Выгорание сотрудников: симптомы, последствия, избавление. Подкаст «Курсы, рок и T&D»

Выгорание может лишить компанию до трети доходов. Но его можно выявить и предотвратить. Что делать, когда сотрудники выгорели и как больше этого не допускать? И чему стоит их обучать, чтобы они могли поддерживать себя.

Гость выпуска: Алена Малюченко, руководитель отдела обучения в IT и эксперт с 15-летним опытом в области построения систем оценки, развития и обучения сотрудников и команд (Яндекс Маркет, Wildberries, VK, ГК «Росатом», ПАО МегаФон). Модератор стратегических сессий и обладатель сертификатов по опросникам Zetic и Hogan.

Инструкция по применению себя
Масштабное исследование себя по 42 шкалам, которые помогут определить черты личности, ценности и мотивацию, ограничения, реакции на стресс и уровень выгорания

Половина ваших сотрудников выгорают

Выгорание — способ защиты нервной системы от острого длительного переживания стресса. Реакция у человека может быть разной: избегание работы и обещания с коллегами, замыкание в себе или токсичность. 

Исследования показывают, что больше 50% сотрудников находятся на той или иной стадии выгорания. И это не зависит от гендера, возраста или должности. Выгорать могут и 20-летние, хотя они только вышли на рынок труда и ещё полны сил.

Средний менеджмент находится в красной зоне выгорания

Специалисты и топ-менеджеры выгорают меньше остальных. Больше всего пострадавших среди старших специалистов, миддл-менеджеров и руководителей среднего звена. 

Причина в том, что эти сотрудники находятся между молотом и наковальней. Сверху на них давит топ-менджмент, они не могут изменить какие-то процессы или повлиять на них. При этом им нужно общаться с подчинёнными и постоянно пропускать через себя большие потоки информации, адаптировать её для коллег. 

У среднего менеджмента может не хватать навыков для работы со стрессом, стратегий как с ним справляться. 

Причина низкого уровня выгорания у топов — в их личностных качествах. До таких позиций добираются стрессоустойчивые люди, те, кто могут работать со своими состояниями и подстраиваться под обстановку. 

Найм новых сотрудников не решает проблем с выгоранием

Есть исследования, согласно которым, если замеры показали, что сотрудник выгорел на 80%, то в ближайшие 5-9 месяцев он покинет компанию. При этом увеличение заработной платы не всегда помогает удержать сотрудников.

Конечно, можно нанять на его место другого. Но проблема в том, что новые сотрудники могут прийти в компанию, уже находясь на какой-то стадии выгорания после прошлого места работы. Он не отдохнул и не восстановился и в новой компании его выгорание скорей всего продолжится.

Три стадии выгорания

Выгорание — защитный механизм, который включается, когда есть длительный внутренний конфликт между своими ожиданиями, своими потребностями, ценностями и реальным положением дел.

Так у человека может быть запрос на чёткую постановку задач, признание, амбициозные проекты. Но если рабочая среда этого не даёт, конфликт и выгорание неизбежны.

Стадия выгорания 1. Напряжение

На этом этапе есть две шкалы: 

  • Усталость от нагрузок, скорости и организации работы
  • Профессиональный тупик

На первой стадии сотрудник начинает обесценивать свою работу, у него проявляется утомление от нагрузок, скорости работы и поставленных задач, того, как организованы процессы. Появляется синдром самозванца. 

Человек может посчитать, что он не раскрывается профессионально, компания ему ничего не может дать, не видно результатов от вложенных усилий.  

Стадия выгорания 2. Сопротивление

Здесь также две шкалы: 

  • Усталость от коммуникаций 
  • Уход от коммуникации

Сотрудник начинает уходить от общения и взаимодействия с коллегами, партнёрами, клиентами. Например, человек чаще просит решить вопрос в чате или почте, стремится сократить время личных или онлайн-встреч.

Типичная фраза: «Коллеги, порешайте без меня, а я потом подключусь и сделаю».

Эта стадия опасная тем, что сотрудник избегает сложных разговоров, замалчивает проблемы, он предпочитает перетерпеть и согласиться, а не отстаивать свою точку зрения. 

Сотрудник может принимать неэффективные решения для бизнеса, эмоционально отстраняться. 

Стадия выгорания 3. Истощение

Две шкалы этой стадии:

  • Сокращение внимания
  • Психосоматика

Эта стадия может стать отправной точкой для появления апатии и депрессии. На работу остаётся мало сил, появляются грубые ошибки в делах, игнорирование задач и рисков. Отношение к работе сводится к позиции «Давайте сделаем что-нибудь, а там посмотрим».

