Социальная сеть — это не обязательно сайт или приложение в смартфоне. Самая ценная соцсеть — ваши сотрудники. И её можно эффективно использовать для обучения.
Социальное обучение — самый древний и популярный способ передать знания или опыт. В корпоративной среде через повторение обучают необходимым навыкам. Но особую важность социальное обучение приобретает во время адаптации, когда новичку нужно не только войти в процессы, но и погрузиться в корпоративную культуру. И пример окружения играет в этом случае большую роль.
Теория социального обучения
В основе теории социального обучения Альберта Бандуры лежат наблюдение и подражание. Теория была разработана в 1977 году, но её основы зародились ещё в 1961-м, во время экспериментов с куклой Бобо.
Детей разделили на три группы. Первой показывали ролики, на которых взрослый ведет себя агрессивно по отношению к большой пластиковой кукле Бобо. Второй группе показали видео, на которых взрослые спокойно обращаются Бобо. Третья группа детей была контрольной и ей ничего не показывали.
Когда дети получали доступ к кукле Бобо, они копировали поступки взрослых, которые видели в роликах. То есть агрессивное или нейтральное.
Так на научно было доказан факт, давно известный на практике — люди копируют поведение друг друга или авторитетов. Но были и другие важные выводы.
Что влияет на социальное обучение?
Какие факторы влияют на эффективность социального обучения:
Сходство |
В эксперименте с куклой Бобо мальчики с большей вероятностью подражали поведению мужчин. Поэтому если учащийся найдёт мало схожего с наставником, эффективность может снизиться. |
Идентификация |
Модели, обладающие качествами, к которым стремится ученик, с большей вероятностью будут эффективными. Если идентификация сильна, то наблюдатели могут копировать несколько моделей сразу. |
Статус |
Люди склонны подражать тем, чей статус выше. Это могут быть менеджеры или эксперты. Высокий статус рассматривается как доказательство авторитетности и надёжности. |
Опосредованное подкрепление |
Вознаграждение увеличивает желание подражать. Опосредованное подкрепление дает учащимся информацию о результатах поведения, позволяя им оценить, принесет им пользу имитация этого поведения или нет. |
5 главных преимущества социального обучения сотрудников
Всё обучение происходит без отрыва от работы
Если вам нужна обучить сотрудника работать с какой-то программой, можно дать ему инструкцию или отправить на многочасовой тренинг. На это время он выпадет из рабочего процесса. Но если более опытный коллега придёт и пошагово покажет каждый этап, то получиться обучиться и выполнить рабочую задачу.
Конечно, с первого раза новичок вряд ли освоит всё и сразу. Но если у него будет инструкция (текстовая или видео), то он будет повторять действия с опорой на собственный новый опыт. А это куда эффективней, чем тренинг с презентацией на экране.
К тому же на тренинге могут показать, как работать с чем-то в идеальных условиях. А коллега покажет, как всё работает на самом деле.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2022/05/cogort.png)
Быстро и точно в срок
Социальное обучение происходит «точно в срок», ведь если нужно решить рабочую задачу, быстрее всего бывает спросить у коллеги или посмотреть, как другие справляются с этой проблемой.
Человек получает знания ровно тогда, когда это необходимо. И, конечно, это не объемный пласт информации, как во время формализованного обучения, а небольшой кусочек, которого не хватило именно сейчас. Эти знания сотрудник может применить незамедлительно для решения задачи.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2022/12/moment.png)
Непрерывное развитие
Компании ищут инструменты, которые смогут обеспечить непрерывное обучение на протяжении всей карьеры сотрудника и социальное обучение — один из них.
Руководители хотят, чтобы люди взаимодействовали с учебными ресурсами ежедневно, в реальности такого достичь непросто, особенно, если сотрудники работают удаленно или у них нет рабочих компьютеров, как часто бывает в ритейле.
Социальное обучение — отличный инструмент для эффективного вовлечения в образовательный процесс. Люди проводят больше времени там, где им интересно, неформальная обстановка притягивает как магнит.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2021/08/2--2-.jpg)
Оздоравливает корпоративную культуру
Социальное обучение улучшает общую атмосферу и способствует взаимодействию на рабочем месте. Люди от природы стремятся чувствовать себя частью группы, и поддержка в коллективе здорово мотивирует.
Да, миссия, видение и ценности очень важны! Но здоровые отношения в коллективе способствуют тому, чтобы весь свой потенциал сотрудники направили именно в эту сторону — на достижение целей компании.
Одним из форматов обучения и оздоровления культуры могут стать корпоративные лектории или подкасты с сотрудниками.
Возвращение и подпитка креативности
Удалённая работа негативно сказывается на творческих способностях работников. Исследования показали, что в распределённых командах люди генерируют меньше идей. При этом качество механической и хорошо известной работы не снижается.
