«Десять лучших…», «Пять актуальных …» — подобные материалы всегда популярны. А ещё они могут полезны вашим сотрудникам. Рассказываем, как сделать хорошую и полезную учебную подборку.

  1. Суть кураторского обучения
  2. Чем может быть полезен кураторский подход?
  3. Какой контент выбирать куратору?
  4. Какой кураторский подход использовать
  5. Сложности внедрения кураторского подхода

Суть кураторского обучения

Для учебной программы L&D готовит набор дополнительных материалов. Обычно они касаются содержания программы.

Но подобный набор материалов может существовать отдельно от программы обучения и распространяться по каналам, удобным для сотрудников. Это и есть кураторское обучение.

Такие подборки могут поддерживать конкретный курс и сопровождаться комментариями L&D на что обратить внимание или в чём важность материала. А могут и просто расширять кругозор сотрудников, стать важной частью well-being направления.

Роль L&D при использовании такого формата не просто собрать и отфильтровать материалы. Кураторское обучение — хьютагогический подход, при котором L&D направляет в нужную сторону и расставляет акценты, добавляет подборке дополнительную смысловую ценность.

Например, сотруднику нужно прокачать навык публичных выступлений. Подборка биографий людей, которые прославились речами может быть интересной, но бесполезной. Более подходящим будет ролик с разминкой для губ или техники контроля дыхания. Или плейлист подкастов, в которых спикер или гость говорят особенно хорошо и эмоционально.

Источник

Чем может быть полезен кураторский подход?

Одно из главных преимуществ кураторского подхода — он не давит на сотрудника. Никто не будет заставлять проходить тестирование по просмотренным видео или сдавать конспект прочитанных статей. А если нет давления, то и стресса меньше.

Среди других плюсов:

АктуальностьДля подбора контента L&D может использовать внешние источники, в которых содержится свежая или уточнённая информация.
Точечность Составитель подборки может указать не только книгу, но и отдельную главу из неё. Это экономит время учащегося.
Мобильность Большую часть контента можно изучить со смартфона. В удобное время.
Нулевые затраты Кураторский контент не нужно писать, рисовать или монтировать. Он уже существует и нужно только собрать его в подборку.
Общение Если кураторский контент нацелен на группу учащихся, то скорей всего они захотят обсудить прочитанное. К тому же можно привлечь отдельные группы для составления своих подборок, например, для новичков во время адаптации.

Более того, поиски информации позволяют выявить тенденции рынка, найти новые подходы и решения. Заодно можно узнать, что некоторые данные в учебных курсах устарели или нуждаются в уточнении.

Как Talent Rocks помогает ГК «Галс-Девелопмент» в программах смешанного обучения для руководителей
Когда речь идет об обучении руководителей важнейшей задачей становится обеспечение удобного канала коммуникации и быстрого доступа к учебному контенту.

Где куратору брать контент?

Источники контента могут внутренними и внешними.

Внутренние источники:

  • LMS и портал
  • Сайт или блог компании
  • Информационные письма и пресс-релизы
  • Презентации, созданные сотрудниками других отделов

Внешние источники:

  • YouTube, TED, Vimeo
  • Профильные новостные и аналитические издания
  • Подкасты
  • Открытые курсы внешних провайдеров
  • Отдельные посты в социальных сетях и телеграм-каналах

Конечно, внешних источников намного больше, а их комбинации безграничны.

Например, есть учебная программа по маркетинговой стратегии. В основе — курсы и тренинги, созданные L&D внутри компании.

А вот что может собрать куратор для поддержки и расширения знаний:

  • Презентации спикеров с различных конференций
  • Лучшие практики позиционирования продукта
  • Аналитические статьи, посвящённые маркетинговым стратегиям лидеров индустрии

В таких материалах описывается много конкретных решений и кейсов, которые нечасто включают в основной учебный курс по разным причинам.

Фото Unsplash

Какой кураторский подход использовать

Есть несколько способов организовать подборки. Но их объединяет одно — необходимость преследовать конечную учебную цель.

Агрегирование — сбор наиболее подходящий информации по теме.

Дистилляция — сбор, адаптация и выделение важного.

Раскрытие — предоставление небольших частей контента с целью показать некую тенденцию.

Смешение — подборки, в которых куратор формирует новую точку зрения с помощью существующего контента.

