В профильных сообществах заговорили об LXD — новом подходе к созданию учебных программ. Подробно и с примерами разбираем что это.
Про LXD мало статей на русском языке, количество поисковых запросов также стремится к нулю. Мы решили восполнить этот пробел рассказать о новом подходе.
Дизайн учебного опыта (Learning Experience Design, LXD) — относительно новый термин, который используется в сферах дизайна обучения (Instructional Design, ID) и онлайн-обучения.
Нильс Пол, утверждает, что придумал этот термин в 2007 году и на сайте lxd.org поясняет: «LXD — процесс создания учебного опыта, который позволяет учащемуся достичь результатов. Этот опыт ориентирован на человека и достижение цели.»
А педдизайнер Конни Маламед формулирует 10 принципов LXD:
- LXD признает, что обучение не решает всех проблем
- LXD ориентирован на человека
- LXD настаивает на инклюзивном дизайне
- LXD создает позитивный и значимый опыт
- LXD подчеркивает, что обучение — это путешествие
- LXD опирается на актуальные научные исследования
- LXD разговаривает с пользователями и строит обучение вместе с ними
- LXD использует реальные показатели для измерения и повышения производительности
- LXD признает ценность обмена информацией и социальную вовлеченность
- LXD инновационный и гибкий
Давайте разберем каждый пункт.
LXD признает, что обучение не решает всех проблем
С точки зрения этого подхода важно разобрать все причины почему обучение не было эффективным. Возможно дело в неудобной платформе для обучения, негативной обстановке в коллективе. Или у сотрудников просто нет желания развиваться, потому что их всё устраивает.
Поэтому для качественного обучения нужно больше, чем готовые и проверенные материалы.
LXD ориентирован на человека
Один из важнейших принципов данного подхода. Перед дизайнером LX встает встаёт сразу несколько вопросов, которые не касаются обучения:
- Какие потребности у моих учеников?
- Какие у них цели?
- Какие препятствия стоят на пути?
Ответы на этот вопрос могут сильно удивить. У сотрудников есть потребность научиться лучше продавать. Это позволит повысить их проценты с продаж. Но оказывается, что одни боятся личных разговоров с клиентом, другие слишком давят, а третьи не могут как следует сформулировать мысль.
Анализ помогает составить типовые портреты, глубоко погрузиться в их проблемы и возможности. А затем построить более качественный учебный курс.
LXD настаивает на инклюзивном дизайне
То есть подходе, который учитывает особенности восприятия, возраста, прошлый опыт.
Мы уже писали, что учебная игра может хорошо подойти для молодых сотрудников. Нужно описать технологический процесс? Делаем небольшой квест или интерактивную презентацию. А если человек привык вдумчиво подходить к процессу и ему нужно некоторое время на понимание? Тогда нужна подробная инструкция и общение с наставником.
И хоть второй вариант выглядит не таким современным, он успешно решит задачу.
LXD создает позитивный и значимый пользовательский опыт
В разных статьях делается упор на то, что LXD — это создание опыта и только потом обучение. Конни Маламед показывает несколько аспектов:
- Мотивация приобретения знаний
- Окружение, в котором проходит обучение
- Простота получения материалов и поддержка
- Общение с коллегами, наставниками, экспертами
Разъездные сотрудники не будут полноценно учиться, если курсы можно пройти только внутри корпоративной сети. Даже если мотивировать их финансово, нужного эффекта не будет, потому что обучение будет вызывать раздражение.
А если новичок в поисках материалов сталкивается с бюрократией и хамством коллег, то запомнит именно их, а не учебный курс.
LXD подчеркивает, что обучение — это путешествие
Не стоит заваливать сотрудника многочасовыми видео и лекциями. Обучение должны быть растянуто во времени. Лучше всего для этого подходит гибридное обучение — комбинация разных форматов: микрообучение, проектная работа и так далее.
LXD опирается на актуальные научные исследования
Дизайнеру пользовательского опыта нужно регулярно заниматься самообразованием. Так он будет оставаться в курсе последних исследований в области когнитивной психологии, педагогики и андрагогики, других дисциплин. И. Конечно, использует успешный опыт коллег.
Есть даже схема, что нужно использовать для создания качественных программ LXD:
LXD разговаривает с пользователями и строит обучение вместе с ними
Логичное продолжение принципа инклюзивности и ориентации LXD на человека. Педдизайнер собирает обратную связь, предлагает форматы и вместе с учащимися проектирует дальнейшее обучение.
LXD использует реальные показатели для измерения и повышения производительности
Обучение, поддержка и внеучебные активности должны идти рука об руку с бизнес-целями и миссией компании. Поэтому LXD должен использовать различные доступные метрики для отслеживания своей работы.
Отдел продаж стал работать лучше? Если отбросить факторы сезонности или резкого спроса на продукт, то, LXD сможет доказать, что именно обучение сделало отдел более эффективным.
А с конкретными цифрами можно придумать как сделать обучение ещё лучше.
LXD признает ценность обмена информацией и социальную вовлеченность
Создание групп по интересам, площадок для обмена информацией. Мы рассказывали о возможностях социального обучения. В случае LXD это должны быть площадки удобные всем: корпоративный мессенджер, приложение, организация личных встреч в переговорке и так далее.
Личное общение сотрудников создает дополнительный опыт и усиливает эффект обучения.
LXD инновационный и гибкий
Этот тезис вытекает из нескольких предыдущих. Но лучше всего высказался педдизайнер Девлин Пек. В своей статье он описывает ситуацию: дизайнеры учебных программ не проводят анализ аудитории, не изучают новые подходы. На них давит руководство — нужно проводить интенсивное и массовое обучение. Как итог педдизайнеры оказываются в плену презентаций Power Point.
Девлин приводит и обратный пример. Организация TAC обратилась к педдизайнеру Кэт Эллис с задачей: нужно создать курс, который бы объяснял сотрудникам последствия утечек информации, мошенничества и коррупции. Кэт запустила проект Fallout (Последствия). Это серия подкастов, в которых популярно объяснялось, что может последовать за тем или иным действием.
У курса есть трейлер, больше похожий на заставку остросюжетного сериала:
Элис при описании проекта использовала выражение content into bite-sized pieces (контент на один укус). Из сочетания микрообучения и качественной подачи вышел проект, который получил несколько наград, но главное, высокую оценку заказчика.
Итоги: мода или эволюция?
Одни преподаватели называют LXD новым витком педдизайна, ведь он глубоко погружается в потребности и возможности сотрудников, а значит выходит за рамки простой передачи знаний. Это качественно новый шаг. Более того, дизайнеры LX разрабатывают и делятся полезными инструментами.
С ними не согласен Девлин Пек, который считает LXD маркетинговым приёмом. Но при этом в своей работе использует инструменты дизайна учебного опыта.
Скорее можно говорить, что LXD — это подход, который развивается и обрастает своим набором правил, кейсами, удачными решениями и ошибками. Но следить за ним и применять в работе однозначно стоит.
Комментарии