Сделать сотрудников эффективней можно без глубокого и дорого обучения. Достаточно использовать их привычку гуглить любой факт. И предоставить контент в удобной форме. Разбираемся, что для этого нужно и какие шаги нужно совершить.

  1. 6 причин использовать «обучение точно в срок»
  2. Ограничения и преимущества Just-in-Time learning
  3. Как внедрить «Обучение по запросу»

Just-in-Time learning — это необходимость

У этого термина нет устоявшегося перевода. Говорят, про «обучение в моменте», «обучение по запросу» и «обучение точно в срок». Но каким бы ни было название, с таким форматом сталкивался каждый. Когда надо разобрать ноутбук или починить что-то, люди не идут на курсы ремонта техники, они идут на YouTube, где во всех подробностях изучают вопрос.

Для сотрудников многих компаний «обучение в моменте» бывает крайне важным. Например, продавцу понадобились точные характеристики продукта и сопутствующие товары. Когда перед менеджером сидит клиент, он не пойдет в LMS проходить курс «Новый ассортимент», он скорее обратится к базе знаний и хорошо если такая возможность у него есть.

Подобная база может принимать разные формы. Так, компания ECCO использует дополненную реальность, чтобы показывать продавцу характеристики обуви и какие средства по уходу за ней нужны.

Подкаст «Курсы, рок и L&D». Методисту нужно расширять технический кругозор.
Поговорили с Александром Воробьёвым, CEO SRC Мультимедиа, CEO & Founder ARGUMENT и ведущим экспертом e-Learning Мастер. Обсудили сложности создания электронных курсов, почему красиво не значит хорошо и стоит ли закладывать бюджет на виртуальную реальность.

6 причин использовать «обучение точно в срок»

Легкий доступ

Формат не подразумевает тяжеловесную LMS на рабочем компьютере. Тренер или сотрудники могут получить информацию здесь и сейчас со смартфона, мгновенно обсудить её и применить. Обычно используется отдельный сайт или приложение.

Простое и дешевое обновление

«Обучение точно в срок» — в основном электронный формат. А значит контент обновлять не сложней, чем написать пост для социальной сети.

У MAC Cosmetics несколько сотен наименований продуктов и некоторые из них можно использовать только с определённым типом кожи. Раньше у компании был бумажный каталог, и продавцы тратили массу времени на поиск нужного товара. И в итоге продажи просто срывались.

Тогда компания перенесла каталог на отдельный закрытый веб-сайт, чему продавцы были очень рады. А заодно MAC сэкономила сотни тысяч долларов, поскольку им не пришлось заново переверстывать, печатать и рассылать каталоги. Теперь его можно обновить за несколько часов и уведомить продавцов об изменениях.

Да, обновить видео бывает сложней, но текстовый или графический контент можно переработать достаточно быстро.

Источник Unsplash

Быстрый поиск

Если контент содержится в цифровом формате, его можно индексировать. И в случае наступления экстренной ситуации мгновенно найти через поиск. Например, когда нужно быстро найти особенности товара.

Нулевые затраты на оборудование

Для сотрудников складов и торговых залов нужны терминалы сбора данных. Другим сотрудникам могут понадобиться специальные тренажёры. Но для «обучения точно в срок» не нужны специальные устройства — у сотрудников уже есть смартфоны.

Повышение производительности

Не всегда актуальная информация под рукой. Эксельный файл с ценами может лежать на корпоративном сервере, а нужная инструкция в недрах LMS. Чем меньше времени тратит сотрудник на доступ к нужной информации, тем больше у него остаётся времени на выполнение рабочих задач.

Источник Unsplash

Ограничения и преимущества Just-in-Time learning

«Обучение в моменте» — это поддерживающий формат, который не может заменить полноценный курс. Его контент может часто меняться, он должен быть максимально сжатым. А это не позволяет глубоко погрузиться в тему.

Но «обучение в моменте» не стремиться быть подробным. Его цель — разгрузить сотрудника от потока данных, которые не нужны в данный момент. И дать их ровно тогда, когда они понадобятся.  

Потому «Обучение в моменте» можно использовать в нескольких случаях:

Сокращение времени обучения. Можно поделить контент на базовый и сопроводительный. В базовую часть попадёт минимум, который необходим для выполнения задач. А к сопроводительному контенту сотрудник будет обращаться уже в процессе работы.

Адаптация и рескиллинг. Большой поток новой информации может напугать новичка, создать ненужную когнитивную и эмоциональную нагрузку. Поэтому важной становится база знаний и библиотека шпаргалок, к которой можно обратиться в любой момент и получить ответ на свой запрос.

