Зачем привлекать топ-менеджеров к обучению сотрудников?

Внедрить подобную практику может непросто. Но такой подход стоит затраченных усилий. Что говорят эксперты про обучение сотрудников топ-менеджерами?

Видимые и неочевидные преимущества

Топ-менеджеры люди занятые. Их время стоит дорого, они решают стратегические вопросы с горизонтом планирования в несколько лет. Но несмотря на плотный график, привлекать топов к обучению сотрудников необходимо. И вот почему.

Повысить мотивацию участников

Высшее руководство — главные носители ценностей компании и ориентир для сотрудников.

Специалист по well-being Татьяна Полякова приводит пример из своей работы, когда в одной производственной компании оказалась очень высокая вовлеченность в программу поддержки здоровья. Причина была проста — руководитель был не просто амбассадором, но и непосредственным участником программы.

Ещё участие топ-менеджера — это знак качества программы и её важности. Даже если высший руководитель сделал подборку книг, которые можно прочитать на новогодних каникулах.

Участие топ-менеджера в развитии сотрудников отражает корпоративные ценности лучше любых плакатов на стене и лозунгов, — уверена Анна Волошина — если топ открыт к новому, то он создаст атмосферу, в которой сотрудники будут приходить с новыми идеями и от этого выигрывают все.


Анна Волошина

Психолог, методолог и бизнес-тренер. L&D-менеджер в «Новартис Фарма» и «Данон».

В своё время я вела лидерскую программу, в которой ведущими тренингов были как раз директора разных направлений. Рассказывали сотрудникам, кто такой лидер, почему им может руководитель или работник склада. Такие тренинги производят на сотрудников сильное впечатление.

При использовании такого формата растёт уровень доверия, сотрудники видят, что внутри компании у них может быть много ролей.


Раскрыть потенциала линейных менеджеров

Управляющие уровня -3 не всегда общаются с топ-менеджментом и часто могут быть незаметны. Сейчас они занимают позицию руководителя отдела, и топ-менеджер может видеть этого сотрудника несколько раз в год, но почти не общаться. А если у человека есть амбиции, знания и он давно перерос свою должность? Скорей всего такой руководитель будет искать компанию с подходящей должностью.

Но может ему нужно особый проект? Однажды стюардесса компании Virgin Джейн Бриден предложила владельцу Ричарду Бренсону делать небольшие косметические услуги пассажирам. Идея прижилась и скоро Бриден вместе с Бренсоном открыли салон красоты в аэропорту Хитроу. Так что совместная учебная программа может стать хорошей внутренней биржей талантов.

Источник Unspalsh

Развитие линейных менеджеров и рядовых сотрудников делает компанию более устойчивой.

Александра Хлызова, уверена: топам нужно обязательно обучать ключевых руководителей, чтобы не стопорилось развитие компании. Необходимо научить их мыслить, видеть масштабы и принимать решения. Это особенно важно, если компания растёт и открывает филиалы. Их руководители должны думать так же, как топ-менеджеры.


Александра Хлызова

Ректор Онлайн Академии НЛИ, Декан факультета методологии в онлайн-университете бизнес-профессий (Казахстан) | Tg:@metodolog_infobusiness

В одной из компаний мы готовили для сотрудников онлайн-марафон для менеджеров по продажам, экспертами в котором выступали как раз топ-менеджеры: директор по маркетингу, по связям с общественностью, директор по бренду. Таким образом они готовили не смену, а просто передавали свои методики и приёмы работы, чтобы повысить эффективность рядовых специалистов.


Сделать сотрудников причастными к миссии и целям

Елена Манглер, отмечает, что сегодня популярным становится вовлекающие лидерство. Вовлекающий лидер умеет включать в совет принятия решений всех своих руководителей и даже простых сотрудников. Это может проходить в форматах фаситалиционных сессий или мозговых штурмов. Выносится проблема, ставятся цели, участники совета начинают искать решения, принимают их и берут на себя ответственность за реализацию.

Таким образом, руководитель развивает в сотрудниках самостоятельность, умение принимать взвешенные решения, некую автономность. И это всё очень сильно влияет на мотивацию, ведь сотрудники чувствуют свою причастность к большой миссии и целям компании.


Елена Манглер

Методолог, бизнес-тренер, эксперт по обучению кураторов онлайн-школ

Если руководитель достиг уровня топ-менеджмента, значит у него есть серьёзная экспертиза и он обязан ею делиться с линейными руководителями.

Нужно вкладываться в лидеров всех уровней и обучать их. Так топы смогут создать команду, на которую смогут положиться и заняться стратегическим развитием бизнеса.


Передать философию и миссию, видение развития, образ мышления

Кристина Ванюшкина отмечает, что топ-руководитель на программах обучения передаёт гораздо больше, чем просто опыт: философию и миссию, видение развития, образ мышления. Ни один внешний тренер, не сможет до конца проникнуться духом организации. Только высший менеджмент может показать, что значит для них компания, её миссия. Именно руководитель может сплотить сотрудников. И не надо будет придумывать никаких дополнительных активностей, вроде прийти всем в один день в красном.


