Взяли самые популярные учебные форматы и посмотрели, как они сочетаются, какие у них недостатки и как сберечь бюджет при создании курса в LMS
Форматов подачи учебного контента множество и часто различия между невелики. Собрали наиболее популярные варианты, но не стали касаться темы тренажёров. Им будет посвящена отдельная статья.
Как выбрать формат обучения
При выборе формата учебного контента нужно учитывать целевую аудиторию, внутренние ограничения форматов и другие параметры:
Целевая аудитория |
Кто будущие участники обучения? Какие у них привычки потребления контента, как они относятся к различным решениям в интерфейсе и дизайне? Есть ли у них доступ к десктопной LMS? |
Размер аудитории |
Сколько сейчас потенциальных потребителей контента? Может ли целевая аудитория расшириться в будущем? |
Сроки изготовления |
Сколько рабочих часов или дней уйдёт на изготовление контента с учётом правок и согласований? Не устареет ли контент за это время и будет ли задача по-прежнему актуальной? |
Стоимость |
Во сколько обойдется создание контента? Сколько возьмут за работу внешние специалисты? Сколько человеко-часов потратит на создание ин-хаус специалист |
Срок жизни и редактирование |
Насколько долго будет актуален контент и можно ли потом в него внести правки? |
Можно ли выполнить учебную задачу с помощью другого формата |
Может ли текст заменить видео, аудио графику и так далее? Есть ли такой формат, который позволит получить тот же результат, но за меньший срок и с меньшими затратами ресурсов? |
Можно ли повторно использовать контент в другом формате |
Позволяет ли выбранный формат подачи контента трансформировать его в другой с добавлением или удалением каких-то элементов? |
Платформа распространения |
Это будет LMS, мобильное приложение, бумажная инструкция или «Книга новичка»? |
Текстовые форматы учебного контента
Лонгрид
Большой текстовый материал, который подробно освещает одну тему. Подходит для информирования и обновления знаний, может передавать практические навыки.
Лонгриды богаты на типы подачи контента: сторителлинг, кейсы, таймлайны и прочие.
Преимущества |
Сложности разработки |
Можно добавлять различные интерактивные элементы, например ролики, а также материалы по теме на внешних площадках |
Для лучшего усвоения контента нужно тщательно проработать текст и сделать его понятным для чтения |
Высокая скорость изготовления при низкой стоимости |
Необходима внутренняя система навигации |
Легко обновлять и редактировать |
Необходимо выделять ключевые мысли и тезисы средствами верстки |
Хорошо отображается на мобильных устройствах |
Презентация
Формат близкий к лонгриду, но может содержать больше интерактивных и графических элементов (графики, таблицы, диаграммы). Информация подаётся по правилу «1 мысль — 1 слайд». Также в рамках презентации можно сделать интерактивные развилки, когда пользователю нужно выбрать вариант ответа и показать к каким последствиям привело его решение.
Преимущества |
Сложности разработки |
Большая интерактивность |
Текста на слайдах должно быть немного, основной упор делается на изображения |
Относительно высокая скорость разработки при невысокой стоимости |
Необходима внутренняя система навигации |
Легко обновлять и редактировать |
Необходимо выделять ключевые мысли и тезисы средствами верстки |
Могут быть сложности при отображении на экранах смартфонов |
Инструкция
Привычный и понятный вариант, в котором коротко и ясно по шагам расписаны те или иные действия. В некоторых случаях может сопровождаться графикой, например скриншотами или фотографиями.
Преимущества |
Сложности разработки |
Высокая скорость изготовления при минимальных затратах |
В зависимости от содержания инструкции может понадобиться экспертная проверка |
Хорошо воспринимается на мобильных устройствах |
Высокие требования к лаконичности и чёткости текста |
Легко редактировать и обновлять |
Кураторская рассылка
Подборка материалов на определенную тему. Можно сочетать материалы из LMS, сторонних источников, отрывки из книг и так далее. Распространять их можно в рассылках или через другие каналы.
Преимущества |
Сложности разработки |
Высокая скорость создания и нулевые затраты |
В зависимости от содержания может понадобиться экспертная проверка |
В подборку можно включать не только текст, но и отрывки из фильмов ролики на YouTube, подкасты и так далее |
В зависимости от настроек безопасности, некоторые внешние ресурсы могут быть заблокированы внутри компании |
Отредактировать не всегда возможно, но можно отправить уточнение или опровержение |
Сложно понять прочитали подборку участники или проигнорировали |
К привлечению подборок можно привлечь самих участников обучения |
Графические форматы контента
Инфографика
Структурированная информация, поданная с помощью графических элементов: геометрические фигуры, диаграммы, стрелки для связи и так далее.
В инфографике можно представить строение чего-либо, статистические данные, таймлайн или инструкцию.
