Обучение на ходу. Как записывать, продвигать и использовать учебные подкасты
Формат коротких аудиорассказов и бесед собирает миллионы слушателей по всему миру. Подкасты развлекают, открывают неизвестное и обучают новому. Именно поэтому их стоить включить в корпоративные образовательные курсы.
Что такое подкасты?
Это короткие передачи на определенную тему. Чаще они выходят в аудиоформате, но встречаются ролики на YouTube. Подкасты обычно слушают онлайн или скачивают на смартфон.
У подкастов несколько дальних родственников: радиопередачи, спектакли и аудиокниги. В СССР выходил журнал «Кругозор», в котором был текст, иллюстрации, но главное — пластинки с музыкой, интервью или рассказами. Так что в подкастах, по сути, нет ничего нового.
Делаете вы подкаст для внешних слушателей или внутренних (сотрудники компании), их можно разделить на несколько видов:
- Развлекательные. Обычно такие подкасты нужны компаниям для создания позитивного образа. Направлены на внешнюю аудиторию.
- Информационные. Ближе к новостному формату: рассказать о новинках, изменениях, обсудить какую-то ситуацию.
- Образовательные. Подкасты, которые передают знания или навыки.
О последних мы и расскажем.
Зачем записывать образовательный подкаст
Исследования показывают — работники больше не хотят тратить свободное время на корпоративные курсы. Мощное преимущество подкастов — их можно слушать по дороге на работу, во время уборки или прогулки с собакой, то есть выделить время на такое обучение намного проще.
Разумеется, подкасты не могут заменить полноценный учебный курс. Но как элемент микрообучения они его отлично дополняют и расширяют возможности. Мы приводили пример подобного подкаста, посвященного коррупции и мошенничеству, в статье про LXD.
Есть и удачные отечественные примеры использования подкастов в МегаФоне:
Мы запустили подкасты о работе с возражениями для агентского канала, а также о нашей линейке тарифных планов. Сотрудникам понравился такой способ подачи информации, они регулярно переслушивают выпуски, тем более что это удобно делать в дороге.
В записи первых выпусков участвовали тренеры, в дальнейшем планируем приглашать специалистов из смежных подразделений и брать короткие интервью.
К тому же подкасты — быстрый формат. Записать и разместить его можно буквально за один день, что намного быстрее видео, а в некоторых случаях и графики.
Когда использовать подкасты
Аудиорассказы хорошо подойдут для онбординга, особенно удаленных или гибридных сотрудников.
О важности успешного введения новичка в процессы красноречиво говорят данные Glassdoor: успешный онбординг помогает удерживать 82% сотрудников и повышает их эффективность на 70%.
Пример подкаста:
- Приветственное слово руководителя
- История компании
- Структура организации
- Основные правила общения в компании
- Корпоративная культура
- Программы поддержки сотрудников
Подкасты можно использовать и для наставничества.
Вы можете сделать отдельный обучающий well-being подкаст с набором медитаций или посвятить их теме выгорания и борьбы со стрессом.
Примерные темы обучающих подкастов для микрообучения:
- Информационная безопасность
- Техники продаж
- Конфликты, их разрешение
- Развитие речи
- Самопрезентация
- Лидерство
Важно! Аудиоформат хорошо работает, когда содержание связано с людьми, их взаимодействием. А вот для передачи сложной информации вроде оказания первой помощи или описания нового тарифа лучше использовать видео или инфографику.
Правила создания образовательного подкаста
- Выпуск должен длиться не более 6-10 минут. Дольше человеку сложно удерживать внимание.
- В одной серии подкастов нужно раскрыть одну тему. В каждом выпуске должен быть один посыл. Например, вы рассказываете о корпоративном этикете. Посвятите выпуск правилу написания писем, другой телефонным звонкам, третий праздникам и так далее.
- Обучающий подкаст не обязательно сопровождать заставкой. Но вы можете использовать тихую фоновую музыку. И лучше всего неизвестную, поскольку знакомая мелодия может вызывать у слушателя определенные эмоции. Так, мелодия из фильма скорей будет напоминать о его сюжетных поворотах, а хит из 90-х напомнит о детстве или юности.
- Вводная часть — не более 30 секунд. Нужно поздороваться, представиться и обозначить тему подкаста.