Появляется своеобразный «хитиновый панцирь»: в области спины, шеи и плеч. Человеку постоянно хочется выспаться. 

Согласно статистике, определенные показатели по каждой шкале снижают эффективность работы на 20-30%. То есть выгорание лишает бизнес денег. 

Выгорание по отраслям

В России сотрудники всех отраслей подвержены выгоранию. Первые три места распределяются так: СМИ, индустрия развлечений, ритейл

Меньше всего выгорают в наукоёмких отраслях и IT. В IT большой фокус на людей, здесь научились отбирать сотрудников, которые будут корпоративной культуре компании по ценностным и личностным характеристикам. А значит у них будет меньше возникать конфликтов между внутренними потребностями и рабочей средой.

Плохие бизнес-процессы способствуют выгоранию

Компания Zetic провела опрос среди нескольких компаний, чтобы выяснить, как они борются с выгоранием сотрудников.

Ответы были следующими: 

  • Перераспредели или сократили нагрузку
  • Дали дополнительный отпуск и разрешили удаленку
  • Предоставили психолога или коуча

Но когда сотрудников спросили, чтобы помогло им снизить выгорание, ответы были другими. Для работников оказались важней:

  • Прозрачные процессы и оценка работы
  • Автоматизация рутинных задач
  • Признание заслуг и достижений 
Системные изменения приносят двойную выгоду: снижает выгорание сотрудников и обеспечивают рост бизнесу.

Решить проблему отпуском или каким-то активностями нельзя, поскольку остаётся некий триггер, запускающий выгорание коллектива. 

Например, сотрудник находится на первой стадии выгорания «Напряжение». Он усердно работает, но никаких результатов не видит. Сотрудник начинает работать ещё усердней. Руководство, видя это, накидывает ему ещё больше задач. Происходит это потому, что менеджер не смог распознать стадию выгорания подчинённого. А сотрудник скоро сломается. 

Стадии выгорания не похожи на «Тетрис». Когда шкалы заполняются одна за другой, предыдущие никуда не исчезают, а накапливаются. 

Выгорание заразительно. Оно может перекинуться на команду и даже членов семьи. 

Как выявить выгорание у сотрудников

Один из индикаторов — фразы, которые начинают употреблять сотрудники. 

Первую стадию выгорания косвенно выдают подобные фразы:

Специалист

  • Я не понимаю зачем мы это делаем
  • Я не чувствую прогресса
  • Я не справляюсь с объёмами задач и требованиями

Линейный руководитель

  • Мы идём не туда
  • Команда не даёт нужного результата
  • Я сделаю это сам, мне некому делегировать

Топ-менеджер

  • Я не согласен с тем, куда мы идём
  • От меня требуют слишком многого

Но надо учитывать характер говорящего, его ценности, коупинг-стратегии и мотиваторы.

Well-being не справляется с выгоранием

Практики поддержки сотрудников могут облегчить состояние, но их будет недостаточно для решения проблем уставших сотрудников. В первую очередь надо искать какие триггеры, которые вызывают выгорание в компании или отдельной команде. 

Мы можем скрыть синяк за тональным кремом. Но как только придём домой и умоемся, он не исчезнет. 

Бывает, что не совпадает личностный и мотивационный профиль управленца и сотрудников. Есть пример, когда руководитель стремился сдружить сотрудников: поводил совместные выезды, сделал прекрасный офис и так далее. Для него была важна причастность людей к команде. 

Однако сотрудники не стремились дружить с другом и работали автономно. Им гораздо важнее были чётко поставленные задачи, а не дружба друг с другом. Руководитель стремился действовать как пишут в книжках, но у сотрудников был другой профиль. Такая ситуация тоже провоцирует выгорание.  

Чему учить сотрудников, чтобы они не выгорали

С чем могут работать T&D и специалисты по Well-being, чтобы сотрудники самостоятельно работали со стрессом и выгоранием:

T&D и специалисты по Well-being могут развивать отдельные качества сотрудников, чтобы они могли самостоятельно работать со стрессом и выгоранием. Но при выборе обучения нужно ориентироваться на ценности и характер сотрудников. 

Среди навыков, которые помогут сотрудникам: самодисциплина, критическое мышление, работа с выражением эмоций. 

Как HR самому избежать выгорания

В нашей культуре есть мнение, что нужно добиться результата любой ценой. И люди доводят себя до третьей стадии выгорания, до истощения. Потом нервный срыв и антидепрессанты. 

Обращайте внимание на собственное состояние и потребности, ценности. И совместно с руководителем ищите, что можно сделать: автоматизировать, перераспределить, перестроить процессы или коммуникации. 

Развивайтесь личностно. Это даст вам внутреннюю опору и возможности для работы со стрессом и выгоранием.