Вы решили использовать игры для мотивации или обучения? Отлично! Но есть несколько ошибок, которые очень легко совершить и отбить у сотрудников желание играть дальше. Сделали для вас карту подводных камней и грабель.

Игровые элементы увеличивают вовлеченность, снижают текучку и помогают сотрудникам проще проходить период адаптации.  

А различные игры давно вошли в арсенал L&D и HR: симуляторы, речевые тренажеры, деловые игры, анимационные интерактивные ролики.

Но всегда ли игры и геймификация работают как задумано? 

Компания The Game Agency уже 15 лет занимается геймификацией и разработкой игр для обучения персонала. Её специалисты выделяют несколько популярных ошибок, которые встречаются при разработке и внедрении игр или игровых элементов.  

Выбрали главное из материала.

1. Вы путаете игру и геймификацию

Геймификация использует игровые элементы и техники в неигровом контексте, она направлена на мотивацию учащихся и достижение результатов. Примером такой механики может быть таблица лидеров. Участники выполняют учебные задания, принимают участие в активностях и растут в рейтинге. 

Ростелеком запустил для студентов 34 ВУЗов проект «Цифровое образование». Студенты посещали вебинары, посвящённые ИТ-тематике и получали за это баллы. Также баллы начислялись за изучение углубленных курсов, заполнение профиля, участие в обсуждениях и так далее. Все баллы отображались в таблице лидеров. В итоге 100 лучших по рейтингу студентов приняли участие в специальном хакатоне. 

Как Talent Rocks помог «Ростелекому» обучить 2500 студентов в рамках проекта «Цифровое образование»

В свою очередь игра — отдельный вид деятельности со своими условиями и механиками достижения результата.

2. Вы делаете упор на веселье

Вам нужно передать сотруднику ценный опыт или навык. И есть большой соблазн сделать упор на игровой процесс или визуальные эффекты, чтобы привлечь больше внимания. Сюда же можно добавить излишне частое подкрепление баллами или вознаграждение за каждое незначительное действие. 

За весельем легко важные элементы обучения: содержание контента и можно ли применить полученные знания на практике. Например, часть игры для офисных сотрудников может рассказывать о работе касс в торговых точках, а вопросы никак не относиться к должностным обязанностям или корпоративной культуре. 

Создание игры — дорогостоящий процесс, поэтому её хочется сделать максимально доступной для всех. Но в этом случае контент и проверочные вопросы тоже станут максимально общими и неглубокими, а значит бесполезными.

Фото Unsplash

3. Вы не превращаете ошибки в полезный контент

Когда люди совершают ошибку, они с большей вероятностью обратят внимание на то, что сделали неправильно. На этом даже построен принцип обучения под названием «Продуктивная неудача».

Добавьте ошибкам ценности: дайте подробное объяснение или ссылку на ресурс с дополнительными материалами, где подробно объясняется правильный порядок действий.  

По этому же принципу можно выстроить игру, в которую учащийся отправится без точных инструкций и будет вынужден совершать ошибки и получать их подробный разбор. Такой подход эффективен, когда нужно обучать технике безопасности, цифровой гигиене или комплаенс. 

Евгений Судак, продюсер и специалист по геймификации отмечает, что игра — это безопасная среда, в которой можно ошибаться без последствий. И нужно использовать эту возможность, чтобы научить сотрудников правильному порядку действий и показать, почему именно эти действия правильные. 

Подкаст «Курсы, рок и L&D». Ошибаться в безопасных условиях — главная ценность геймификации.
Сегодня встречаемся с Евгением Судаком. Почему нужна и когда не нужна геймификация в обучении, и как «продать» учебную игру руководству.

4. У вашей игры не лучший баланс

На эффективность игры может повлиять многое: 

  • Большая продолжительность
  • Одинаковые по типу вопросы
  • Слишком простые или сложные задания
  • Игровые задачи, которые не относятся к работе сотрудника

Итог один — пользователи заскучают и бросят игру. 

Сосредоточьтесь на создании микрообучающих игр с разным типом контента.  Это позволяет учащимся не скучать и спрашивать: «Что дальше?», а не «Когда уже это кончится». 

Цель игр в том, чтобы учащийся закреплял новые знания, а лучше всего это получается, когда мозг активно работает над актуальной, а не абстрактной проблемой. 

Тип игры Правила
Принятие решений Помещайте учеников в реальные ситуации, где нужно использовать Soft Skills (продажи, переговоры, работа 
с клиентами). Это же позволит узнать вам модели поведения, которых придерживается сотрудник. 
«Принятие решений» строит сложные сценарии с 3-4 вариантами ответа (положительный, отрицательный и нейтральный). Очки начисляются не только за количество подходящих ответов, но и за скорость прохождения. 
Расстановка Учащиеся получают данные, размещённые в строках 
и столбцах и ответы, которые нужно поместить 
в определённый раздел. 
Заполнив часть таблицы, игрок может отправить ответы 
на проверку и получить мгновенную оценку. Правильные ответы должны оставаться в таблице. А вот ошибочные надо выделить и дать игроку возможность переместить их в правильные ячейки.
Визуализация Для ряда задач нужна «прокаченная» зрительная память. Игры вроде Memory Match и Recall проверяют способность игрока запоминать конкретные детали, не зная заранее, 
на что обратить внимание. В Memory Match игроки должны подбирать карточки с изображениями, которые совпадают или связаны друг с другом. А в Recall смотрят карточки или видео, а потом отвечают на вопросы, связанные с увиденным. 
Описание Если мы что-то понимаем, то можем это описать. Игры вроде «Поле чудес» или «Кроссворды» дают учащемуся ключевую информацию. Ответ нужно описать в одно или несколько слов. 
Вспомнить всё Игры на запоминание можно усложнять. У формата «Своей игры» уже есть всё необходимое для веселья и состязаний: очки, серии, таблица лидеров и таймеры. А приятное разнообразие внесут вопросы, 
на которые надо дать больше одного ответа, сопоставления изображений или голосования.

