Это не очередная статья про искусственный интеллект. Вместо прогнозов мы посмотрели, что уже сейчас умеют некоторые доступные в России сервисы и делимся результатами.
Мы уверены, что в ближайшее время искусственный интеллект станет союзником L&D. Уже сегодня есть примеры, когда ИИ помогает строить учебную траекторию или проверять домашнее задание. Но часто это внутренние разработки, на которые было затрачено много времени и средств.
А если хочется использовать робота-помощника уже сейчас и без долгой подготовки?
- Условия эксперимента
- Подготовка справок и биографий
- Создание структуры учебной программы
- Подборка статей
- Посты для социальных сетей
- Бонус. Попытка создать учебный курс с нуля
- Итоги: чему учиться
Условия эксперимента
Мы не будем создавать полноценный учебный курс, а протестируем ИИ на типичных задачах, которые встают перед разработчиками программ обучения или кураторами курсов.
Требование к инструментам:
- Доступны в России. Именно поэтому не будет ChatGPT
- Бесплатно или с пробным периодом использования
- Для использования не нужны сложные специфические знания
В итоге мы использовали:
- «Алису», которая доступна в «Яндекс Браузере»
- Bing — это одноимённый поисковик, а недавно сервис появился в Skype
- Tome — сервис для создания презентаций
Мы не углублялись в особенности составления запросов (их ещё называют промты) и подходили к ним как простые неопытные пользователи.
Также не стали рассматривать телеграм-боты и сервисы для создания изображений — эти темы заслуживают отдельных статей.
Подготовка справок и биографий
У вас есть большая статья, которой нужно поделиться с учащимися. К ней нужно написать небольшую аннотацию.
Для примера возьмём большую статью из Википедии «История шахмат».
Нужно запустить «Алису» и воспользоваться навыком «Давай придумаем». Мы сделали запрос «Сделай краткий пересказ статьи https://ru.wikipedia.org/wiki/История_шахмат». Это объёмная статья с большим количеством фактов.
Но если использовать запрос «Сделай аннотацию для статьи…», ответ получается куда более подходящим.
Такой вариант можно немного отредактировать и ставить в рассылку.
Усложним задачу и попросим Алису сделать саммари из англоязычной статьи о преворк.
За это испытание Алиса получает «четвёрку». Смысл статьи передан в целом верно, но много повторов и «воды».
Попросим сделать второй вариант:
Ответ получился куда лучше, но в статье не говорится про «активное слушание», «Алиса» самостоятельно дополнила ответ. Так что использовать её для создания саммари статей на иностранных языках не стоит.
Биографические справки
Иногда нужно вписать в учебный курс краткую информацию о том или ином известном человеке. Для примера мы взяли Дмитрия Менделеева.
Здесь «Алиса» справилась на «пять». Все даты проставлены верно и хоть не указаны некоторые другие достижения, в целом результат хороший.
Но если фамилия распространённая, например Сидоров или Кузнецов, надо обязательно уточнять запрос: указывать профессию или отчество. В Википедии много людей с именем «Николай Петров». Вот что получится, если попросить «Алису» дать справку без уточнений:
Но такого человека в списке Википедии нет. Конечно, среди современных учёных много Николаев Петровых. Но поиск именно по этой биографии не дал результатов. А директора Института российской истории РАН зовут Юрий Петров.
Когда мы уточнили запрос, что нужен «писатель Николай Петров», ответ оказался опять «выдуманным»:
Обратимся к роботу Bing.
Эта нейросеть постоянно обращается к собственному поисковику, поэтому её ответы более точны, хотя иногда информация может быть устаревшей. Bing сразу предупредил, что есть несколько писателей с таким именем, а потом выдал краткий пересказ статьи из Википедии. Но его уже можно использовать в работе.
Как итог — побеждает Bing. «Алиса» хорошо справляется с известными персонами, но чем уже запрос, тем больше нужно уточнений.
Создание структуры учебной программы
Для примера мы возьмём актуальную тему — информационная безопасность.
Запрос сформировали следующим образом: «Сделай план обучения основам информационной безопасности. Нужно 10 уроков. Предложи форматы обучения.»
