Почему на полке с бизнес-литературой могут быть детские книги? Как открыть коллегам мир книг заново? И как выглядит идеальная корпоративная библиотека?
В гостях у подкаста Алина Репкина, директор направления корпоративных продаж Литрес и руководитель книжного рекомендательного сервиса LiveLib.
С Алиной говорили про двойное назначение корпоративных библиотек, их продвижение среди сотрудников и важности книжных сообществ.
Библиотека может учить и помогать семьям сотрудников
У корпоративной библиотеки есть две цели — развивать сотрудников или оказывать им эмоциональную поддержку. От выбранных целей зависит наполнение библиотеки.
Обучение сотрудников
Чаще всего в такую библиотеку попадает бизнес-литература. В этом случае большое значение имеют книжные рекомендации, которые помогут подобрать литературу под профессиональные планы развития, а также индивидуальные траектории.
Если касаться форматов обучения, например тренингов, то книги так или иначе лежат в их основе или дополняют учебные программы списком литературы. Иногда компании приходят с готовыми списками как раз после обучения. Но у Литреса есть и готовые подборки под разные задачи.
Корпоративная библиотека, созданная для обучения — осмысленная подборка и точечные рекомендации для сотрудников с учётом их положения и статуса развития.

Бенефит для сотрудников
Такая библиотека — разновидность Well being практик, которые позволяют эмоционально разгрузить сотрудника.
Известный HR-аналитик Джош Берсин делает ежегодные прогнозы трендов для HR. В прогнозе на 2023 год под 9-м пунктом идёт как раз развитие практик заботы о сотрудниках.
Книжные клубы могут стать хорошим инструментом тимбилдинга и укрепления связей с компанией. Также библиотека-бенефит может быть поддержкой для семей сотрудников, если включить туда не только развлекательную, но и детскую литературу.
Подборка книг для адаптации сотрудников
Книги могут транслировать корпоративную культуру
Внутренняя библиотека — маркер развития корпоративной культуры. Если компания заботится о работниках, инвестирует в их развитие и обучение, то они потенциальные обладатели корпоративной библиотеки.
Если в компании читающий топ-менеджмент, то с большой долей вероятности они начнут прививать свою привычку к книге сотрудникам. Весьма распространена практика, когда руководители рекомендуют книги, которые помогли прийти им к текущей точке развития или подчёркивают бизнес-инсайты.
Так, в 2021-2022 была популярна «Никаких правил. Уникальная культура Netflix». Многие компании что-то из неё берут и внедряют у себя.
Книги — одновременно и базовый и самый продвинутый инструмент развития.
Внутри Литрес вопрос о чтении имеет большое значение. На собеседовании мы почти всегда спрашиваем про отношение к книгам, о любимых произведениях и жанрах.
Развитие культуры чтения — интересный вызов, именно поэтому Литрес запустил свой «Рейтинг самых читающих компаний». Но также мы понимаем, что чтение — очень сложный формат обучения, который требует инвестиций сил и времени, а их часто не хватает.

3 способа вовлечь сотрудников в чтение
Подборки и обзоры
Подборки — это базовый инструмент рекомендаций. Они могут быть экспертными или посвящены книгам актуальным для сотрудника или какой-то ситуации. Ещё важны подборки от лидеров мнений вроде топ-менеджеров.
О книгах нужно постоянно говорить, они должны быть во всех каналах коммуникации. На корпоративном портале можно размещать обзоры новинок и те же самые подборки по бизнесу и трендам отрасли. Также работают рассылки, но многое зависит от политики компании, ведь где-то сотрудников стараются оградить от лишнего потока писем.
О книгах нужно постоянно напоминать и она всегда должна быть на виду и под рукой, чтобы сотрудники могли выбрать что-то своё.
Аудиокниги
Альтернативный тексту электронный формат, который может “вернуть” сотрудников к чтению. Бумажная книга — не самый удобный формат для бизнес-среды. Её редко когда удобно брать с собой и сложно собрать статистику прочтений. А слушать можно в любое удобное время, одновременно с другими занятиями, не требующими погружения.
К тому же Литрес предлагает в своем сервисе возможность кроссформатного чтения для большого количества книг — это когда книгу можно начать читать в электронном виде, а потом переключиться на аудио и продолжить там, где остановился, книга одновременно в двух форматах на руках у читателя.
Аудиокниги — это тренд и благодаря новым технологиям озвучивания их будет становиться только больше.
Но не все читатели воспринимают книги на слух. Например, поколению, которое слушало радиоспектакли, такой формат близок и понятен. Кому-то сложно, потому что нет привычки или не нашёл подходящего чтеца. А может просто выбрал неподходящий для прослушивания жанр.

Книжный клуб
Сообщества для чтения и обсуждения книг — шанс вернуться в чтение и самый продвинутый формат разбора книги.
На собрании можно обсудить книгу по бизнесу, разобрать по косточкам, почерпнуть и развить какие-то идеи. Или разгрузиться эмоционально при обсуждении художественной литературы.
Книжный клуб может быть отличной возможностью встретиться или созвониться не по рабочим вопросам и познакомиться поближе, что особенно актуально при гибридном графике работы.
Для проведения клуба нужна локомотивная читающая группа. Ещё нужны навыки чтения, чему посвящены отдельные книги. И постоянная работа по продвижению: афиши, рекомендации, описания. Но с этим Литрес тоже может помочь в рамках сопровождения корпоративной библиотеки.

Идеальная библиотека должна быть разнообразной и актуальной
Наполнение библиотеки зависит от потребностей компании: развивать профессиональные компетенции или предоставлять развлечение в виде книг. На первый план здесь выходят экспертные подборки, которые помогут с развитием профессиональных и персональных компетенций. Второй фактор для наполнения — актуальные проблемы, которые стоят перед компанией.
Если говорить о библиотеке в роли well being инструмента, то здесь важна свобода выбора и конфиденциальность. Не стоит забывать про ограничения по выданным книгам, но жанровых рамок лучше избегать.

Что и как сейчас читают
Статистика корпоративной библиотеки Литрес показывает, что электронные текстовые и аудиокниги используются в компаниях в соотношении 60% на 40%:
Направление | Текст | Аудио |
Художественная | 33% | 22% |
Нон-фикшн |
27% | 17% |
Среди популярных изданий:
- «Думай медленно… Решай быстро», Даниэль Канеман
- «Подсознание может всё!», Джон Кехо
- «Will. Чему может научить нас простой парень, ставший самым высокооплачиваемым актером», Уилл Смит
- «KGBT+», Виктор Пелевин
- «Тревожные люди», Фредрик Бакман
- «Sapiens. Краткая история человечества», Юваль Ной Харари
Автобиографии и даже художественная литература часто используются в книжных клубах как раз для разбора деловых качеств и бизнес-навыков, так что не стоит удивляться попаданию в рейтинг книги про Уилла Смита.
Комментарии