Это не очередная статья про искусственный интеллект. Вместо прогнозов мы посмотрели, что уже сейчас умеют некоторые доступные в России сервисы и делимся результатами.

Мы уверены, что в ближайшее время искусственный интеллект станет союзником L&D. Уже сегодня есть примеры, когда ИИ помогает строить учебную траекторию или проверять домашнее задание. Но часто это внутренние разработки, на которые было затрачено много времени и средств.

А если хочется использовать робота-помощника уже сейчас и без долгой подготовки?

  1. Условия эксперимента
  2. Подготовка справок и биографий
  3. Создание структуры учебной программы
  4. Подборка статей
  5. Посты для социальных сетей
  6. Бонус. Попытка создать учебный курс с нуля
  7. Итоги: чему учиться

Условия эксперимента

Мы не будем создавать полноценный учебный курс, а протестируем ИИ на типичных задачах, которые встают перед разработчиками программ обучения или кураторами курсов.

Требование к инструментам:

  • Доступны в России. Именно поэтому не будет ChatGPT
  • Бесплатно или с пробным периодом использования
  • Для использования не нужны сложные специфические знания

В итоге мы использовали:

  • «Алису», которая доступна в «Яндекс Браузере»
  • Bing — это одноимённый поисковик, а недавно сервис появился в Skype
  • Tome — сервис для создания презентаций

Мы не углублялись в особенности составления запросов (их ещё называют промты) и подходили к ним как простые неопытные пользователи.

Также не стали рассматривать телеграм-боты и сервисы для создания изображений — эти темы заслуживают отдельных статей.

Заменят ли нейросети разработчиков электронных курсов?
Главная тема разговор последних месяцев — искусственный интеллект, который придёт и уволит всех. Чего стоит бояться T&D и дизайнерам курсов корпоративного обучения?

Подготовка справок и биографий

У вас есть большая статья, которой нужно поделиться с учащимися. К ней нужно написать небольшую аннотацию.

Для примера возьмём большую статью из Википедии «История шахмат».

Нужно запустить «Алису» и воспользоваться навыком «Давай придумаем». Мы сделали запрос «Сделай краткий пересказ статьи https://ru.wikipedia.org/wiki/История_шахмат». Это объёмная статья с большим количеством фактов.

Но если использовать запрос «Сделай аннотацию для статьи…», ответ получается куда более подходящим.

Такой вариант можно немного отредактировать и ставить в рассылку.

Усложним задачу и попросим Алису сделать саммари из англоязычной статьи о преворк.

За это испытание Алиса получает «четвёрку». Смысл статьи передан в целом верно, но много повторов и «воды».

Попросим сделать второй вариант:

Ответ получился куда лучше, но в статье не говорится про «активное слушание», «Алиса» самостоятельно дополнила ответ. Так что использовать её для создания саммари статей на иностранных языках не стоит.

Биографические справки

Иногда нужно вписать в учебный курс краткую информацию о том или ином известном человеке. Для примера мы взяли Дмитрия Менделеева.

Здесь «Алиса» справилась на «пять». Все даты проставлены верно и хоть не указаны некоторые другие достижения, в целом результат хороший.

Но если фамилия распространённая, например Сидоров или Кузнецов, надо обязательно уточнять запрос: указывать профессию или отчество. В Википедии много людей с именем «Николай Петров». Вот что получится, если попросить «Алису» дать справку без уточнений:

Но такого человека в списке Википедии нет. Конечно, среди современных учёных много Николаев Петровых. Но поиск именно по этой биографии не дал результатов. А директора Института российской истории РАН зовут Юрий Петров.

Когда мы уточнили запрос, что нужен «писатель Николай Петров», ответ оказался опять «выдуманным»:

Обратимся к роботу Bing.

Эта нейросеть постоянно обращается к собственному поисковику, поэтому её ответы более точны, хотя иногда информация может быть устаревшей. Bing сразу предупредил, что есть несколько писателей с таким именем, а потом выдал краткий пересказ статьи из Википедии. Но его уже можно использовать в работе.

Как итог — побеждает Bing. «Алиса» хорошо справляется с известными персонами, но чем уже запрос, тем больше нужно уточнений.

Создание структуры учебной программы

Для примера мы возьмём актуальную тему — информационная безопасность.

