодействовали с учебными ресурсами ежедневно, в реальности такого достичь непросто, особенно, если сотрудники работают удаленно. Социальное обучение — отличный инструмент для эффективного вовлечения в образовательный процесс. Люди проводят больше времени там, где им интересно, неформальная обстановка притягивает как магнит.

Оздоравливает корпоративную культуру

Социальное обучение улучшает общую атмосферу и способствует взаимодействию на рабочем месте. Люди от природы стремятся чувствовать себя частью группы, и поддержка в коллективе здорово мотивирует.

Да, миссия, видение и ценности очень важны! Но здоровые отношения в коллективе способствуют тому, чтобы весь свой потенциал сотрудники направили именно в эту сторону – на достижение целей компании.

Теория социального обучения: 3 распространенных мифа

Сейчас мы разрушим три распространенных мифа о социальном обучении:

Миф №1: Социальное обучение – это тренд

Его вряд ли можно назвать трендом, ведь это «древнее» явление. Социальное обучение, как педагогическая теория, было выдвинуто психологами 20-го века, самым известным из которых был Альберт Бандура. Это идея о том, что люди учатся, наблюдая и взаимодействуя с другими в социальном контексте.

Электронное социальное обучение, с другой стороны, относительно новое явление, но только потому, что онлайн-образование само по себе молодое направление.

Миф №2 Социальное обучение онлайн должно включать социальные сети или мессенджеры

Короткий ответ: нет.

А теперь длинный ответ. Конечно, Facebook, Вконтакте или Telegram — популярны и многие или пользуются. Но в контексте корпоративного обучения «социальное» — это формат, а не конкретная площадка. Тем не менее, для реализации концепции социального обучения вполне возможно использовать соцсети, а также внутренние мессенджеры, корпоративные приложения и любые другие платформы, где сотрудники могут общаться и обмениваться опытом.

Миф №3. Социальное обучение только для молодежи

Сотрудники любого возраста учатся чему-то социально и могут воспользоваться таким форматом обучения. Люди и в 40, и в 50, и в 60 лет активно используют соцсети и работа с приложением для обучения — посильная задача для них.

Как развить социальное обучение в компании?

Превратить стихийное социальное обучение в стройную систему помогут следующие шаги:

1. Создайте условия для командной работы

Первый шаг — поощрение командной работы по всем направлениям. Сотрудники не должны стесняться обращаться друг к другу за помощью — это должно стать естественным процессом. При работе над проектами акцентируйте внимание на том, что необходимо объединиться в команды, особенно, если речь идет о сотрудниках из разных отделов.

2. Сделайте командную работу частью онлайн-курсов

Шаг второй — встраивайте элементы социального обучения в процесс онлайн-обучения сотрудников. Не оставляйте слушателей один на один с учебным контентом: дайте возможность обсудить его с другими участниками. Программы, которые не дают сотрудникам возможности для общения — неэффективные.

Как создать сообщество вокруг образовательной программы:

  • Поощряйте отправку сообщений во время обучения под руководством тренера.
  • Разрешите оставлять комментарии к курсами микрообучения.
  • Если вы используете элементы геймификации, позвольте сотрудникам персонализировать свои аватары и «соревноваться» друг с другом.
  • Для длительных курсов, используйте инструмент «партнер по обучению», давайте групповые задания.

3. Знайте свои социальные инструменты

Шаг третий — используйте ваши социальные инструменты. Сотрудники обязательно будут общаться в соцсетях и мессенджерах, чтобы обсудить работу или коллег. Используйте этот ресурс для продвижения культуры обучения и обмена опытом в компании.

Выбирая платформу для обучения, отдавайте приоритет той, где есть возможность для общения между пользователями: чаты, личные сообщения и другие формы взаимодействия, которые помогут наладить управляемые коммуникации.

Люди будут говорить о работе везде, но вы можете создать и неформальное онлайн-пространство для спонтанного общения. Даже если люди обмениваются фотографиями котов или рецептами лазаньи, такое взаимодействие полезно.

4. Управляйте эффективностью, используйте обратную связь

В обстановке, способствующей социальному обучению, общение протекает во всех направлениях. Информация циркулирует как воздух: менеджеры знают мнение линейных сотрудников, а те, в свою очередь, в курсе что думают руководители. Иногда эти процессы нужно активизировать с помощью инструментов последовательной обратной связи.

Для малых команд отлично подойдут еженедельные мозговые штурмы, во время которых сотрудники будут делиться идеями о том, что стоит улучшить или высказать мнение о процессе работы над проектом.

Читайте также:

5 способов вовлечь сотрудников в корпоративное обучение

Как внедрить культуру обучения для удаленных сотрудников

Научный подход к корпоративному обучению: два способа в разы повысить усвоение информации