Удаленная и гибридная работы меняют подходы к общению, коммуникациям и обучению. Эксперты говорят, что мобильное обучение станет повсеместным, а короткие курсы вытеснят длинные лекции.  Куда двигаться корпоративному обучению и чего хотят сотрудники?

Разбираем большое совместное исследование KPMG Academy Russia, CROC Education Solutions, Digital Leader, Нетологии и Высшей школы экономики.

В исследовании приняло участие более 50 экспертов и 800 сотрудников 25-ти крупных компаний из разных областей.

В первой части авторы коротко приводят историю становления e-learning и L&D, но мы перейдем сразу цифрам, выводам и прогнозам.

Сотрудники считают корпоративное обучение важной частью карьеры

Подавляющее большинство опрошенных (76%) указывают на высокое значение обучения. При этом 42% убеждены, что обучение напрямую влияет на эффективность их работы. Больше всего молодых сотрудников (стаж менее 1 года) уверены, что корпоративные курсы играют очень важную роль в их карьере. Но с ростом стажа (более 5 лет) уверенность снижается до 32%.

Оценка ценности снижается не только с увеличением стажа работы, но и места в иерархии компании:

Сотрудники готовы обучаться каждый месяц, но тратить на это не больше часа

Как выяснилось, 46% опрошенных проходят обучение каждый месяц, но в пятой части организаций никакого постоянно графика нет. Если говорить о продолжительности курса, то самый популярный и предпочтительный — одна-две недели.

Почти половина опрошенных отметили, что оптимальное время для одного занятия — 30-60 минут. Что полностью согласуется с исследованием eLearning Center, где говорилось про длительность занятия в 45 минут.

Сотрудники хотят сами выбирать чему, как и у кого им учиться

Если говорить о форме обучения, то 43% выбирают очную форму, а 35% готовы уходить в онлайн. В последнем случае это занятия с преподавателем в реальном времени или записанные заранее курсы. Нужно заметить, что перевес офлайна не так велик и его можно объяснить несколькими причинами, среди которых усталость от онлайна или низкое качество используемых в компании онлайн-курсов.

При этом 40% сотрудников хотели бы выбирать обучение самостоятельно (но только у 17% есть такая возможность), 43% готовы довериться руководителям, 9% HR и T&D.

Почти половина (49%) хотят видеть в роли преподавателя экспертов области. Далее с большим отрывом следуют коллеги (17%) и международные эксперты (13%).

Однако в том же исследовании есть важное уточнение Елены Попковой, руководителя Корпоративного университета КРОК: в IT-сфере активно участвуют как раз внутренние эксперты, то есть практики, которые к тому же знают особенности рынка.
Фото unsplash.com

Недостаток практики и недостаток взаимодействия снижают эффективность обучения

Сотрудники, которые назвали корпоративное обучение в своей компании не самым эффективным, указывают следующие причины:

  • Слишком много теории и мало практики
  • Знания нельзя применить на практике
  • Сжатые сроки и очень высокая плотность образовательных курсов — преподаватель не успевает полность раскрыть тему, а учащиеся понять её
  • Неэффективные онлайн-форматы
  • Недостаток взаимодействия лектора и аудитории

К слову, более 30% экспертов сообщили, что за последние 2 года создали собственную студию для съёмки курсов и начали развивать внутренних преподавателей из сотрудников компании.

Сотрудники хотят учить языки развивать soft skills

А вот чему хотят обучаться работники:

Результаты согласуются с мнением многих экспертов, которые указывают на необходимость развивать soft skills, чтобы повышать качество управления и жизни сотрудников.

Компании идут навстречу сотрудникам. В 2020 90% экспертов отметили, что стало больше возможностей для обучения метанавыкам и well-being. Половина экспертов называют ключевой точкой роста как раз soft skills (управление распределенными командами, личная эффективность, стресс-менеджмент и так далее).

Онлайн, микрообучение, персонализация — главные тренды корпоративного обучения

В 2020 компании по всему миру сократили бюджеты на обучение. Снижение затрат понятно, ведь в прошлом году были куда более приоритетные задачи с резким переходом на удалённую работу.

Но уже после 66% специалистов в области обучения отметили, что их роль в компании возросла — компании приспособились к новым условиям и теперь им нужно выстраивать учебный процесс в новой реальности.