Но чтобы развиваться, компаниям нужны новые идеи, нужно искать новые подходы. В этом случае социальное обучение становится средой для общения. Причём обучать можно чему угодно: вязанию, оригами, проводить кулинарные мастер-классы. Главное, чтобы люди постоянно коммуницировали и общались.
Теория социального обучения: 3 распространенных мифа
Есть три распространенных мифа о социальном обучении.
Миф 1. Социальное обучение может быть только личным
Да, когда сотрудник работает вместе с наставником или за чашкой кофе разбирает задачу — это социальное обучение. Однако социальную составляющую можно передать и через электронные носители. Не нужно доводить контент до стерильности, а оставлять приемлемое количество личного от автора: манера подачи, шутки, изображение на экране.
Для работы можно использовать следующие типы контента:
- Демонстрации и скринкасты
- Видео с пояснениями
- Подкасты
- Кураторские материалы от экспертов и коллег: книги, отрывки, ссылки на статьи или исследования.
Миф 2. Социальное обучение в онлайне должно включать соцсети или мессенджеры
Вовсе нет. Для социального есть площадки помимо Вконтакте или Telegram. Но в контексте корпоративного обучения «социальное» — это формат, а не конкретная площадка.
Да, для социального обучения можно использовать внешние социальные сети. Но только в том случае, если вы не боитесь утечек информации. В остальных случаях лучше использовать внутренние мессенджеры, корпоративные приложения.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2024/06/img-descr-middle.6557a883.png)
Миф 3. Социальное обучение только для молодежи
Сотрудники любого возраста могут обучаться чему-то друг у друга. Классический пример — наставничество, когда сотрудники с опытом и в возрасте передают опыт и знания новичкам или пишут инструкции.
Но есть и «обратное наставничество», при котором новый сотрудник обучает чему-то более опытных коллег.
Так что возраст — не помеха для социального обучения, а скорее возможность получить уникальные комбинации учебного опыта.
Как развить социальное обучение в компании?
Превратить стихийное социальное обучение в стройную систему помогут следующие шаги:
1. Создайте условия для командной работы
Первый шаг — поощрение командной работы по всем направлениям. Сотрудники не должны стесняться обращаться друг к другу за помощью — это должно стать естественным процессом. При работе над проектами акцентируйте внимание на том, что необходимо объединиться в команды, особенно, если речь идет о сотрудниках из разных отделов.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2023/08/15.png)
2. Сделайте командную работу частью онлайн-курсов
Шаг второй — встраивайте элементы социального обучения в процесс онлайн-обучения сотрудников. Не оставляйте слушателей один на один с учебным контентом: дайте возможность обсудить его с другими участниками. Программы, которые не дают сотрудникам возможности для общения — неэффективные.
Как создать сообщество вокруг образовательной программы:
- Поощряйте отправку сообщений во время обучения под руководством тренера
- Разрешите оставлять комментарии к курсам микрообучения
- Если вы используете элементы геймификации, позвольте сотрудникам персонализировать свои аватары и «соревноваться» друг с другом
- Для длительных курсов, используйте инструмент «партнер по обучению», давайте групповые задания
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2021/08/3.jpg)
3. Знайте свои социальные инструменты
Шаг третий — используйте ваши социальные инструменты. Сотрудники обязательно будут общаться в соцсетях и мессенджерах, чтобы обсудить работу или коллег. Используйте этот ресурс для продвижения культуры обучения и обмена опытом в компании.
Выбирая платформу для обучения, отдавайте приоритет той, где есть возможность для общения между пользователями: чаты, личные сообщения и другие формы взаимодействия, которые помогут наладить управляемые коммуникации.
Люди будут говорить о работе везде, но вы можете создать и неформальное онлайн-пространство для спонтанного общения. Даже если люди обмениваются фотографиями котов или рецептами пельменей, такое взаимодействие полезно.
4. Управляйте эффективностью, используйте обратную связь
В обстановке, способствующей социальному обучению, общение протекает во всех направлениях. Информация циркулирует как воздух: менеджеры знают мнение линейных сотрудников, а те, в свою очередь, в курсе что думают руководители. Иногда эти процессы нужно активизировать с помощью инструментов последовательной обратной связи.
Для малых команд отлично подойдут еженедельные мозговые штурмы, во время которых сотрудники будут делиться идеями о том, что стоит улучшить или высказать мнение о процессе работы над проектом.
У социального обучения много форматов и подходов. И это огромный плюс подхода, ведь вы сможете создать максимально гибкую обучающую систему, в которой каждому участнику будет комфортно проходить обучение. А значит оно будет эффективным и максимально востребованным.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2024/02/0.png)
Комментарии