Кристина Ванюшкина

Руководитель тренинговой студии «Прямо по курсу», бизнес-тренер, методолог, командный коуч

Если говорить о форматах вовлечения топ-менеджмента в обучение, то можно попробовать мастермайнды, микрообучение, даже телефонные созвоны. Ещё может сработать клубный формат, в котором руководитель — модератор или рядовой участник. Но своим примером он показывает, чему и как учится, как ставит цели и чем делится с коллегами.

Другой вариант — супервизия, когда топ-менеджер помогает разобраться с какой-то ситуацией, показать ошибки и разобраться с ними.

В моём опыте есть и опыт разработки комикса от имени руководителя. Я работала с сетью автошкол и каждый месяц мы отправляли свежий выпуск инструкторам по филиалам. Это был хороший инструмент, ведь обучение получалось в лёгкой игровой форме, и сотрудники ждали каждый комикс.


Источник Unspalsh

Оптимизировать затраты на обучение

Привлечение топ-менеджмента позволяет отказаться от внешнего эксперта и расходов, которые могут быть с ним связаны. Но есть и ещё один пункт в оптимизации затрат — внутреннее продвижение среди сотрудников. На коммуникации тоже надо тратить средства и время. Но привлечение топ-менеджера создаёт вирусный эффект для новости и привлекает куда больше внимания.


Лана Воль

Методолог, наставник экспертов, TG Методология для экспертов


У руководителей высшего уровня есть уникальное сочетание знаний, практического опыта и стратегического видения, которыми не обладают приглашенные бизнес-тренеры и сторонние эксперты.

Но чтобы система, при которой топ-менеджеры учат других сотрудников, работала эффективно, необходимы определенные условия: четко сформулированные цели и подготовленная инфраструктура. Прежде чем пригласить руководителей на роль преподавателей, их самих надо обучить тому, как учить взрослых людей и продумать как будет организован весь бизнес-процесс.


Обогатиться новыми идеями и подходами

У топ-менеджеров и линейных руководителей разный уровень мышления, набор инструментов и компетенций. Понятно, что для разных задач нужны разные подходы, но это порождает «пузырь», в котором начинают жить руководители.

Топы могут не знать про некоторые новые подходы или технологии.

Для топ-менеджера участие в обучение сотрудников более низкого уровня может стать интересным и полезным эпизодом обратного наставничества.

Как топ-менеджер может помочь обучению

Высшему руководству не обязательно лично вести курс или выходить на zoom-созвоны раз в неделю. Есть разные форматы, в которых руководитель может поддержать обучение сотрудников.

Собрать учебную группу

Руководитель может указать, кому из сотрудников нужно пройти программу для дальнейшего карьерного роста или согласовать итоговый список.
Такое участие требует погружения в работу вертикали и консультаций с руководителями уровня -2. Но сложно переоценить психологический эффект от того, что про тебя знает и тебе доверяет топ-менеджер.

Выступить автором кейса

За годы работы топы решили огромное количество управленческих и кадровых задач. Их выступление с кейсом может стать частью курса или основой для деловой игры, в которой участникам надо будет подробно разобрать ситуацию и найти пути выхода.


Также автором кейса может быть руководитель партнёрской или дружественной организации. Например, владелец стартапа может прийти в банк и рассказать, как они создавали свой продукт и с какими сложностями столкнулись. 

Дать экспертную оценку

Многие программы обучения подразумевают, что в конце нужно будет сделать проект и защитить его. 

В этом случае топ-менеджер может быть одним из членов экспертной комиссии, которая даёт оценку. 


Ещё в роли эксперта топ-менеджер может выступить при разборе кейсов или аттестаций.

Стать ментором или наставником

Популярный формат участия топов в обучении сотрудников. Но у него есть некоторые ограничения. На менторство нужно выделять время, а сам руководитель может быть не готов к роли наставника, и его надо будет обучать. Но и эффект от такого обучения высок: исследование Endeavor показало, что у 30% успешных руководителей стартапов были наставники. 

Быть супервизором

Руководитель работает вместе с подчинённым, разбирает его ошибки, показывает, как их исправить и какие направления стоит усилить. 

Участие в конференциях и видеоматериалах

Топ-менеджер может выступать на конференции в рамках программы обучения, провести мастер-класс или записать видеоурок по теме, в которой является экспертом. 

Работать над стратегическими проектами

В долгосрочных проектах развития могут задействованы менеджеры разных уровней и линейные сотрудники. Прямое участие высших руководителей позволяет передать остальным участникам не только стратегическое видение развитие компании, но показать разные стили лидерства.

Возможности для участия топ-менеджеров в обучении сотрудников практически безграничны. И пользу от такого участи сложно переоценить. Важно только выбрать цель и подходящий формат взаимодействия.