С третьей попытки «Алиса» выдала довольно подробный текст, приведем его часть:
А вот варианты от Bing:
Программы отличаются содержанием и в них есть перекос. В одном варианте упор на видео, а в другом на лекции. Но зато предлагает тестирование и практические работы.
В дальнейшем можно попросить нейросети сделать варианты проверочных заданий, но здесь нужно опираться на конкретные запросы, которые будут в вашем курсе.
Подборка статей
Почему бы не поддержать учебный курс тематическими материалами? Делаем промт «Собери пять статей о защите электронной почты от мошенников».
Bing вместо пяти статей выдал четыре:
Но и этих материалов может хватить для поддерживающей рассылки. Что важно в ответе — здесь есть не только старая статья от «Аваст» (2019 год), но и свежая от «Тинькофф Журнала» (2023 год). Для некоторых отраслей, вроде медицины, возраст публикации может иметь значение, но некоторые темы — вечны.
«Алиса» отказалась выполнить нашу просьбу.
Возможно это временный сбой, но, чтобы оценить возможности нейросети, пришлось поменять промт на «Подбери пять статей об основах информационной безопасности».
«Алиса» не справилась с задачей. Она не нашла статьи, но «предложила» темы для них. Но хотя бы показано направление, в сторону которого можно двигаться.
Посты для социальных сетей
Итак, нейросети помогли вам сформировать программу учебного курса по информационной безопасности. Настало время рассказать о нём сотрудникам на портале или в социальных сетях.
Запрос следующий: «Пост для социальной сети. Приглашение на курс по информационной безопасности. Курс начнётся 20 августа и продлится два месяца. В программе 10 уроков. Будут рассмотрены темы безопасной работы с электронной почтой и персональными данными. Обучение будет проходить на платформе Talent Rocks.»
«Алиса учится» на массиве данных из интернета и хорошо перенимает восторженный тон, который используют в соцсетях. Но после редактуры текст можно использовать.
Что сделал Bing?
Bing тоже отлично справился, правда в конце добавил несуществующую ссылку на сайте Talent Rocks. Но зато текст более удобен для чтения, поскольку разбит на списки.
Бонус. Попытка создать учебный курс с нуля
Недавно появился сервис Tome, который собрал в себе генератор изображений и текстов по запросу. Ему можно дать задачу и на выходе получить готовую презентацию, которую потом можно доделывать онлайн вместе с коллегами.
Звучит слишком многообещающе, чтобы его не попробовать. Будем использовать запрос «Обучающий курс по основам информационной безопасности. Главные темы: безопасность работы с электронной почтой и защита персональных данных.»
После простой регистрации открывается окно создания презентации.
Сервис предлагает структуру будущей презентации:
Итоговый результат сложно назвать хорошим:
Тексты получились очень водянистыми и общими. Но эти слайды можно использовать как вводные для более подробных разделов с инструкциями и рекомендациями. А вот изображения получились отличными.
Презентация целиком — по ссылке.
Итоги: чему учиться L&D
По итогам небольшого эксперимента можно сделать однозначный вывод: создателям учебного контента уже можно использовать нейросети для облегчения некоторых задач.
Сервисы справляются с задачами вполне успешно и хоть их результаты неидеальны, они пригодны для дальнейшей доработки.
Но есть и важные моменты, на которые нужно обратить внимание:
- Чем более подробный запрос вы создадите, тем более корректный и полный ответ получите. Писать и корректировать запросы — новый навык для L&D, которому нужно учиться.
- Нейросети могут ошибаться, если у них нет достаточного массива данных. Поэтому нужно не только создавать подробные промты, но и проверять полученные ответы.
- Искусственный интеллект не может ничего придумать. Он может только скомпоновать известные ему результаты. Так что если у вас специализированные узкие запросы, «живой интеллект» всё ещё незаменим.
Так что стоит учесть, что появление нейросетей в открытом доступе произошло совсем недавно. И может через год результаты будут совершенно другими, почти неотличимыми от работы специалистов с многолетним опытом.
Комментарии