Креативные сотрудники генерят новые идеи, находят решения нетиповых задач, двигают вперед продукты и сервисы. Творческий потенциал заложен в каждом человеке, его можно и нужно развивать, и это пойдет на пользу бизнесу, — уверена Альбина Залилова, Директор по будущему компании Training&Development Group.

Компания Training & Development Group (T&DG) занимается развитием руководителей, проводит обучение для отделов сервиса и продаж, развивает инновационное и креативное мышление. Через их тренинги в год проходит более 26 000 сотрудников крупнейших российских компаний.

Недавно компания анонсировала запуск нового образовательного продукта — трёхнедельного марафона по развитию креативности на платформе Talent Rocks.

Мы встретились с Альбиной Залиловой, чтобы поговорить о творческом мышлении и о том, зачем компании вкладываются в развитие креативного потенциала сотрудников.

Альбина Залилова

Креативным может быть каждый

— Есть ли отличия между творческим мышлением
и креативностью?

— Я думаю, что это одно и тоже. Просто вопрос вхождения в русский язык слова creativity. Но смысл один — это мышление, которое способно создать нечто новое.
В основе наших программ развития креативности лежат масштабные исследования того, как мыслят творцы, что происходит у них в голове, когда они что-то создают. Какими инструменты они используют? Какими принципами руководствуются? И что отличает творцов от людей с рациональным мышлением?

Изучение различий между креативным и рациональным мышлением — отправная точка для наших программ развития.

— Можно ли развить креативность у сотрудников? Или это нечто врождённое?

— Моё личное убеждение: абсолютно у всех креативность есть с рождения.

Вопрос только в том, насколько человек уверен в этом своем качестве и чувствует, что оно у него существует.
Есть большие исследования, которые показывают: разница между выдающимся художником и обычным человеком в том, что художник уверен, что у него есть право рисовать, выражать себя посредством картин, а обычный человек — нет.

Альбина Залилова. Фото СберУниверситет

Главная проблема с креативностью у взрослых — серьёзное форматирование, которое большинство из нас пережили в возрасте 2-3 лет. У детей в этом возрасте формируется дивергентный тип мышления, отвечающий за расширение представлений о чем-либо. Ребёнок начинает отдирать обои, чтобы понять, как выглядит стена под ними, срывает со стола скатерть, ломает игрушки. Он не может объяснить, что таким образом расширяет свои представления о мире, а родители принимают его поведение за вандализм.

На самом деле родителям в эти моменты нужно открыть бутылочку дорогого игристого. Потому что у ребенка развивается дивергентный тип мышления — мышление исследователя.

У нашей программы развития креативности простой посыл: «Ребята, это нормально — разрушать привычный ход вещей, подвергать всё сомнению. Эти способности у вас точно есть, если вы хотя бы один раз в детстве отдирали со стены обои или ломали игрушки. Поэтому давайте просто разрешим себе это во взрослом состоянии и научимся делать это на постоянной основе».

— Если все дети изначально умеют творчески мыслить, почему одни сохраняют эту способность, а другие — утрачивают?

— Каким-то детям везет. У них родители относились к подобному "вандализму" спокойно, разрешали всё ломать и раскрашивать. Из них вырастают более креативные взрослые. Как мы знаем у творческих людей семьи, как правило, толерантны к их нестандартности.

Но у кого-то полёт прерывают. Пытаются сделать удобным ребенком, удобным человеком.

А креативность и творчество, конечно, не про удобство. Для самого человека момент, когда он что-то придумывает не очень комфортный. Физически и морально. У дискомфорта есть нейрофизиологическое объяснение: в этот момент идут мощные биохимические реакции, выброс гормонов. Ребенок спокойно к этому относится. А вот взрослый пытается снизить уровень дискомфорта, сократить время в состоянии неопределённости, когда тебе надо что-то придумать, но ты ещё не нашёл решения.

Творческие люди спокойно с этим живут и называют “поиском вдохновения”. Могут пять минут в этом состоянии находиться или месяцами мучать окружающих и себя, но к ним вполне терпимо относятся.

А вот людям бизнеса, особенно бывшим отличникам, которые привыкли нравиться учителям, быть социально адаптивным, — для них это состояние неприятное. И только осознавая его, понимая нормальность происходящего, можно долгое время находиться в поисках. Позволять себе состояние неопределённости, ключевое для творческого процесса.

Креативность не уйдет из бизнеса. И сейчас она особенно важна

— Компании активно автоматизируют процессы. Есть ли место для креатива в такой среде?

— Начнем с того, что создание чего угодно нового состоит из двух этапов.
Первый этап — дивергентный. Мы расширяем своё представление об устройстве чего-либо. Это поиск проблемы и возможных путей решения, опыта, которого вообще никогда не было. Состояние неопределённости.
Второй этап — конвергентный. В это время мы на основе разрозненных фактов создаем план действий, алгоритмы, концепции. Вся автоматизация — конвергентный процесс.

Неважно сколько фактов заложено в систему — может, три, а может, и миллион, — роботы найдут зависимости и предложат план действий. И работают они лучше человека, потому что могут постоянно пополнять свою базу фактов. Они идеальные конвергенты.

Человек с доминирующим конвергентным мышлением будет сопротивляться новым фактам. Потому что всё и так хорошо работает! Зачем мне подсовывают новые данные, мне теперь надо переделать свой план. Ну и немного ненавидят дивергентов, потому что последние всё время заставляют что-то пересматривать.

Сегодня пытаются научить машины дивергентному типу мышления, но пока это не очень хорошо работает. Вдруг оказалось, что лучше, чем человек, никто не может стихийно привлекать новые факты, новый опыт. Ни одна машина на сегодняшний момент не обладает достаточной силой дивергентного мышления. Поэтому креативность как раз одна из немногих компетенций, которая точно будут востребована в век суперавтоматизации. По крайней мере пока. Мы не знаем, что будет дальше.

Дивергенция во многом основана на интуиции, которой нет у машин. Мы, люди, в ходе расширения представлений о чём-то опираемся на неизвестные факты, интуитивное ощущение, что там есть нечто интересное в областях, далеких от нашей.

— Каким сотрудникам креативность необходима больше всего?

— У меня есть убежденность, что самые креативные сотрудники — очень успешные сейлзы. Они быстро сочетают дивергенцию с широким кругозором и умением подстраиваться под ситуацию. Это то, что наиболее востребовано бизнесом.

Вторая группа — все, кто занимается коммуникацией с клиентом, маркетингом, PR и так далее. Сейчас сложно выделиться среди инфошума, найти момент, когда тебя услышат, и нужные слова.

И третьи, конечно, управленцы. Сейчас роль менеджера стала похожа на справочное бюро. К руководителю в любую секунду может прийти кто угодно с каким угодно вопросом. И надо придумать, как решить проблему, куда бежать. Это функция, которой не учат в классическом менеджменте, её нет в школах управления. Но способность найти решение для себя, своих сотрудников, всего подразделения — это суперзадача для управленца.

И не все с ней справляются. Некоторые берут проверенные алгоритмы и пытаются внедрять процессы, которые давно не работают. Причина в отсутствии дивергентного мышления. Он как конвергент сопротивляется: «У нас рабочий алгоритм, давайте его придерживаться».

Для мобильного обучения нет границ

— Давайте поговорим о ваших программах. Когда появляется первый эффект от тренингов по развитию креативности?

— Мы не замеряли и, наверное, это невозможно измерить — слишком много переменных.

Первая — установка человека перед занятиями. На 90% успех зависит от неё. Например, есть детская позиция «я сюда пришёл, теперь вы научите, буду всё читать-смотреть и должен стать красавчиком». К сожалению, такая парадигма активно внедряется школами и университетами. Считается, что ответственность за образование лежит на преподавателях. И если для детей это действительно так, то для взрослых, ситуация противоположная.

Вторая переменная — в какой среде находится человек. Домашней и рабочей.  Есть финансист, который работает по строгим регламентам и у него нет возможности использовать новые навыки здесь и сейчас. Придётся ждать, когда будет возможность попробовать.

Глобально мы закладываем в тренинги идеальную модель: человек пришёл с пониманием зачем ему нужна креативность, с желанием проходить все шаги. Тогда через 21 день мы знаем, что навык закрепится. Человек будет иначе подходить к решению задач, если он сделает то, что мы просим.

Если сотрудник будет в формате слушателя «научите меня, и я готов», а сам ничего не делает, то эффект может никогда не наступить. Зато будет иллюзия, что вроде как выучился.

— Креативная работа в группах более эффективна, чем одиночная? Или это зависит опять же от индивидуальных психических особенностей человека?