- Избегайте любых посторонних шумов. Звуки работающего компьютера или кофеварки, покашливание — это надо вырезать, а лучше не допускать.
- Не забывайте при необходимости добавлять специальные звуки или перебивки.
- Прикладывайте к подкастам текстовые расшифровки и дополнительные материалы.
У подкаста может быть несколько форматов: монолог, интервью, диалог, небольшая постановка. Главное, чтобы у каждого выпуска был сценарий, в котором расписаны тексты, звуковые эффекты и прочее. Многие ведущие подкастов не советуют читать с листа — слушатель это хорошо улавливает и быстро теряет интерес к неживой речи.
Также важно обращать внимание на качество диктора. Хорошо поставленный голос, но лишённый интонаций, делает подкаст проходным и в целом бесполезным. А вот живому увлечённому диктору, пусть и с некоторыми дефектами речи вроде картавости, слушатели простят многое. И скорей всего даже не заметят проблем.
Что нужно для записи подкаста
Сценарий
В первую очередь сценарий. Написать текст и передать его для озвучки актёру или коллеге недостаточно. Письменный текст не всегда подходит для проговаривания.
Дизайнер учебных курсов Конни Маламед даёт советы, которые вынесла из собственного практического опыта:
- Проверьте текст на ошибки. Орфографические, стилистические, выверьте ударения, особенно в терминах, названиях и фамилиях.
- Укажите важные смысловые части текста или отдельные выражения, слова. Подкаст будут начитывать не с той интонацией, что была у вас в голове.
- Укажите как надо читать отдельные слова. Так, русское название компании Xerox — «Зирекс». Аббревиатуры стоить приводить через дефис: Н-Л-О.
- Обязательно указывайте паузы! Если подкаст записывает актёр или коллега, он расставит паузы как считает нужным, а не как вы задумали.
- Если у текст занимает больше одной страницы, лучше читать его с монитора, чтобы на запись не попал шелест страниц.
Ну и конечно, никто не будет читать «и т.д.». Перед передачей текста на озвучку обязательно прочитайте его вслух, отловите и поправьте моменты, на которых вы споткнулись.
Запись
Самое простое решение — арендовать студию. За один день можно сделать сразу несколько подкастов, а потом оставить для обработки звукорежиссёру. В этом случае вы получите хороший продукт, но потребуется время для монтажа. К тому же вы не всегда сможете контролировать итоговый результат.
Записать подкаст самостоятельно не так сложно.
Вам потребуется:
- Небольшая комната без эха. Конечно, найти такую переговорку или кабинет довольно сложно, так что можно окружить себя вешалками с одеждой или натянуть между ними пледы.
- Микрофон или гарнитура. С гарнитурами для телефона надо быть осторожным — они прилегают к одежде и на запись попадает звук трения микрофона.
- Ноутбук
- Программа для монтажа звука вроде Audacity или Garage Band. Они бесплатны и решают почти все задачи.
Где разместить подкаст
Бесплатная площадка
Например, Podster.fm. Свои подкасты мы размещаем именно там. Есть аналитика, возможность вести несколько лент и другие необходимые функции.
Платная площадка
Довольно популярна Transistor.fm. Здесь можно создавать несколько каналов, в том числе приватных. То есть подкасты не уйдут дальше сайта. Удовольствие стоит от 19$ в месяц.
YouTube
Альтернатив для размещения видеоподкастов просто нет. У другого популярного видеохостинга Vimeo чуть другая направленность. Вы можете создавать отдельные плейлисты по направлениям и устанавливать доступ «Только по ссылке».
Корпоративный портал
С точки зрения возможностей и безопасности — лучшее решение. Но у LMS свои недостатки вроде работы только во внутренней сети или устаревших технологий, которые лежат в их основе.
К тому же подкаст — мобильный формат, а учебный портал фактически привязывает человека к рабочему месту.
Гибридное решение — отправлять подкасты на учебную площадку и в мобильное приложение, а там уже сотрудники сами выберут подходящее время для прослушивания и обучения.
Записать подкаст не так сложно, стоит только попробовать, собрать обратную связь, а потом корректировать контент и формат подачи. Главное, не забывайте, что подача должна быть такой же качественной, как и содержание.