Хронология — объединение информации, упорядоченной по времени. Помогает показать эволюционное развитие той или иной идеи.

Также можно собирать подборки по категориям, ценности содержимого или создавать с помощью материалов необходимый контекст.

Например, нового сотрудника нужно ввести в историю компании. Это может быть презентация, где отмечены основные этапы жизни (хронология), а её дополняют статьи об уникальных и благотворительных проектах (смешение).

При любом подходе автору подборки нужно озаботиться аннотацией, которая бы могла «сшить» материалы воедино или рассказать какую-то историю. Аннотация — это ещё и направляющая, которая указывает на важные моменты в подборке, просит обратить внимание на какие-то части текста или видео.

Фото Unsplash

На формат аннотации может повлиять канал распространения:

  • Электронная почта
  • Рассылка в мессенджерах
  • Посты в социальных сетях или на внутреннем портале
  • Чаты или ленты в мобильном приложении

Большой текст может быть хорош для почты, но для мессенджера нужна лаконичность.

Сложности внедрения кураторского подхода

Необходимость проверки контента

Например, вы нашли статью по разбору какого-то психологического эффекта. Сразу появляется несколько вопросов: в каком году она выпущена, какая репутация у автора, нет ли в более поздних статьях опровержений или уточнений.

Материалы могут содержать и ошибки разного рода. Так, в ролике по безопасности на производстве могут оказаться опасные советы вроде тушения масла водой. А неточности в ролике по оказанию первой помощи могут стать фатальными.

Так что помимо активного поиска и уточнения в сети, возможно придётся обращаться к экспертам.

Тенденциозный подход

У каждого человека свои взгляды на мир и свой кругозор. Появляется некий информационный пузырь, в котором человек постоянно находится. А значит автор подборки будет собирать материалы из своего «пузыря».

Решить эту проблему можно, если привлекать к работе несколько L&D или самих учащихся.

Фото Unsplash

Необходимость куратору развивать особые навыки

Какие компетенции могут понадобиться:

  • Поиск по социальным сетям, порталам, новостным ресурсам, в том числе на иностранном языке
  • Критическое мышление для фильтрации содержимого и его оценки
  • Сторителлинг для составления аннотаций и объяснения смысла подборки
  • Умение выделять главное и разбивать материал по категориям
  • Soft Skills для общения с экспертами

Конечно, не все эти навыки обязательны, особенно если подборки составляет несколько человек.

Сложность оценки эффективности

Можно узнать, насколько была эффективна программа или курс.

Анализ качества обучения персонала: как интерпретировать метрики
Метрики обучения покажут, насколько успешно ваши сотрудники прошли обучение и насколько хороша оказалась работа T&D. Но данные могут ввести в заблуждение, если не учитывать контекст и бизнес-цели.

Но узнать, насколько данная подборка или их серия оказалась полезной будет очень сложно. На улучшение результатов могут влиять текущие программы обучения, новый опыт, общение с коллегами. К тому же не всегда можно узнать прочитал человек подборку или нет.

Распространение контента

Если вы используете статьи, которые находятся во внутренней сети компании, к ним не смогут получить доступ некоторые сотрудники. Например, выездные агенты, командировочные или сотрудники без постоянного доступа к рабочему компьютеру.

Если этот контент можно выгрузить в pdf, то встает другой вопрос — безопасно ли выводить его за пределы внутренней сети? Нет ли там вещей, которые должны оставаться в компании?

Другая сложность — хранение контента. Если у вас набор ссылок на внешние статьи или ролики, то достаточно их собрать и подготовить аннотацию. А если надо распространить файлы и ссылки? Не всегда есть возможность в одном сообщении объединить разнородный контент.

Так что может потребоваться отдельное защищённое облачное хранилище.

Борьба за внимание учащегося

Почти у каждого человека есть собственные потоки входящей информации: ленты соцсетей, книги и сериалы, игры, хобби.

Также возможно придётся разделять контент по тегам «нужно знать» и «приятно знать», чтобы показать какие подборки более приоритетны. Ещё можно напоминать сотрудникам о свежей подборке с помощью уведомлений.


Некоторые сложности при создании подборок можно решить довольно легко. И тогда L&D получат хорошее дополнение к основным программа, систему поддержки знаний, а также инструмент для развития сообществ.

bannerTR