5. Ваши награды не мотивируют

Призовые баллы и знаки отличия — важнейшая часть геймификации. Есть несколько подводных камней, которых стоит избегать, при создании мотивирующих ачивок.

  • Главный приз для одного победителя не очень эффективен. Лучше придумать небольшие награды и для тех, кто не занял первое место, но хотя бы вошёл в десятку победителей. 
  • Не всех мотивирует конкуренция и лишнее педалирование этой темы может оттолкнуть часть участников.
  • Хорошо, если награды, которые вы вручаете, имеют ценность и вне учебной программы. Например, когда ачивка за игру начинается отображаться в профиле сотрудника на портале. 
  • Если вы используете определённую тему для геймификации, убедитесь, что она релевантна вашей аудитории. Не всем понравится поиск сокровищ в составе пиратской команды, а кого-то отпугнёт стилистика киберпанка.

Также хорошо работают магазины мерча, в которых сотрудники могут обменять баллы на конкретные вещи. 

Фото Unsplash

6. Слишком много текста

Разработка сценария игры начинается с выбора механики, под которую потом уже пишут сценарий, готовят проверочные задания и систему мотивации. 

Возникает большой соблазн оставить в игре весь текст, который написали и согласовали. Но игра — это не только чтение, но ещё и различные интерактивные элементы: эффекты, анимации, видео.

Мультимедийные элементы делают игру привлекательной и лучше раскрывают некоторые ситуации. Разные медиаформаты можно использовать для упорядочивания тем, выделения ключевой информации, демонстрации определённых действий.

Хорошо продуманная игра с богатыми визуальными эффектами производит эмоциональный эффект и запоминается лучше, чем один только текст. Но всё должно быть в меру.

Как за 9 шагов отбить желание учиться. Вредные советы для T&D
Рассказываем про непростительные ошибки в организации корпоративного обучения

7. Вы не совсем хорошо знаете аудиторию

Игра или геймифицированное обучение могут провалиться, даже если будут высокого качества. 

На это может быть несколько причин. Например, некоторые сотрудники больше мотивированы учиться, чем играть, поэтому им неинтересна таблица лидеров, а постоянные напоминания о чемпионах будут раздражать. 

Ещё один вариант, когда игра может провалиться: вы запускаете её в не самое подходящее время. Например, во время сдачи отчётности или проекта.

Илья Курылёв, основатель студии Gamification Now, отмечает, что современные учебные программы похожи на «трубу», которую надо пройти от начала и до конца. Но, возможно вашей аудитории гораздо интересней путешествовать по карте и в свободном режиме изучать программы по своему выбору. При этом их можно поделить на базовый и продвинутый курс. Больше свободы приносит больше вовлеченности.

Создание такой обучающей карты и деление курсов — сугубо игровая механика.

Геймификация в обучении сотрудников: технологии, ошибки, советы
Почему мобильные игры так успешны? Могут ли их явные и скрытые механики помочь с геймификацией обучения? Отвечает эксперт

8. Игре не хватает социальности

Один из главных факторов, который делает геймификацию эффективной — уровень вовлечённости сотрудников. Игры привлекают людей, потому что в них они могут контролировать ситуацию. Но на новый уровень игры выводят взаимодействие между участниками.  

Чем больше совместных действий будет в играх, тем выше будет их эффективность и погружение. А ещё ученики смогут учиться друг друга расти вместе. 

Корпоративный антрополог Арсентий Аникеев приводит пример, как в одной компании снизили конфликтность между отделами и помогли им начать общение. Для этого в столовой поставили маркерную доску, на которой сотрудники начали оставлять сообщения. 

Игра может стать такой же маркерной доской. 

9. Вы не используете смешанное обучение

Игры и геймификация не могут заменить обучающих курсов. Но они хорошо работают вместе. Опыт, который включает несколько обучающих форматов запоминается лучше. В то время как игры с одинаковой механикой проходятся на автопилоте и не оставляют после себя ничего. 

При этом и подход к играм может быть разный. Помимо тренажёров и квестов, есть настольные игры, в которые можно играть очно или онлайн. И они могут быть частью учебного курса.

Почти любую экспертизу можно упаковать в игру, но игра не заменит смысла обучения. Подкаст «Курсы, рок и T&D»
Как не купить кота в мешке корпоративного тренинга? Метрик эффективности обучения нет и не может быть? И что ждёт деловые игры в ближайшее время

10. Вы не анализируете результаты обучения

LMS показывает участие сотрудника в обучении, его продвижение по курсам, генерирует отчёты. Аналитика геймификации может быть не менее точной, особенно если игру можно пройти несколько раз и постоянно улучшать результаты. 

Отсутствие системы аналитики лишает вас возможности корректировать и улучшать обучение:

  • Сравнивать результаты и длительность игровых сессий. А без этого нельзя замерить эффективность обучения и самой игры.
  • Вы не знаете какие вопросы слишком простые или сложные, правильно ли они сформулированы. 
  • Какие игровые курсы популярны, а какие покрылись пылью и с ними надо что-то делать. 
  • Стоит ли сделать тренировочные или усложнённые игры для более опытных сотрудников.

Помимо аналитики также нужно собирать обратную связь. Она точно подскажет чего не хватает сотрудникам, чтобы глубже погрузиться в игру и обучение.


Богатый игровой опыт есть у огромного количества сотрудников. Они наиболее критично относятся к тому, как используются механики и система наград. И если вы сможете избежать описанных ошибок, ваши игры и геймификация выйдут на новый уровень эффективности.