12 идей для первого дня адаптации сотрудников
Собрали несколько примеров, как можно сделать незабываемым первый день на новой работе. Что можно сделать во время преонбординга, чтобы сделать адаптацию сотрудников запоминающейся.
Треть новичков решают уйти из компании уже в первую неделю. Второе впечатление нельзя провести дважды, поэтому первый день должен быть посвящен не только заполнению бумаг и тренингу по технике безопасности. Сделать его ярким можно даже при небольших затратах.
Идея 1. Командные мероприятия до выхода на работу
Этот формат работает только если в командах есть традиции собираться для каких-то активностей: просмотр кино, игры в настолки, походы куда-то и так далее. В этом случае новичка приглашают на такие активности ещё до его официального выхода на работу. Получается неформальный преонбординг, но первый день будет куда более комфортным.
Если традиций совместных мероприятий нет, их можно заменить групповым созовном-знакомством, что особенно важно для удаленных сотрудников.
Идея 2. Неформальный преонбординг
Помимо встречи с командой до первого рабочего дня есть и другие варианты сделать первый день легче и эмоциональней. Например, отправлять фотографии рабочего стола, будущего компьютера или групповой снимок команды. А между ними можно вставить и план адаптации на ближайшие две недели.
Идея 3. Приветственный праздник
Небольшие дружеские посиделки, на которых можно познакомиться с коллегами, поесть торта или пиццы. А главное, любому человеку приятны внимание и располагающая атмосфера.
Одна из разновидностей такого праздника — Fika. Фика — шведская традиция пить кофе с выпечкой и разговаривать о чём угодно. Но когда фика проходит в рабочее время, шведы стараются не говорить о работе. Так что для новичка такая встреча будет хорошим способом узнать больше о коллегах.
Идея 4. Офисный квест
Интерактивный способ показать сотрудникам офис и познакомить с коллегами. Составьте карту, назначьте ответственных за выдачу заданий и наград и отправляйте новичка в путешествие. Например, после заполнения бумаг сотруднику нужно будет получить первый артефакт — пропуск, а для этого нужно немного рассказать о себе.
Такой квест можно разместить в приложении для адаптации, где все задания будут открываться по мере выполнения каждого задания. Там же можно разместить и карту, по которой надо искать точки активностей.
Правда, такой формат знакомства подходит далеко не для всех отраслей. Так что простая экскурсия по офису остаётся отличным вариантом для первого дня, хоть она и не так увлекательна.
Идея 5. Велком-бокс
«Коробка новичка», welcome pack — есть несколько названий у подарка, который компания вручает новичку в первый день. Обычно это немного канцелярии (ручка и блокнот), кружка, футболка.
Но ещё туда может попасть продукция компании или что-то связанное с её историей, товары для здоровья или удаленной работы. Велком-бокс может быть даже цифровым и выполненным в виде растения.
Идея 6. Подарок для семьи
Ещё на этапе собеседования вы узнаёте о семейном положении соискателя. И если он прошёл все этапы собеседований, подарите в первый день что-то, чем может воспользоваться муж\жена или ребенок новичка. Это может быть брендированный набор свечей, дополнительная футболка, развивающая игрушка или книга о компании.
Идея 7. Приветствие нового сотрудника
Вариантов таких писем множество: рукописная открытка от директора или менеджера на рабочем столе, видеоролик в почте или мессенджере.
Но чаще это электронное письмо, где есть и приветственные слова, и ролик, а также полезные ссылки: адрес внутренний wiki, предложение начать проходить первый трек в траектории адаптации и так далее.
Идея 8. Письмо-знакомство
Такие послания практикуют во многих компаниях. В день выхода сотрудника сотрудники получают письмо с его именем, фото, должностью новичка и увлечениями.
Иногда электронное приветствие заменяет небольшой ролик, но многим проще всё-таки заполнить небольшую анкету.
Такое письмо создаёт дружескую атмосферу с первого дня работы и позволяет новичку быстро найти единомышленников.
Идея 9. Учебный лагерь
Подобные активности хорошо подходят для крупных организаций, где постоянно пополняется штат сотрудников. Такой «лагерь» может быть однодневным и его необязательно проводить где-то за городом.
Главная особенность формата — неформальность и много общения среди новичков из разных отделов. Ну а приветственные и ознакомительные тренинги можно сделать более свободными по форме и содержанию, активно использовать перекрёстное обучение.
Идея 10. Обеденная рулетка
Механика простая. В первый день новичок отправляется на обед со случайным сотрудником, где они знакомятся, и более опытный коллега может что-то рассказать о компании.
Рулетка подходит для организаций, которые ценят неформальное общение и хотят наладить связи между сотрудниками, особенно если новый сотрудник интроверт или застенчивый.
Есть и полная противоположность подобной рулетке, когда вся команда отправляется с новичком на обед.
Идея 11. Бадди и проводники
Buddy можно перевести с английского как «приятель». Это не наставник, который вводит новичка в дела и профессию. Задача бадди познакомить с корпоративной культурой, через личное общение поддержать и подсказать к кому можно обратиться по какому-то вопросу.
Но систему бадди можно расширить, когда у одного ответственного сотрудника будет несколько подопечных. Чтобы нагрузка на такого проводника не была слишком большой, ему можно ограничить обязанности, а срок оказания помощи ограничить 30 днями.
И, конечно, бадди и проводникам нужна будет своя система мотивации.
Идея 12. Начинайте обучать во время адаптации
Обучение и развитие остаются важным «якорем», который заставляет сотрудников остаться на работе. Подходите к обучению стратегически и ориентируйтесь на программы, которые позволят сотруднику быстрей выходить на продуктивность. Откройте сотруднику учебные курсы уже в первый день или на этапе преонбординга.
Но важно избежать дисбаланса между работой и обучением. До 60% проходят учебные курсы в общественном транспорте. Поэтому используйте больше микрокурсов, позволяйте обучаться в удобном темпе и в мобильном режиме. Чем меньше ограничений вы поставите перед сотрудниками, тем эффективней пройдёт его адаптация через обучение.