Поддержка безопасности. «Обучение в моменте» даёт возможность мгновенно подучить инструкции по оказанию первой помощи, действиях в случае ЧП или подозрении на взлом компьютера. Главное, чтобы эти данные не были спрятаны в недра библиотеки.

Источник Unsplash

Как внедрить «Обучение по запросу»

Прежде чем внедрять формат, L&D предстоит серьёзная подготовка и много общения с заинтересованными подразделениями. А также погружение в основы создания интерфейсов программ и сайтов.

Этап 1. Определить пробелы и потребности в знаниях

Для начала L&D стоит провести аналитическую работу по следующим направлениям:

  • Что сотрудники хотят иметь под рукой. Не исключено, что внутри отделов они давно сделали себе шпаргалки. Вам предстоит перевести их новый формат.
  • Понаблюдайте за работой коллег. Возможно, они тратят немало времени на поиск данных в базе.
  • Поговорите с ответственным за охрану труда. Он может указать на проблемные места и рассказать о популярных нарушениях, их причинах и последствиях.
  • Опросите сотрудников, которые прошли испытательный срок и сейчас продолжают адаптацию. Узнайте, чего им не хватало в первые недели работы и где они находили недостающую информацию.

Теперь у вас на руках большой объём данных, и сразу несколько направлений для работы.

Например, у риэлторский компании «Аякс» много полевых сотрудников, которым нужно изучить внутренние нормативы, юридические документы и даже научиться фотографировать помещения.

Поскольку сразу выучить такой объём знаний довольно сложно, компания внедрила мобильную базу знаний. Такой подход позволил сотрудникам не только учиться в удобное им время, но и снизил текучку.

Как снизить текучесть стажёров и улучшить систему обучения. Кейс «АЯКС»
Как мобильное приложение на платформе Talent Rocks помогло новичкам эффективно проходить адаптацию и быстрее осваивать навыки.

Этап 2. Переработать контент

Для обучения по запросу очень важен размер и подача контента. То, что можно рассмотреть на экране монитора, со смартфона может потерять читабельность.

К тому же, человек меньше всего готов листать несколько экранов с теорией текста, когда ему нужно получить данные здесь и сейчас.

Отсюда вытекают следующие требования:

  • Понятные названия курсов или инструкций. Их будут искать опытные сотрудники и новички.
  • Разделение текста на подзаголовки.
  • Использование списков, выделение важного цветом или начертанием.

Например, инструкция по осмотру станка перед работой может быть выполнена в виде чек-листа. В нём будет указан порядок действий, который можно сопроводить фото. Здесь же можно кратко указать, к чему может привести невыполнение того или иного пункта.

Источник Unsplash

Этап 3. Сделать удобный поиск

Есть два варианта:

  1. Продублировать базу знаний из LMS. В этом случае для сотрудника использование мобильной базы будет бесшовным и привычным.
  2. Создать собственную структуру, основанную на опросах сотрудников и менеджеров, использовать знания из области дизайна интерфейсов.

Например, компания продаёт климатическое оборудование. В каталоге товары расположены по категориям: «Обогрев», «Охлаждение» и так далее. С наступлением холодов всё, что связано с обогревом можно перенести выше остальных позиций.

Другой вариант упрощения поиска — сделать большие и понятные иконки для категорий, ведь считывать символы проще, чем текст.

И третье — индексация. То есть как поисковый движок считывает заголовки из базы и как выдаёт результаты. Лучший вариант, когда результаты выдачи появляются уже после 3-х введённых символов.

Как работает поиск на платформе Talent Rocks

Этап 4. Внедрить обучение по запросу

Лучше всего использовать продуктовый подход:

  1. Сделать MVP — то есть работающий продукт, но без лишних «плюшек».
  2. Отдать на тестирование.
  3. Собрать обратную связь.
  4. Учесть все пожелания и внести правки в продукт.
  5. Выпустить продукт на широкую аудиторию.

Дальше потребуется медийная поддержка с подробным описанием, что за приложение или сайт появилось, зачем они нужны и как ими пользоваться.

Также базу нужно будет внедрить в программу адаптации новичков. Ещё можно разместить QR-коды, которые будут вести на раздел или статью в базе знаний. Например, если сотруднику нужно осмотреть склад, по коду он сможет получить необходимую инструкцию.


Внедрение «обучения по запросу» может быть не приоритетной задачей. Но даже небольшие эксперименты с этим форматом могут повысить эффективность сотрудников и улучшить адаптацию.

bannerTR