тоже, потому чтоКакие технологии и подходы L&D считают бесполезными, что у них в приоритете и почему нужно перестать создавать контент.

Об исследовании 

Дональд Тейлор — L&D с многолетним стажем, организатор тематической конференции в Лондоне и автор книги «Технологии обучения на рабочем месте». С 2014 года Доналд проводит исследование настроений и трендов L&D, которое затрагивает несколько тысяч специалистов более чем в 100 странах. 

В исследование 2024 L&D Global Sentiment Survey приняло участие более 3270 специалистов, связанных с корпоративным обучением. 

География участников исследования

Результаты исследования

Ожидаемо, что главным трендом по мнению участников исследования стал искусственный интеллект. В тексте исследования Тейлор приводит сравнения с прошлым годом, поэтому при чтении таблицы нужно обращать внимание не только на стрелки падения и роста, но и какое место тренд занимал в прошлом году.

Популярность метавселенных, близка к нулю, что неудивительно: сама идея больших виртуальных миров пошла на спад, да и стоимость такой учебной среды высока. Виртуальная и дополненная реальность тоже практически не поменяли своих низких позиций, что можно объяснить узкой сферой применения и опять же высокой ценой разработки контента

С 2023 года ИИ уверенно вышел на первое место и с большим отрывом опередил остальные тренды. Но выросла популярность персонализированного подхода, аналитики, коучинга и микрообучения. Дональд считает, что рост популярности этих трендов напрямую или косвенно связан с ростом популярности нейросетей. 

Взрывной рост ИИ: применение и предостережение

Искусственный интеллект давно используется в различных отраслях, но как правило, это сложные решения, которые разрабатываются под конкретные узкие задачи. Но в 2023 появились инструменты, доступные простым пользователям, которые не требуют сложных настроек или дорогостоящего внедрения. 

Тейлор делает важное замечание: устойчивый интерес к теме ИИ вовсе не означает, что L&D до конца понимают, что это за технология и как её можно использовать. Для многих ИИ — скорее вызов, а не возможность получить какие-то новые возможности и преимущества.

Чаще всего отмечали два вариант использования ИИ: быстрее создание контента и повышение эффективности/сокращение затрат в рамках обучения и развития. И только менее 5% опрошенных планируют использовать ИИ для оценки навыков. 

Тейлор отмечает, что медленное внедрение искусственного интеллекта — не вина L&D. По словам Дональда возможности технологии будут понятны только во время её использования и на данный момент прошло слишком мало времени, чтобы раскрыть потенциал общедоступных ИИ-сервисов. 

Фото Unsplash

Исследователь делает три прогноза относительно искусственного интеллекта:

  1. ИИ будет продолжать развиваться и будут появляться новые общедоступные инструменты. Однако вряд ли они повысят интерес к ИИ, скорей всего он останется на текущем уровне. 
  2. L&D перейдет от экспериментов к использованию. Как замечает Тейлор: «ИИ будет подобен электричеству — широко использоваться в “фоновом режиме”». Иными словами, интерес схлынет, потому что ИИ станет привычным инструментом.  
  3. Негативная реакция в сторону ИИ-контента. Скорей всего нейросети будут создавать посредственные курсы и программы. При этом учащиеся будут винить в этом не создателей контента, а инструмент
Шесть антитрендов корпоративного обучения
Как сделать корпоративное обучение затратным и бесполезным? Достаточно всего лишь следовать одному или всем антитрендам из подборки.

Также Дональд не исключает, что интерес к ИИ спадёт, когда восторг сменится разочарованием. Но на это могут уйти годы. 

Персонализация обошла социализацию

Пандемия сильно повлияла на настроения в L&D. В 2022 году они отметили большую усталость людей от онлайна, хотя большая часть работы многие проводят перед компьютером. Так, выросла популярность человекоцентричных форматов: коучинг и наставничество, социальное обучение.

К 2024 популярность этих форматов немного спала, но это может быть связано с тем, что такие подходы уже внедрили и они стали менее актуальными. 

На этом фоне выросла востребованность в персонализации и адаптации контента, хотя эти направление становились всё менее интересны L&D последние шесть лет (при этом о них упорно продолжали говорить на конференциях). 

Тейлор делает вывод, что рост популярности персонализации контента также вызван появлением ИИ. Если раньше L&D приходилось бы вручную переделывать контент, то с ChatGPT это можно сделать за считанные часы. 

Исследователь обращает внимание, что ИИ может открыть новые возможности для наставничества и социального обучения, но на это нужно время, чтобы раскрыть возможности сервисов. 

Фото Unsplash

Микрообучение остается востребованным

Дональд характеризует микролёрнинг как «победитель, несмотря на поражение». Большинство трендов не подвержены резким взлетам и падениям, которые в этом году испытали ИИ и метавселенные. Чаще их судьба — медленно терять позиции и уходить из рейтингов. 

Тейлор обращает внимание, что хоть количество голосов за микрообучение несколько упало, тренд остается актуальным. Исследователь считает, что связано это с гибкостью формата и возможностью готовить для него контент тоже с помощью ИИ. 

Для иллюстрации Дональд обращает внимание на позиции LXP-платформ. В прошлых рейтингах их называли рядом с микрообучением, но популярность тренда снизилась. Возможно, потому что L&D сейчас больше заинтересованы в возможностях искусственного интеллекта. 

Вызовы, которые стоят перед L&D

В этой части исследования респонденты могли дать ответ в свободной форме и дальше Дональд с командой выделяли слова, которые встречаются чаще всего. 

Результаты распределились следующим образом:

ИИ

489

Бизнес

237

Обучение

208

Время

187

Навыки

160

Бюджет

146

Люди

146

Ценности

130

Как менялось популярность отдельных слов по годам:

Стоит обратить внимание, что слово «технологии» почти не меняло позиции почти 2 года, но выстрелило в 2024. И это связано не только с ИИ, но и возможностями, которые он может предложить L&D. Также заметно выросла ценность «навыков». А вот значение «бюджет» упало. Видимо тоже, потому что появились общедоступные инструменты ИИ, которые позволили удешевить разработку. 

Тейлор замечает, что роли L&D начинает меняться. Долгое время они находились в «обучающем гетто» и решали текущие задачи бизнеса и отдельных сотрудников. 

Но учебного контента сейчас с избытком, а генеративный ИИ позволит создавать его ещё больше при меньших затратах времени. Более того, у людей и вне учебных много информации, часто бесплатной и с очень простым доступом.  Что же делать L&D в новых условиях?

Дональд предлагает L&D глубже погружаться в бизнес-процессы и совместно создавать стратегии развития навыков. Именно так L&D может помочь сотрудникам и организациям реализовать свой потенциал уже сегодня. 


Исследование Дональда Тейлора показывает, что основные направления работы у L&D относительно стабильны. Но 2023 и 2024 стали революционными, поскольку появился ChatGPT и сервисы. связанные с ним. Однако о каких-то результатах внедрения ИИ ещё рано говорить, поскольку технология остаётся не до конца изученной и пока используется только для генерации контента. Однако именно ИИ может кардинально изменить роли L&D и вывести их работу на стратегический уровень.