Рескиллинг: как мечты сотрудников о новой профессии помогают расти компаниям

В ближайшее время цифровизация уничтожит до 85 миллионов рабочих мест, но создаст 97 миллионов новых. Вот только занять эти должности не смогут сотрудники с устаревшими навыками. Спрос на переобучение и повышение квалификации будет расти. Но готовы ли к этому в компаниях?

Переобучение — важная потребность сотрудников

Десятки лет люди получают второе образование или резко меняют жизнь, чтобы из успешного дизайнера-фрилансера стать преподавателем или разработчиком.

Причины, по которым люди резко меняют специальность несколько.

  1. Непрофильное образование.
    В 2019 году Росстат выяснил, что от 31 до 50% выпускников различных учебных заведений не работают по специальности. По многим причинам педагог уходит в продажи, а инженер в свадебные ведущие.
    Но как только человек решает построить карьеру в выбранном направлении, оказывается, что у него недостаточно знаний.
  2. Недостаточный уровень образования.
    Разрыв между тем, что преподают в учебном заведении и реальностью в профильной отрасли, нарастает. По данным HeadHunter, 93% работодателей недовольны подготовкой выпускников. В итоге, новичкам зачастую приходиться учиться с нуля своей профессии.
  3. Достигнут потолок роста.
    В определенный момент сотрудник достигает карьерного и финансового потолка. Чтобы зарабатывать больше, нужно переходить на руководящую должность и осваивать навыки управления или двигаться горизонтально и менять специализацию.
  4. Желание резко изменить жизнь или попробовать что-то новое.
    Усталость от текущих рутинных задач и процессов, выгорание, отсутствие интересных проектов. В некоторых случаях человек просто уходит в дауншифтинг. Вместе со своим опытом и профессионализмом.
  5. Исчезновение и усложнение профессии.
    Сотрудники опасаются, что роботизация и цифровизация уничтожат их рабочее место. Это актуально для работников массовых должностей.
Фото Unsplash

Пока массового вымирания отдельных специальностей нет, но на нашей памяти почти исчез типографский наборщик — его успешно заменили программы для вёрстки. И чем больше будет автоматизации и социальных перемен, тем больше профессий будут отправляться к бурлакам и телефонисткам.

Даже если профессия остается, она будет требовать новых навыков. Для сотрудника отдела маркетинга потребуется знание основ Big Data, архитекторы сольются с урбанистами, агрономы с экономистами и экологами.

А вот так выглядит спрос на профессии в ближайшее время.

WEF — “The Future of Jobs Report”, 2020

Гибридная работа тоже требует навыков

Мы попали в ситуацию skill gap — сотрудники не могут выполнять задачи, если у них нет нужных знаний и навыков. Разрыв будет только углубляться с внедрением цифровизации, новых инструментов и форматов работы.

Навыковый пробел открывается с неожиданной стороны. Отчет WeWork and Workplace Intelligence, показал, что 53 % сотрудников компаний хотят работать из офиса менее трех дней в неделю, а 75% готовы отказаться от некоторых бонусов ради гибридной работы. То есть минимум 75% сотрудников нужно обучать как работать в смешанном режиме.

Опрос в российских компаниях указал на несколько навыковых пробелов:

54% — инновационное мышление

53% — анализ и управление данными

46% — лидерские навыки

45,5% — цифровые навыки

43,1% — креативное мышление

Фото Unsplash

В исследовании  HAW Hamburg — Remote Working Skills: Empirical Evidence on the Relevance and Needs from Six EU Countries говорится о навыках, которые важны для удаленных сотрудников:

Получается, даже сотрудники с актуальными знаниями и умениями могут находиться в навыковом пробеле. Только пробел будет вне их профессиональных компетенций.

Рескиллинг оптимизирует затраты и повышает лояльность

В новых условиях переобучение и повышение квалификации означает не только превращение сварщика в тестировщика.

Есть интересные данные от McKinsey о влиянии программ переподготовки на различные показатели эффективности международных организаций:

В отчете СберУниверситета есть схожие данные после опроса специалистов, ответственных за обучение и развитие персонала. Они отметили положительное влияние программ переподготовки:

  • Сохранение лояльности — 76%
  • Удовлетворённость сотрудников — 70%
  • Уменьшение текучки кадров — 39%
  • Рост внутренней мобильности — 38%

Есть и другие причины развивать систему переобучения.

Обучить нового сотрудника дороже, чем работающего.

