«Десять лучших…», «Пять актуальных …» — подобные материалы всегда популярны. А ещё они могут полезны вашим сотрудникам. Рассказываем, как сделать хорошую и полезную учебную подборку.
- Суть кураторского обучения
- Чем может быть полезен кураторский подход?
- Какой контент выбирать куратору?
- Какой кураторский подход использовать
- Сложности внедрения кураторского подхода
Суть кураторского обучения
Для учебной программы L&D готовит набор дополнительных материалов. Обычно они касаются содержания программы.
Но подобный набор материалов может существовать отдельно от программы обучения и распространяться по каналам, удобным для сотрудников. Это и есть кураторское обучение.
Такие подборки могут поддерживать конкретный курс и сопровождаться комментариями L&D на что обратить внимание или в чём важность материала. А могут и просто расширять кругозор сотрудников, стать важной частью well-being направления.
Роль L&D при использовании такого формата не просто собрать и отфильтровать материалы. Кураторское обучение — хьютагогический подход, при котором L&D направляет в нужную сторону и расставляет акценты, добавляет подборке дополнительную смысловую ценность.
Например, сотруднику нужно прокачать навык публичных выступлений. Подборка биографий людей, которые прославились речами может быть интересной, но бесполезной. Более подходящим будет ролик с разминкой для губ или техники контроля дыхания. Или плейлист подкастов, в которых спикер или гость говорят особенно хорошо и эмоционально.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2023/01/Frame-400.png)
Чем может быть полезен кураторский подход?
Одно из главных преимуществ кураторского подхода — он не давит на сотрудника. Никто не будет заставлять проходить тестирование по просмотренным видео или сдавать конспект прочитанных статей. А если нет давления, то и стресса меньше.
Среди других плюсов:
Актуальность | Для подбора контента L&D может использовать внешние источники, в которых содержится свежая или уточнённая информация. |
Точечность | Составитель подборки может указать не только книгу, но и отдельную главу из неё. Это экономит время учащегося. |
Мобильность | Большую часть контента можно изучить со смартфона. В удобное время. |
Нулевые затраты | Кураторский контент не нужно писать, рисовать или монтировать. Он уже существует и нужно только собрать его в подборку. |
Общение | Если кураторский контент нацелен на группу учащихся, то скорей всего они захотят обсудить прочитанное. К тому же можно привлечь отдельные группы для составления своих подборок, например, для новичков во время адаптации. |
Более того, поиски информации позволяют выявить тенденции рынка, найти новые подходы и решения. Заодно можно узнать, что некоторые данные в учебных курсах устарели или нуждаются в уточнении.
![](https://talentrocks.ru/img-welcome-section_GALS.98888c0d.webp)
Где куратору брать контент?
Источники контента могут внутренними и внешними.
Внутренние источники:
- LMS и портал
- Сайт или блог компании
- Информационные письма и пресс-релизы
- Презентации, созданные сотрудниками других отделов
Внешние источники:
- YouTube, TED, Vimeo
- Профильные новостные и аналитические издания
- Подкасты
- Открытые курсы внешних провайдеров
- Отдельные посты в социальных сетях и телеграм-каналах
Конечно, внешних источников намного больше, а их комбинации безграничны.
Например, есть учебная программа по маркетинговой стратегии. В основе — курсы и тренинги, созданные L&D внутри компании.
А вот что может собрать куратор для поддержки и расширения знаний:
- Презентации спикеров с различных конференций
- Лучшие практики позиционирования продукта
- Аналитические статьи, посвящённые маркетинговым стратегиям лидеров индустрии
В таких материалах описывается много конкретных решений и кейсов, которые нечасто включают в основной учебный курс по разным причинам.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2023/01/firmbee-com-gcsNOsPEXfs-unsplash.jpg)
Какой кураторский подход использовать
Есть несколько способов организовать подборки. Но их объединяет одно — необходимость преследовать конечную учебную цель.
Агрегирование — сбор наиболее подходящий информации по теме.
Дистилляция — сбор, адаптация и выделение важного.
Раскрытие — предоставление небольших частей контента с целью показать некую тенденцию.
Смешение — подборки, в которых куратор формирует новую точку зрения с помощью существующего контента.
