Прошлый год выдался непростым для всех, кто занимается корпоративным обучением и развитием сотрудников.

С одной стороны, перевод части сотрудников на удалёнку, побудил работодателей уделять больше внимания дистанционному обучению и развитию elearning-программ в компаниях. От онбординга и обучения новых сотрудников в дистанционном формате до перевода в онлайн программ обязательной сертификации и комплаенса — обучающие команды старались принять вызов и адаптироваться к непростым условиям.

С другой стороны — скачок в онлайн выявил много застарелых проблем традиционного подхода к онлайн-обучению от невозможности пользоваться LMS вне офисной сети до низкого вовлечения сотрудников и снижения эффективности обучения как следствие этого.

Попробуем спрогнозировать, что нас ждет нас в 2021 году: куда движется индустрия в целом и с чем нам скорее всего предстоит столкнуться в этом году в повседневной работе.

А в конце статьи вас ждёт прогноз на 2022 год.

1. Переподготовка тренеров для работы в разных форматах

По данным консалтинговой компании McKinsey, после начала пандемии почти 100% программ корпоративного обучения в Европе и Азии было приостановлено. Одна из причин, по которой это произошло — в том, что команды, ответственные за корпоративное обучение, не были готовы к быстрому переходу от модели обучения под руководством инструктора (ILT) к модели дистанционного обучения под руководством инструктора (VILT).

Потребовалось время, чтобы восполнить этот пробел, но и сейчас, в начале 2021-го, вопрос подготовки корпоративных тренеров для работы в обоих форматах: очном и онлайн, а также в смешанном (гибридном) формате остается актуальным.

2. Акцент на микрообучении

Количество сотрудников, работающих удаленно на постоянной основе, радикально выросло за 2020 год, и компании столкнулись с необходимостью организовать непрерывное обучение и развитие профессиональных навыков через онлайн-форматы.

При этом важнейшей задачей для работающих удаленно сотрудников остается поиск правильного баланса между работой и личной жизнью, и «длинные» форматы онлайн-обучения с непрерывные сессиями по 2 — 3 часа вызывают большие неудобства.

Ожидается, что в 2021 году больше будет востребован формат микрообучения, когда обучающий контент предлагается порциями продолжительностью не более 10—15-минут, обычно в виде видео- или интерактивных уроков. Так у сотрудника появляется больше гибкости в выборе времени для прохождения курса и желаемой интенсивности обучения.

listen up yall
Фото Unsplash

3. Мобильное обучение набирает популярность

Исследование 2019 года показывало, что из 42,1 часов обучения, приходящихся в среднем на одного сотрудника, на мобильное обучение пришлось только 4,9% (или 2,06 часа).

В 2021 году здесь следует ожидать кардинальных изменений. Развитие технологий с одной стороны, и отсутствие необходимости привязывать обучающий портал к офисному интранету — с другой, подтолкнут поставщиков образовательного контента и L&D команды мыслить в сторону мобильных форматов.

Преобладание гибкого графика работы, который для большого количества сотрудников стал синонимом работы из дома, скорее всего, будет означать, что в 2021 году все больше работодателей и сотрудников будут практиковать мобильное обучение.

4. Внимание к психологическому комфорту сотрудников

Люди — существа социальные. Мы жаждем постоянного и непрерывного социального взаимодействия, иначе нам сложно эффективно выполнять рабочие обязанности.

Поскольку все больше людей в 2021 году будет работать и обучаться дистанционно, корпоративным тренерам придется взять на себя в какой-то мере функции «неформальных психологов».

Им придется чаще контактировать с сотрудниками, чтобы «узнать, как дела» и «проверить, все ли в порядке», чтобы убедиться, что учащиеся не чувствуют себя социально изолированными, что может поставить под угрозу эффективную передачу знаний.

Также будут востребованы практические курсы, направленные на улучшение навыков самоорганизации сотрудников и поиск баланса между работой и личной жизнью.

Emotional background with eggs and condiments in the kitchen. Painted faces on eggs for Easter. Emotions, smiles, mouths and eyes on chicken eggs
Фото Unsplash

5. Адаптивное обучение на основе аналитики данных

Одной из проблем, с которой сталкиваются L&D при реализации дистанционных программ обучения — отсутствие возможности оценить и адаптировать программы обучения для учащихся, опираясь на личное взаимодействие.

В 2021 году и в последующий период, руководители корпоративного обучения будут искать альтернативные методы оценки и понимания того, какое воздействие оказывают их программы обучения. Нас ждёт рост спроса на использование BigData в обучении персонала. С помощью аналитики данных L&D смогут смогут предлагать сотрудникам более персонализированный и адаптивный опыт обучения онлайн.

6. Внутрикорпоративные соцсети

Переход сотрудников на работу из дома означает для компаний потерю общего пространства общения и взаимодействия, которым был офис. За последние годы современные компании, особенно в сфере технологий, потратили немало средств и усилий, чтобы превратить офисы в «питательную среду» для рождения новых идей, эффективной командной работы и обмена опытом.

В 2021 году, когда распределенные команды и работа из дома стали обыденной практикой компаниям нужны новые, виртуальные, пространства для объединения и кооперации.

Компании будут решать эту задачу по-разному. Одни пойдут по пути превращения существующих онлайн-платформ для совместной работы удаленных сотрудников во внутреннюю соцсеть, другие будут использовать для неформального общения коллег популярные мессенджеры и соцсети, третьи будут продвигать свои корпоративные онлайн-ресурсы для внутренних коммуникаций, мобильные приложения или порталы.

Но какую бы платформу ни выбрала компания для организации неформального взаимодействия между сотрудниками, эффективно будет использоваться этот ресурс и в рамках корпоративного обучения.

Статья подготовлена на основе материала портала elearningindustry.com


Прогноз на 2022

Тренды: что ждёт корпоративное обучение в 2022
Гибридный формат работы сохранится и в 2022. Какие ещё тренды повлияют на корпоративное обучение?