Чистые затраты на переобучение и адаптацию нового работника могут быть сравнимы. Однако внутренний сотрудник быстрей начнёт показывать эффективность: он хорошо знает структуру компании, мотивирован оставаться в ней, у него налажены отношения с коллегами.

Есть удачный пример переобучения. С Сбере столкнулись с проблемой — многие процессы оцифрованы и низовые должности вроде обработчиков или операционистов в прежних количествах стали не нужны. Параллельно Сбер развивает направление искусственного интеллекта, где нужны люди для создания дата-сетов и обучения нейросетей. Решение было изящным — компания переучила увольняемых сотрудников на IT-специальность.

Фото Unsplash

Повышение лояльности сотрудников

И опять разговор про деньги: удержать сотрудника дешевле, чем нанять нового.

Сотрудник выстраивает долгосрочную карьерную стратегию, когда видит зоны роста, когда у него есть доступ к инструментам для самореализации. Программы  рескиллинга и апскиллинга показывают в каком направлении сотрудник может двигаться.

Повышение эффективности внутренних процессов

Есть и неожиданные стороны переобучения внутри компании. Допустим, сотрудник отдела внутренней поддержки решил упростить себе работу при сортировке обращений.

По вечерам он изучает Python, пишет программу, и она начинает работать! Как итог: заявки на обслуживание быстрей попадают в работу, коллеги довольны и просто работают.

В этой ситуации стоит продолжить образование сотрудника и перевести его ближе к IT-подразделению, где он сможет применить свой опыт и сделать систему обслуживания ещё лучше.

Вот и получается, что рескииллинг или апскиллинг затрагивает куда больше сфер, чем просто выполнение сотрудниками рабочих задач.

Какие форматы чаще используют для самообразования

Чаще всего переподготовкой занимаются люди в возрасте 30-39 лет. Спрос на онлайн-образование появился задолго до того, как прославился город Ухань. Платформа Duolingo открылась в далеком 2011 году и с тех пор количество учебных сервисов перевалило за сотни.

Если верить отчету Boston Consulting Group, за время пандемии у людей поменялись требования к источнику знаний и учебным форматам:

Процент респондентов, использующих каждый ресурс, в 2018 и 2020 годах

Из сравнения видно, что сотрудникам нужны корпоративные курсы, которые они готовы проходить онлайн и самостоятельно.

Но спрос на конференции и семинары (офлайн формат) тоже немного вырос. Поэтому нельзя увести рескиллинг целиком в интернет.

Денис Баринов, руководитель Kaspersky Academy, заметил по этому поводу:

Мы считаем, что будущее за гибридными моделями, поскольку асинхронное онлайн- обучение в чистом виде не показывает максимальной эффективности. Но, на наш взгляд, эффективность обучения повысится, если добавить в общепринятую систему синхронные сессии с преподавателем по разбору сложных кейсов или для ответов на вопросы, а также обеспечить экзамен с живым присутствием.

Вывод: L&D нужно готовить новые программы обучения

Пора подводить итоги. У нас есть несколько вводных:

1. Рескиллинг нужен сотрудникам. Они готовы тратить свободное время на обучение и более лояльны к компаниям, которые помогают им в этом (внутренние курсы или оплата внешних).

2. Программы рескилинга экономят деньги компаниям и позитивно сказываются на корпоративной культуре.

3. Оптимальный формат для программ переподготовки — гибридный. Сочетание самостоятельных занятий и обучения под руководством тренера дает оптимальное соотношение затрат времени и эффективности.

Фото Unsplash

Ситуация складывается сложная, в этом уравнении неизвестных больше, чем хотелось бы.

Перед HR и L&D стоит непростая задача: оценить каких навыков не хватает компании сейчас и какие будут нужны через год-два. Потом поменять не только образовательные программы, но и подходы к обучению, сделать их максимально информативными и быстрыми:

  1. Использовать больше гибридных методик, которые будут сочетать практику и самостоятельную работу.
  2. Внедрять микрообучение. Это «быстрый формат», который может заменить некоторые часовые лекции и тренинги.
  3. Делать обучение максимально доступным и мобильным: чем меньше препятствий, тем выше мотивация продолжать обучение.
  4. Выходить за пределы строго профессиональных навыков и развивать параллельные компетенции.
  5. Ориентироваться на разные возрастные категории.

Ещё 15-20 лет назад резкая смена профессии была чем-то из ряда вон выходящим. Но сегодня это уже необходимость — компания не сможет выжить, если не станет внедрять новые инструменты и цифровые возможности.