Запрос сформировали следующим образом: «Сделай план обучения основам информационной безопасности. Нужно 10 уроков. Предложи форматы обучения.»

С третьей попытки «Алиса» выдала довольно подробный текст, приведем его часть:

А вот варианты от Bing:

Программы отличаются содержанием и в них есть перекос. В одном варианте упор на видео, а в другом на лекции. Но зато предлагает тестирование и практические работы.

В дальнейшем можно попросить нейросети сделать варианты проверочных заданий, но здесь нужно опираться на конкретные запросы, которые будут в вашем курсе.

Подборка статей

Почему бы не поддержать учебный курс тематическими материалами? Делаем промт «Собери пять статей о защите электронной почты от мошенников».

Bing вместо пяти статей выдал четыре:

Но и этих материалов может хватить для поддерживающей рассылки. Что важно в ответе — здесь есть не только старая статья от «Аваст» (2019 год), но и свежая от «Тинькофф Журнала» (2023 год). Для некоторых отраслей, вроде медицины, возраст публикации может иметь значение, но некоторые темы — вечны.

«Алиса» отказалась выполнить нашу просьбу.

Возможно это временный сбой, но, чтобы оценить возможности нейросети, пришлось поменять промт на «Подбери пять статей об основах информационной безопасности».

«Алиса» не справилась с задачей. Она не нашла статьи, но «предложила» темы для них. Но хотя бы показано направление, в сторону которого можно двигаться.

Посты для социальных сетей

Итак, нейросети помогли вам сформировать программу учебного курса по информационной безопасности. Настало время рассказать о нём сотрудникам на портале или в социальных сетях.

Запрос следующий: «Пост для социальной сети. Приглашение на курс по информационной безопасности. Курс начнётся 20 августа и продлится два месяца. В программе 10 уроков. Будут рассмотрены темы безопасной работы с электронной почтой и персональными данными. Обучение будет проходить на платформе Talent Rocks.»

«Алиса учится» на массиве данных из интернета и хорошо перенимает восторженный тон, который используют в соцсетях. Но после редактуры текст можно использовать.

Что сделал Bing?

Bing тоже отлично справился, правда в конце добавил несуществующую ссылку на сайте Talent Rocks. Но зато текст более удобен для чтения, поскольку разбит на списки.

Бонус. Попытка создать учебный курс с нуля

Недавно появился сервис Tome, который собрал в себе генератор изображений и текстов по запросу. Ему можно дать задачу и на выходе получить готовую презентацию, которую потом можно доделывать онлайн вместе с коллегами.

Звучит слишком многообещающе, чтобы его не попробовать. Будем использовать запрос «Обучающий курс по основам информационной безопасности. Главные темы: безопасность работы с электронной почтой и защита персональных данных.»

После простой регистрации открывается окно создания презентации.

Сервис предлагает структуру будущей презентации:

Итоговый результат сложно назвать хорошим:

Тексты получились очень водянистыми и общими. Но эти слайды можно использовать как вводные для более подробных разделов с инструкциями и рекомендациями. А вот изображения получились отличными.

Презентация целиком — по ссылке.

Итоги: чему учиться L&D

По итогам небольшого эксперимента можно сделать однозначный вывод: создателям учебного контента уже можно использовать нейросети для облегчения некоторых задач.

Сервисы справляются с задачами вполне успешно и хоть их результаты неидеальны, они пригодны для дальнейшей доработки.

Но есть и важные моменты, на которые нужно обратить внимание:

  • Чем более подробный запрос вы создадите, тем более корректный и полный ответ получите. Писать и корректировать запросы — новый навык для L&D, которому нужно учиться.
  • Нейросети могут ошибаться, если у них нет достаточного массива данных. Поэтому нужно не только создавать подробные промты, но и проверять полученные ответы.
  • Искусственный интеллект не может ничего придумать. Он может только скомпоновать известные ему результаты. Так что если у вас специализированные узкие запросы, «живой интеллект» всё ещё незаменим.

Так что стоит учесть, что появление нейросетей в открытом доступе произошло совсем недавно. И может через год результаты будут совершенно другими, почти неотличимыми от работы специалистов с многолетним опытом.

bannerTR