Популярный у блогеров формат может отлично работать во время адаптации или при обучении продажам. Спросили экспертов об особенностях подхода.

Почему марафоны блогеров популярны?

Есть несколько причин, по которым люди готовы довериться человеку из интернета и отдать деньги за обучающий марафон.

Точное знание болей аудитории. Блогеры хорошие, хоть и циничные маркетологи. Они прекрасно знают, на что надавить. Например, маме в декрете нужен дополнительный заработок, который бы отнимал совсем немного времени. 

Обещание быстрого результата. Блогер обещает за 14 дней изменить жизнь человека: сделать его SMM-специалистом, создать личный бренд, научить быстро зарабатывать. 

Способы подачи информации. Блогеры используют микрообучение: короткие законченные куски контента, разбитые на логически законченные блоки. Короткие вебинары или видеолекции чередуются с простыми заданиями, не требующими много времени на выполнение. Они распространяются через соцсети или мессенджеры, то есть через самый привычные каналы коммуникации. 

Инструкция: с чего начать внедрение микрообучения
Подборка вопросов и рекомендаций при запуске в компании микролёрнинга. Что делать с контентом, как ставить задачи и что проверять перед запуском.

Постоянная поддержка динамики. Достигается за счёт эмоционального повествования и очень коротких сроков на выполнение домашнего задания — чаще на это даются только сутки. 

Если отбросить откровенно лживые и опасные обещания, то опыт блогеров можно перенести и в корпоративную среду. 


Ольга Клюева 

Психолог и бизнес-тренер, автор канала «КЛЮЕВА: Психолог в адеквате»

В марафонах на передний план выходят игровые механики. На фоне трудностей, людям хочется чего-то простого, того, что можно делать играючи. А в марафонах есть соревновательный элемент и вознаграждения. Марафоны помогают вырабатывать дофамин, который в свою очередь даёт энергию учиться и работать. 


Надежда Бондаренко

Бизнес-тренер, эксперт ментального здоровья и оптимизма, основатель Клуба бизнес-тренеров

В марафонах простые, но разные по формату задания и их быстрое выполнение подкрепляют успешность, участники сохраняют мотивацию, участники не успевают устать. 

Примеры заданий: 

Утро: «Ментальная зарядка с экспертом», настройка на день, одна главная мысль, инструмент.  

День: контент-короткий текст, до 1000 знаков, и к нему вовлекающий вопрос. Хорошо заходят простые задания, например в продажах или сервисе отработка речевых модулей, тесты или участники снимают свое мини видео. 

Вечер: картинка, мем или видео с заданием и последующим разбором. 

Также отмечу их масштабируемость: собрать 200-300 человек на тренинг сложно, но марафон с этим справляется. 

Распределенные команды менее креативны? На помощь спешит T&D
Удалёнка плохо влияет на сотрудников. Команды стали генерить меньше идей, им не хватает для неформального общения. Как поможет обучение?

Когда не нужно запускать учебный марафон

У каждого формата есть ограничения и марафоны не исключение. 

Марафоны не очень хороши для обучения Hard Skills. Сложно с помощью марафона научить человека пользоваться программой или оборудованием с нуля. Но можно использовать марафон для поддержки навыков.

Когда нет подходящей платформы. Сила марафонов в том, что участникам не нужно никаких специальных инструментов для участия — достаточно смартфона. Участники могут изучить контент и задание в удобное для них время и в удобном месте. 

Но если привязать марафон к LMS или порталу из него сразу выпадет много участников: кто-то уедет по делам, кто-то не сможет выделить рабочее время и так далее. А часть сотрудников вообще не имеет доступа к компьютерам, например продавцы в магазинах. 

Потому для марафонов нужны каналы в мессенджерах или мобильная платформа

Нет достаточного количества сотрудников для проверки заданий и поддержки. Марафон — динамичный формат, в котором поддержка тьюторов и тренеров должна быть максимально оперативной. Если у команды нет возможности выделить отдельных людей, которые будут какое-то время заниматься только марафоном, то шансы, что активность провалится, возрастают. 