Александр Евдокименко, директор KPMG Academy Russia отмечает, что во многих компаниях сотрудники стали увольняться, потому что не могут профессионально развиваться и зарабатывать достаточно денег. Также он отмечает, что перестраивается сам рынок труда: у компаний появилась возможность нанимать людей из других регионов. Но рост зарплат имеет свой предел, поэтому работодателю нужно будет вкладываться в развитие навыков сотрудников.
Фото unsplash.com

К чему готовиться L&D? Прогноз на ближайшие 3 года

Эксперты говорят о быстрой смене инструментов обучения и развития. Окружающая реальность постоянно меняется, а с ней запросы и требования к навыкам и компетенциям сотрудников.

Большая часть пилотных проектов с новыми форматами внедряют IT и финансовый сектор, большие планы у сферы торговли и услуг. А вот в промышленности новые форматы касаются в основном офисных работников, но в перспективе внедрение инновационных методик и «синих воротничков».

Эксперты выделяют три основных тренда, которые будут влиять на L&D:

Тренд Прогноз
Гибридные форматы Онлайн не вытеснить офлайн полностью. Останутся компетенции, которые можно передать только очно.
Микрообучение Более 85% экспертов рассказали о внедрении курсов по 15-20 минут. И практически все отметили этот формат как перспективный.
Мобильное обучение Растёт спрос на обучение, которое можно проходить с помощью гаджета. В будущее мобильного обучения верит каждый второй эксперт. А более трети компаний инвестируют в развитие мобильных версий своих LMS.

Рост e-learning и гибридных форматов

Из опрошенных компаний, 80% используют e-learning. При этом эксперты отметили, что онлайн пока не так эффективен, поскольку сложно измерять эффективность обучения, настроить коммуникацию между сотрудниками. Однако эта проблема воспринимается как временная и решаемая в ближайший год-три.

У выхода в онлайн есть и финансовая сторона — снижение издержек до 10 раз.

Наибольший рост e-learning ожидается в ритейле, где онлайн-обучение планирует довести до 100% уровня. Промышленники пока с опаской смотрят на тренд, но уверены, что исход из офлайна произойдёт в ближайшее время.

С офисными сотрудниками ситуация чуть более сложная. Они будут учиться в гибридном режиме. В онлайне будет от 60% до 90% теории в зависимости от грейда. Обучение топ-менеджеров останется преимущественно в офлайн.

Короткие форматы обучения набирают популярность

Более 80% экспертов отметили сокращение продолжительности занятий. Людям сложно долго концентрироваться, а в онлайне много отвлекающих факторов.

Половина опрошенных компаний уже внедрили микрообучение в свои программы. Средняя длительность курсов — 20-30 минут. А вот более короткие форматы компании внедряют с осторожностью.

Евгения Сотникова, эксперт по образовательным решениям CROC Education Solutions отмечает, что ценность микрообучения раскрывается, когда сотрудники могут применить знания здесь и сейчас. В частности,  микробучение хорошо подходит для обзорных тем soft skills. Требования к формату сохраняются прежние: качество, подтверждение практикой, инструменты самопроверки.

Фото unsplash.com

Персонализация обучения и продуктовый подход

Более 25% опрошенных отмечают важную перемену, которая произошла за последние три года: компании стали больше уделять внимания учебному опыту сотрудников и воспринимают их как клиентов.

Обучение активно использует диджитал-решения, поэтом L&D необходимо создавать продукты образовательные сервисы и продукты с учётом продуктового подхода. И уделять больше внимания путям пользователя, интерфейсу, работать с метриками продукта, выстраивать систему поддержки.

По этому поводу Елена Попкова замечает, что опора на мнение и обратную связь сотрудников имеет большую ценность. Образование взрослых работает, когда у них есть на это запрос, поэтому задача команды — найти проблемные точки и путь, который должен пройти до заданной цели сотрудник.

Корпоративное обучение в 2035 году

Эксперты корпоративного обучения дали прогнозы о том, что ждёт нас в ближайшие 15 лет.

Тренд Описание
Подход к корпоративному обучению Запрос на новые компетенции будет анализ больших данных о работе команды
Омниканальность — границы между онлайн и офлайн будут исчезать
Будет стираться грань между корпоративным и самообучением
Появление симуляторов для развития soft skills
Кастомизация обучения сотрудников (кроме топ-менеджеров)
Развитие системы сотрудников-менторов
Обучение навыкам, которые нужны в моменте
Компетенции и корпоративное обучение Soft skills будут обучать чаще, чем hard skills, а за последние сотрудники будут отвечать сами
Обучение hard skills перейдет в разряд рескиллинга
Появление карьерных коучей
Участие сотрудников в организации и проведении L&D Роль L&D будет только увеличиваться, они будут развиваться в сторону коммьюнити-менеджеров
L&D будут обладать всеми компетенциями продакт-менеджеров

Благодарим команду экспертов за предоставленные материалы: