53 вопроса новому сотруднику на время адаптации
Во время адаптации новичок сталкивается с массой проблем, о которых не всегда может рассказать. И в итоге увольняется. Правильные вопросы могут вскрыть эти проблемы и сохранить сотрудника.
Компания Qualtrics выпустила исследование, в котором сравнивала различные показатели вовлеченности за 2022 и 2023 года. Выяснилось, что только 38% новых сотрудников, проработавших в компании менее шести месяцев, планируют оставаться надолго. При этом с 70 до 66% упала «включённость» новичков в компанию.
Одна из причин почему новички не хотят оставаться в компании — их адаптации стали уделять меньше времени и ресурсов.
Адаптация сотрудника может занимать от 3 до 12 месяцев. Можно сказать, что за это время сотрудник окончательно вливается в компанию. Но первые три месяца — наиболее важные во время онбординга.
Также в это время можно отследить негативные моменты, из-за которых сотрудник решит покинуть компанию во время или после трёхмесячной адаптации.
Первый день
Компания BambooHR в ходе исследования выяснила, что 62% новых сотрудников не поменяли мнение о работе, которое сложилось у них в первые дни. А 60% считают, что первое впечатление трудно изменить.
Есть способы сделать первый день новичка незабываемым. Но обратная связь от новичка в первые дни особенно важна. Особенно моменты, которые касаются знакомства с командой и проектами.
Вот какие вопросы стоит задать сотруднику после знакомства с рабочим местом и будущими коллегами.
- Как вы себя чувствуете после знакомства с командой? Есть ли кто-то, кто уже вызывает у вас симпатию или отторжение?
- Какие проекты, с которыми вы познакомились вам нравятся? Сможете ли вы применить на них навыки, ради которых мы вас наняли?
- Уже успели познакомиться с коллегами из других отделов?
- Как прошло первичное обучение? Было ли оно полезно или можно как-то ускорить процесс?
- Как считаете, вы уловили нашу атмосферу? Становится ли вам понятен наш юмор?
- Есть какие-нибудь острые вопросы, которые у вас остались после первого дня?
- Как вы считаете, что мешает вам быть продуктивным сейчас?
- Вы получили достаточно ресурсов для работы?
- Оглядываясь на свой первый день, скажите, какие были лучшие и худшие моменты. И что мы могли бы сделать лучше для вас?
После первой недели
К концу первой недели новичок в общих чертах понимает как всё устроено в команде и компании. Наступает время познакомиться опытом, который получил новый сотрудник и какие отношения он выстроил с коллегами.
- Как прошла ваша первая полная неделя? Какие были основные события?
- Над какими проектами вы работали?
- У вас уже были моменты, когда вы понимали, как ваша работа способствует достижению целей компании?
- Как складываются ваши отношения с коллегами? Насколько «влившимся» вы себя чувствуете?
- Насколько вам понятен план адаптации? Какие вопросы возникают у вас чаще всего?
- Какие навыки или знания, по вашему мнению, вам все еще необходимо развивать? Какое дополнительное обучение вы бы хотели?
- Вы уже поняли как устроены наши процессы? Знаете ли вы куда можно обратиться, если нужны какие-то ресурсы?
- Есть ли моменты, которые мешают вам быть продуктивным настолько, насколько вы хотите? Чем мы можем помочь?
- Оцените по шкале от 1 до 5 ваш опыт адаптации на данный момент. Что хорошо, что можно улучшить?
- Насколько комфортно вам задавать вопросы руководителю и коллегам? Понимаете ли вы к кому из коллег с каким вопросом вы можете обращаться?
После первого месяца
Люди осваиваются с новыми ролями разным темпом. К месячному рубежу новые сотрудники могут осознать пробелы в своих навыках, могут проявиться сложности во взаимоотношениях или расхождения в понимании рабочих задач.
Задавая вопросы по истечении 30 дней, вы сможете увидеть, нуждаются ли сотрудники в поддержке и что может помочь им быстрее выйти на плановые показатели эффективности.
- Вы уже освоились или все еще пытаетесь сориентироваться?
- Были проекты, которые вас удивили? Были задачи, от которых хотелось отказаться?
- С кем вы подружились больше всего?
- Как вы думаете у вас сформировалось четкое представление о том, как ваша работа влияет на команду и компанию?
- Вы получили за этот месяц новые навыки? Улучшили прежние? На это повлиял какой-то тренинг? Чему ещё предстоит научиться?
- Уже чувствуете себя профессионалом или по-прежнему гуглите какие-то вещи во время встреч?
- Получается ли соблюдать work-life balance или что-то мешает вам? Например, вовремя сходить на обед?
- Был ли момент озарения во время работы или глубоко осознания чего-то?
- Какие-либо вопросы все еще ставят вас в тупик или вы уже стали экспертом?
- Оцените свой уровень удовлетворения при адаптации по шкале от 1 до 10.
- Нужен ли вам тренер или коуч? Или вы считаете себя самодостаточным специалистом?
Спустя три месяца
Отметка в 90 считается рубежной для новичка. За это время он должен влиться в команды и проекты, лучше понять компанию и её культуру. А также оценить, как проходила его адаптация. На этом же этапе можно выяснить, какие потребности в обучении есть у сотрудника.
- Насколько комфортно и уверенно вы себя чувствуете в своей роли?
- Какими проектами или инициативами вы руководили или внесли значительный вклад?
- Насколько глубоко вы интегрировались в команду и компанию?
- Какие отношения оказались наиболее ценными в профессиональном и личном плане?
- Каковы были ваши самые большие проблемы за первые 3 месяца? Как вы их преодолели?
- Во время адаптации вы достигли всех целей, которые планировали? Насколько успешным вы можете назвать результаты?
- На расширении каких навыков и компетенций вы сосредоточились в прошлом месяце?
- Насколько эффективны поддержка и рекомендации, которые вы получаете на постоянной основе?
- Какова ваша общая удовлетворенность работой на данном этапе адаптации?
- Есть ли у вас ресурсы и информация, необходимые для долгосрочного успеха?
- Что мы должны продолжать делать, чтобы поддерживать новых сотрудников? Что можно улучшить?
Список вопросов далеко не полный. Всегда можно добавить углубленные вопросы про рабочие задачи и отношения. Однако не стоит забывать про обратную связь касательно самого процесса адаптации. Это бесценные знания, которые позволят постоянно улучшать онбординг.