Преимущества |
Сложности разработки |
«Плотная» подача информации |
Стоимость разработки и редактирования может быть относительно высока |
Возможность создать узнаваемые образы, которые закрепят знания |
Могут возникнуть сложности с чтением на экране |
Можно показать связанные данные с их взаимосвязями |
В инфографике нельзя использовать много пояснительного текста |
Комиксы
Не самый популярный формат, особенно в обучении. Но через этот формат можно показать пошаговые действия, объяснить базовые вещи, разобрать кейс или представить инструкцию.
Преимущества |
Сложности разработки |
С помощью комикса можно показать эмоции и создать более глубокую привязку к контенту |
Необходимость готовить сценарий, раскадровки и привлекать дизайнера, что сказывается на цене |
Возможность наглядно объяснить сложные вещи |
Не всегда легко внести изменения в содержание |
Быстрое потребление учебного контента |
Необходимо упрощать контент |
Аудиоформаты учебного контента
В аудио мало различий по формату контента, ведь нельзя сделать звуковую инфографику. Также сложно разделить подкаст и аудиолекцию. Считается, что подкаст — это разговорный жанр, но есть много успешных форматов, в которых только один спикер и он рассказывает какую-то историю.
Потому делить аудиоформаты можно по типу содержания:
- Лекция на определённую тему
- Разбор кейса
- Тренинг по общению
- Новости компании
- Беседа с экспертом
Преимущества |
Сложности разработки |
Контент можно создавать быстро при низких затратах на него |
Спикеру нужна хорошая дикция, возможно придётся приглашать стороннего диктора |
Достаточно легко подготовить и отредактировать |
Не все учащиеся могут воспринимать контент на слух, и придётся дополнять его текстовой расшифровкой |
Можно экспериментировать с подходами и делать каждый выпуск особенным |
Создание подкаста собственными силами отнимает достаточно времени и может потребовать дополнительного обучения |
Пользователи могут слушать подкаст в удобное им время |
Видеоформаты учебного контента
Скринкасты
Формат, в котором спикер показывает экран компьютера и объясняет происходящее. При этом спикер может периодически появляться в кадре или висеть в «кружочке» в углу экрана.
В таком формате удобно записывать инструкции по использованию программ или лекции с иллюстративным материалом.
Преимущества |
Сложности разработки |
Высокая скорость подготовки контента и практические нулевые затраты |
Пользователи не всегда хорошо воспринимают видео без человека в кадре |
Видео легко снять заново или заменить его часть |
Пользователи хорошо реагируют на видео, где проставлены временные метки с указанием смены темы или подсветки важной информации |
Видео не всегда может удерживать внимание пользователя, и чтобы досмотреть скринкаст нужна высокая мотивация |
Видеолекции
Очень популярный формат, который прославил многих на YouTube: рассказываем историю и сопровождаем визуальным рядом. В этом формате можно разобрать кейс, записать инструкцию, рассказать о каком-то навыке и тут же провести упражнение на его закрепление.
Преимущества |
Сложности разработки |
Высокое вовлечение за счёт разнообразного визуального контента |
Высокая стоимость разработки ролика и его редактирования |
Видео хорошо запоминается за счёт подачи |
Необходимо проставляет временные отметки с описанием частей видео |
Высокие требования к визуальному контенту и спикеру |
Игровые ролики
В основе таких видео — законченная история, которую разыгрывают актёры. Хорошо подходит для погружения в культуру компании, разбора кейсов, рассказа о комплаенс и правилах информационной безопасности.
Преимущества |
Сложности разработки |
Высокое вовлечение за счёт сюжета |
Высокая стоимость разработки ролика и его редактирования |
Контент хорошо запоминается благодаря сюжету роликов и реалистичным ситуациям |
Высокие требования к визуальному контенту и участникам видео |
Некоторые темы почти не устаревают и ролик можно использовать многократно |
Сочетания форматов и экономия на разработке
Некоторые инфобизнесмены готовят контент один раз: записывают видео, а потом превращают его в подкаст, статьи, рассылки и посты в соцсетях. Это сильно экономит время разработчиков курсов.
Но ещё такой подход позволяет учащимся получать контент в удобном формате. Не всем удобно смотреть видео, кто-то лучше усваивает текст. В итоге каждый учащийся получает что ему нужно.
Трансформация контента
Сочетаемость контента
Учебные форматы могут усиливать друг друга, раскрывать больше подробностей по теме и компенсировать недостатки, которые могут быть при передаче контента.
В таблице мы собрали форматы и обозначали закрашенными ячейками, какие форматы можно сочетать.
Невозможно представить формат, который бы полностью закрыл учебные потребности и смог на 100% закрыть учебные потребности. Полное погружение может обеспечить только поддержка форматами друг друга и при необходимости обновление контента.
Комментарии