Хронология — объединение информации, упорядоченной по времени. Помогает показать эволюционное развитие той или иной идеи.
Также можно собирать подборки по категориям, ценности содержимого или создавать с помощью материалов необходимый контекст.
Например, нового сотрудника нужно ввести в историю компании. Это может быть презентация, где отмечены основные этапы жизни (хронология), а её дополняют статьи об уникальных и благотворительных проектах (смешение).
При любом подходе автору подборки нужно озаботиться аннотацией, которая бы могла «сшить» материалы воедино или рассказать какую-то историю. Аннотация — это ещё и направляющая, которая указывает на важные моменты в подборке, просит обратить внимание на какие-то части текста или видео.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2023/01/volodymyr-hryshchenko-V5vqWC9gyEU-unsplash.jpg)
На формат аннотации может повлиять канал распространения:
- Электронная почта
- Рассылка в мессенджерах
- Посты в социальных сетях или на внутреннем портале
- Чаты или ленты в мобильном приложении
Большой текст может быть хорош для почты, но для мессенджера нужна лаконичность.
Сложности внедрения кураторского подхода
Необходимость проверки контента
Например, вы нашли статью по разбору какого-то психологического эффекта. Сразу появляется несколько вопросов: в каком году она выпущена, какая репутация у автора, нет ли в более поздних статьях опровержений или уточнений.
Материалы могут содержать и ошибки разного рода. Так, в ролике по безопасности на производстве могут оказаться опасные советы вроде тушения масла водой. А неточности в ролике по оказанию первой помощи могут стать фатальными.
Так что помимо активного поиска и уточнения в сети, возможно придётся обращаться к экспертам.
Тенденциозный подход
У каждого человека свои взгляды на мир и свой кругозор. Появляется некий информационный пузырь, в котором человек постоянно находится. А значит автор подборки будет собирать материалы из своего «пузыря».
Решить эту проблему можно, если привлекать к работе несколько L&D или самих учащихся.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2023/01/glenn-carstens-peters-6rkJD0Uxois-unsplash.jpg)
Необходимость куратору развивать особые навыки
Какие компетенции могут понадобиться:
- Поиск по социальным сетям, порталам, новостным ресурсам, в том числе на иностранном языке
- Критическое мышление для фильтрации содержимого и его оценки
- Сторителлинг для составления аннотаций и объяснения смысла подборки
- Умение выделять главное и разбивать материал по категориям
- Soft Skills для общения с экспертами
Конечно, не все эти навыки обязательны, особенно если подборки составляет несколько человек.
Сложность оценки эффективности
Можно узнать, насколько была эффективна программа или курс.
![](https://blog.talentrocks.ru/content/images/2022/11/ed--1-.png)
Но узнать, насколько данная подборка или их серия оказалась полезной будет очень сложно. На улучшение результатов могут влиять текущие программы обучения, новый опыт, общение с коллегами. К тому же не всегда можно узнать прочитал человек подборку или нет.
Распространение контента
Если вы используете статьи, которые находятся во внутренней сети компании, к ним не смогут получить доступ некоторые сотрудники. Например, выездные агенты, командировочные или сотрудники без постоянного доступа к рабочему компьютеру.
Если этот контент можно выгрузить в pdf, то встает другой вопрос — безопасно ли выводить его за пределы внутренней сети? Нет ли там вещей, которые должны оставаться в компании?
Другая сложность — хранение контента. Если у вас набор ссылок на внешние статьи или ролики, то достаточно их собрать и подготовить аннотацию. А если надо распространить файлы и ссылки? Не всегда есть возможность в одном сообщении объединить разнородный контент.
Так что может потребоваться отдельное защищённое облачное хранилище.
Борьба за внимание учащегося
Почти у каждого человека есть собственные потоки входящей информации: ленты соцсетей, книги и сериалы, игры, хобби.
Также возможно придётся разделять контент по тегам «нужно знать» и «приятно знать», чтобы показать какие подборки более приоритетны. Ещё можно напоминать сотрудникам о свежей подборке с помощью уведомлений.
Некоторые сложности при создании подборок можно решить довольно легко. И тогда L&D получат хорошее дополнение к основным программа, систему поддержки знаний, а также инструмент для развития сообществ.
Комментарии