— Надо использовать три равноценных источника для творчества — мы их называем «три колодца» — работа с самим собой, командная работа и работа с внешним миром. Из них можно черпать идеи до бесконечности. К сожалению, часто на этих колодцах лежат огромные булыжники. И мы не подпитываемся, не черпаем идеи. И наша задача на марафоне креативности — раскачать эти камни, открыть эти источники максимально.

Самой большой «булыжник» лежит, как правило, на командной работе. Бизнес-подходы с конкуренцией и этикой, которая заложена в больших корпорациях, не развивают способность работать в команде.

Но потенциал у командной работы огромный! Ты получаешь доступ к совершенно другому ходу мыслей, нестандартным идеям, которые вообще не существовали в твоей голове. И если ты сумеешь придушить эго, подхватишь чужую идею и её разовьешь, то результат может удивить всех.

Альбина Залилова. Фото СберУниверситет

— Есть ли на ваших программ какие-либо ограничения?

— Единственное ограничение — нельзя отсидеться. Если человек не сдал два домашних задания, мы будем его отчислять, вот и всё. Это единственное ограничение.

— Альбина, есть ли примеры, когда тренинги положительно повлияли на бизнес компании?

— Сложно сделать прямую корреляцию. Главная цель наших тренингов, сессий, марафонов — люди должны найти решение задачи.

Это наглядно видно, когда мы работаем с командами по продуктам. Они разрабатывают нечто новое или улучшают, выводят на рынок. Или маркетинг запускает результативную коммуникационную кампанию.

За прошлый год через нас прошло около 300 команд, которые работают над продуктами, процессами, сервисами. И, конечно, находят тонны всего. Если бы реализовывалось всё, что придумывалось, наша жизнь была бы прекрасна.

Но надо понимать, что за четырёхчасовой воркшоп с одной командой появляется около 150 максимально разнообразных идей.

Мы как-то пытались подсчитать сколько воплощается идей, которые генерируют команды. И в целом сошлись с нашими английским коллегами. В жизнь выходит около 1% идей. Часть потом закрывается на этапе пилотирования.

Поэтому если через четыре часа есть концепции двух продуктов, которые могут потенциально принести несколько миллионов, нам кажется это очень хороший результат работы.

Гораздо хуже, если команда генерирует три идеи в месяц. Тогда прорывного продукта можно ждать целый год.

— Ну напоследок. Можете дать нашим и вашим читателям какую-то рекомендацию, совет, как поддерживать свою креативность?

— Первое, о чем мало кто знает. Креативить можно только в состоянии интеллектуального и эмоционального баланса. Никакой истеричности, активного думания, когда слишком зациклен на задаче. Мозг и сердце должны быть синхронизированы, быть в ресурсном спокойном состоянии. И это состояние легко разрушается негативным информационным шумом, критикой, токсичностью. Негативные новости заставляют наше сердце работать иначе и теряется синхронизация с мозгом. Это выбивает нас из состояния когерентности, единственного, в котором человек способен придумывать.

Если хочется быть креативным человеком надо прежде всего взять ответственность за своё сбалансированное эмоциональное состояние. Ограничить общение со всем негативным, окружить себя приятными вещами, комплиментами, восхищением, людьми, которые способны тебе сказать какой ты классный. Это базис креативности.

Второй совет. Любое упражнение, которое направлено на развитие креативности нужно повторять. Каждый день, несколько месяцев. Невозможно один раз взять гантели и накачаться. Надо хотя бы 20 дней гантели потягать, тогда будут заметны результаты.

Возьмите любой инструмент и попробуйте использовать его 21 день. Тогда 100% вы увидите результат.

Мне кажется, это два ключевых условия, чтобы во взрослом человеке начало что-то меняться.

Марафон креативности от T&DG

Марафон креативности — новый образовательный продукт T&DG, доступный на платформе Talent Rocks.

Программа марафона является квинтэссенцией опыта в сопровождении креативных команд и 9 лет комплексного обучения креативности в крупных компаниях — лидерах своих сегментов бизнеса.

Обучение проходит в мобильном формате в удобном и продуктивном режиме без отрыва от работы: 1 день — 1 короткая видео-лекция — 1 домашнее задание. Марафон длится 21 день — именно столько требуется, чтобы новые навыки вошли в привычку и закрепились.

Марафон подойдет как для новичков, так и для обучения опытных специалистов, которым нужен свежий взгляд на бизнес-задачи. Может использоваться самостоятельно или в рамках программ смешанного обучения.

Узнать подробности