Источник Unsplash

Ольга Клюева

Однажды столкнулась с такой ситуацией: я увидела очень странные результаты у некоторых участников марафона. Получалось, что их результаты сфальсифицированы. Причина была в том, что уровень культуры некоторых подразделений не дорос до марафона: на уровне руководителя стояла задача показать утопичные результаты. 

Если в компании нет культуры открытости, она не культивируется, то результаты марафонов могут быть искажены. В компаниях, где принято говорить об ошибках, а отрицательный результат признают как опыт, марафоны будут проходить успешней.

Для чего использовать марафоны

Вариантов использования марафонов множество и не всегда они могут касаться обучения:

Направление

Примеры

Развитие Soft Skills Управление временем и критическое мышление, ведение переговоров, принятие решений
Well-being Выработка полезных привычек или борьба с вредными, практики осознанности и медитации
Адаптация Марафон знакомств: новички рассказывают о себе, выполняют задания, знакомятся с корпоративной культурой компании
Командообразование Разработка нового продукта по шагам, совместная работа со смежными отделами для выстраивания кросс-функционального взаимодействия

Надежда Бондаренко

Марафон как механику, можно использовать практически везде. Например, в «Росатом» я делала 3-х недельный «Летний FRESH–марафон. Как наполниться ресурсами и обновиться». 

Отлично этот формат подходит и для продаж. В нашем Клубе бизнес-тренеров придумали механику марафона для аптечной сети в Красноярске.  

Пополнилась линейка собственных продуктов в аптеке, которым надо было обучить первостольников, линейных продавцов. Пришла идея сделать онлайн-марафон после того, как люди изучат теоретический курс по продукту. Активность прошла на ура, сотрудники делали задания, очень вовлеклись, спорили за призы и рейтинги. Но главный результат — сразу увидели рост продаж по новинкам. Дошли до финала 65 человек из 100, а это отличный результат.

Еще есть кейс, когда с помощью марафона внедряли ценности, компетенции в компании. Не все сразу, а по одной, прокачивали в течение 3 недель. 

Зачем программе обучения отдельная цифровая площадка?
Почему LMS не всегда лучшее решение для обучающих программ и что нужно сделать перед запуском?

Ольга Клюева

В компаниях, где много вкладывают в сотрудников, появляется много «достигаторов». Их внутренний ребенок спрятан очень глубоко и марафоны — возможность отдохнуть и освободиться от давления эффективности, просто расслабиться.

Марафоны позволяют высокоэффективным сотрудникам проявить себя, конкурировать с коллегами, но уровень напряжения при этом может снижаться. В моей практике были эпизоды, когда марафоны помогали снизить конфликтность внутри команды, так что марафоны хорошо подходят для создания экологичного климата.  

Источник Unsplash

Как мотивировать сотрудников пройти марафон до конца

Опрошенные нами эксперты сходятся в том, что у марафона должна быть понятная цель. Ольга Клюева отмечает, что иногда компании транслируют посыл, что конкретное обучение поможет компании добиться целей. Однако для сотрудника личные цели будут на первом месте. Поэтому нужно доносить ценность обучения на языке сотрудников и с учётом их ценностей. 

Надежда Бондаренко указывает, что у марафона должна быть понятная цель и простая организация: чем меньше препятствий и чем понятней инструкции, тем лучше. 

Также должна быть организационная прозрачность: точные сроки проведения и отстроенные логически законченные этапы. Хорошо работает ситуация, когда участники марафона видят прогресс, например, что пройдена половина или 2\3.

И отлично работают разнообразные «плюшки»: призы от символических до серьёзных, геймификация, рейтинги лучших, работа в команде. 

Ещё одним важным фактором мотивации может стать общение. Участникам нужен отдельный чат для общения, а ведущий марафона должен регулярно выходить на связь, оказывать поддержку и давать обратную связь. 


Марафон может показаться простым и несерьёзным форматом. Однако наши эксперты и опыт других компаний показывают: люди готовы принимать участие в подобных «забегах», если они будут правильно организованы, а кураторы будут рядом с участниками. А благодаря тому, что марафон — гибкий формат, его можно использовать для самых разных целей и разных категорий сотрудников.