Прошлый год выдался непростым для всех, кто занимается обучением и развитием  сотрудников в компаниях.

С одной стороны, перевод части или большинства  сотрудников на удалёнку, побудил работодателей уделять больше внимания дистанционному обучению и развитию elearning программ в компаниях. От онбординга и обучения новых сотрудников в дистанционном формате до перевода в  онлайн программ обязательной сертификации и комплаенса —  обучающие команды старались принять вызов и адаптироваться к непростым условиям.

С другой стороны — скачок в онлайн выявил много застарелых проблем традиционного подхода к онлайн-обучению от невозможности пользоваться LMS вне офисной сети до низкого вовлечения сотрудников и снижения эффективности обучения как следствие этого.

Попробуем спрогнозировать, что нас ждет нас в 2021 году: куда движется индустрия в целом и с чем нам скорее всего предстоит столкнуться в этом году в повседневной работе.

1. Переподготовка тренеров для работы в разных форматах

По данным консалтинговой компании McKinsey, после начала пандемии почти 100% программ корпоративного обучения в Европе и Азии было приостановлено. Одна из причин, по которой это произошло — в том, что команды, ответственные за корпоративное обучение, не были готовы к быстрому переходу от модели обучения под руководством инструктора (ILT) к модели дистанционного обучения под руководством инструктора (VILT).

Потребовалось время, чтобы восполнить этот пробел, но и сейчас, в начале 2021-го, вопрос подготовки корпоративных тренеров для работы в обоих форматах: очном и онлайн, а также в смешанном (гибридном) формате остается актуальным.

2. Акцент на микрообучении

Количество сотрудников, работающих удаленно на постоянной основе, радикально выросло за 2020 год, и компании столкнулись с необходимостью организовать непрерывное обучение и развитие профессиональных навыков через онлайн-форматы.

При этом важнейшей задачей для работающих удаленно сотрудников остается поиск правильного баланса между работой и личной жизнью, и «длинные» форматы онлайн-обучения с непрерывные сессиями по 2 — 3 часа вызывают большие неудобства.

Ожидается, что в 2021 году больше будет востребован формат микрообучения, когда обучающий контент предлагается порциями продолжительностью не более 10—15-минут, обычно в виде видео- или интерактивных уроков. Так у сотрудника появляется больше гибкости в выборе времени для прохождения курса и желаемой интенсивности обучения.

3. Мобильное обучение набирает популярность

Исследование 2019 года показывало, что из 42,1 часов обучения, приходящихся в среднем на одного сотрудника, на мобильное  обучение пришлось только 4,9% (или 2,06 часа).

В 2021 году здесь следует ожидать кардинальных изменений. Развитие технологий с одной стороны, и отсутствие необходимости привязывать обучающий портал к офисному интранету — с другой, подтолкнут поставщиков образовательного контента и L&D команды мыслить в сторону мобильных форматов.

Преобладание гибкого графика работы, который для большого количества сотрудников стал синонимом работы из дома, скорее всего, будет означать, что в 2021 году все больше работодателей и сотрудников будут практиковать мобильное обучение.

4. Внимание к психологическому комфорту сотрудников

Люди —  существа социальные. Мы жаждем постоянного и непрерывного социального взаимодействия, иначе нам сложно эффективно выполнять рабочие обязанности.

Поскольку все больше людей в 2021 году будет работать и  обучаться дистанционно, корпоративным тренерам придется взять на себя в какой-то мере функции «неформальных психологов».

Им придется чаще контактировать с сотрудниками, чтобы «узнать, как дела» и «проверить, все ли в порядке», чтобы убедиться, что учащиеся не чувствуют себя социально изолированными, что может поставить под угрозу эффективную передачу знаний.

Также будут востребованы практические курсы, направленные на улучшение навыков самоорганизации сотрудников и поиск баланса между работой и личной жизнью.

5. Адаптивное обучение на основе аналитики данных

Одной из проблем, с которой сталкиваются L&D при реализации дистанционных программ обучения — отсутствие возможности оценить и адаптировать программы обучения для учащихся, опираясь на личное взаимодействие.

В 2021 году и в последующий период, руководители корпоративного обучения будут искать альтернативные методы оценки и понимания того, какое воздействие оказывают их программы обучения. Нас ждёт рост спроса на использование BigData в  обучении персонала. С помощью аналитики данных  L&D смогут смогут предлагать сотрудникам более персонализированный и адаптивный опыт обучения онлайн.

6. Внутрикорпоративные соцсети

Переход сотрудников на работу из дома означает для компаний потерю общего пространства общения и взаимодействия, которым был офис. За последние годы современные компании, особенно в сфере технологий, потратили немало средств и усилий, чтобы превратить офисы в «питательную среду» для рождения новых идей, эффективной командной работы и обмена опытом.

В 2021 году, когда распределенные команды и работа из дома стали обыденной практикой компаниям нужны новые, виртуальные, пространства для объединения и кооперации.

Компании будут решать эту задачу по-разному. Одни пойдут по пути превращения существующих онлайн-платформ для совместной работы удаленных сотрудников во внутреннюю соцсеть, другие будут использовать для неформального общения коллег популярные мессенджеры и соцсети, третьи будут продвигать свои корпоративные онлайн-ресурсы для внутренних коммуникаций, мобильные приложения или порталы.

Но какую бы платформу ни выбрала компания для организации неформального взаимодействия между сотрудниками, эффективно будет использоваться этот ресурс и в рамках корпоративного обучения.

Статья подготовлена на основе материала портала https://elearningindustry.com/