Подробно разбираем, что такое хьютагогика. Чем она отличается от хюгге или андрагогикики. И как внедрить принципы осознанного самостоятельного обучения.

  1. Что такое хьютагогика?
  2. Чем хьютагогика отличается от педагогики и андрогогики?
  3. Принципы хьютагогики
  4. Двойная петля обучения
  5. Советы для L&D от Стюарта Хейса

Что такое хьютагогика?

Хьютагогика — это особый подход к обучению взрослых людей, основанный на самостоятельности и осознанности. Разработали его Стюарт Хейс и Крис Кеньон, а потом описали в работе From Andragogy to Heutagogy. В России эту методику называют также иногда «эвтагогика».

Чем хьютагогика отличается от педагогики и андрогогики?

 

Педагогика

Андрагогика

Хьютагогика

Контроль

Учитель

Преподаватель и учащийся

Учащийся

Учебные ресурсы

Даёт преподаватель

Даёт преподаватель, учащийся опирается на свой опыт

Даёт преподаватель, учащийся выбирает подходящие для него и опирается на свой опыт

Мотивация

Перейти на следующий этап

Закрыть пробелы в знаниях и действовать более эффективно 

Нелинейное формирование навыков, в которых учащийся видит пользу

Фокус обучения

Знание конкретного предмета

Использование знания

Синтез нового знания из нескольких источников

Акцент на развитие

Приобретение знания

Развитие компетенций

Расширение возможностей

Ценность прошлого опыта

Низкая

Высокая

Крайне высокая

В андрагогике главный вопрос учащегося можно сформулировать так: «Какие знания мне нужны, чтобы решить задачу?» В хьютагогике же вопрос ставится иначе: «Каких знаний мне не хватает для расширения моих возможностей, и где я могу их взять?»

Хьютагогика ориентирована на создание нового знания с опорой на собственный опыт. Принципы хьютагогики не предполагают наличие того, что можно было бы назвать учебной траекторией. Учащийся сам выбирает чему и как учиться, ориентируясь по ситуации и задачам.

Это, как если бы человек с небольшим опытом в кулинарии решил научиться готовить. Увидеть пробел в знаниях и пойти на курсы кулинаров — действовать согласно принципам андрагогики.

Фото Unsplash

Хьютагогический подход — найти ролик на YouTube, где будет рассказано как варить суп. Понять, что не умеешь нарезать овощи быстро и красиво как профессиональный повар, найти повара и взять мастер-класс, попутно научившись правильно точить ножи.

Такой подход хорошо работает тогда, когда у человека есть доступ к ресурсам социального или перекрёстного обучения, ведь через них можно найти нужного учителя или инструкцию.

Принципы хьютагогики

Хейс и Кеньон вывели четыре ключевых положения:

Обучение, когда готов ученик. Именно он задаёт темп обучения и контролирует, когда и где ему учиться.

Обучение — созидательный процесс. Да, можно использовать копирование, моделирование и повторение действий. Но главным остаётся создание новых навыковых связей и смены фокуса внимания.

Учитель — не главный. Учащийся ориентируется на опыт и знания, которые могут выходить за горизонт осведомлённости педагога.

Ориентация на ученика. Учебный план может существовать, но в приоритете потребность и желание изучить новое.

Иногда принципы и подходы хьютагогики изображают в виде такой схемы:

Источник

Хьютагогика, не запирает ученика в рамках и создаёт положительную атмосферу. Ведь нет никакого принуждения или нависшей над спиной розги.

Но есть важный момент. На схеме он называется «Фокус на процессе, а не результате». Но как процесс обучения может быть важней полученных знаний или навыка?

Двойная петля обучения

В середине 70-х году профессор Крис Аргирис и философ Дональд Шон занимались вопросом эффективности корпоративного обучения.

Они обнаружили, что учиться могут далеко не все сотрудники. Даже при наличии диплома престижного колледжа и высочайшего уровня профессионализма.

Более того, в компаниях постоянно совершают одни и те же действия, которые приводят к одним и тем же ошибкам. Или же пытаются решить новые проблемы старыми, но проверенными средствами.

Фото Unsplash

Иногда, правда, сотрудники знают, что действия будут иметь негативные последствия и сразу готовят средства для исправления ошибки.

Почему так происходит?

Первая причина: проверенные способы хорошо показали себя в прошлом и сейчас в целом неплохо справляются. Зачем чинить то, что работает?

Причина вторая: мышление попадает в петлю, из которой не может выйти.

Как выглядит схема наших действий: Предпосылка — Действие — Результат.

И если мы совершаем ошибку, то задаём вопрос «Что мы сделали не так?» и начинаем искать недочёты в Действиях. Так работает одиночная петля.

Двойная петля возникает, когда появляется вопрос «А нужно ли нам было это делать?». То есть ищем ответ в Предпосылках.

Например, у человека начинает сбоить компьютер. Тогда пользователь находит такой порядок действий, при котором всё загружается и даже сносно работает. Это одиночная петля.

А при двойной петле тот же человек может спросить себя: «Что происходит и что я могу изменить?» Посмотрит обзоры, почитает отзывы и самостоятельно почистит компьютер от пыли и вирусов.

Двойная петля — одна из важнейших составляющих хьютагогики и, пожалуй, самая сложная. Ведь человеку нужно постоянно рефлексировать, проверять себя на ошибки и корректировать точку зрения. Но выход за границы убеждений окупается более эффективным обучением и возможностью пробовать новые инструменты и подходы.

Советы для L&D от Стюарта Хейса

В 2014 году Хейс, один из разработчиков хьютагогики, выпустил книгу, посвящённую своей методике.

В ней он собрал опыт последних лет и вывел несколько принципов, которые могут стать хорошими советами для T&D и методистов, решивших внедрить принципы хьютагогигки.

Делайте учеников партнёрами в создании учебного контента

Например, пригашайте их на запись учебных подкастов или обучающих видео, в которых они могли бы принять участие.

Фото Unsplash

Создавайте гибкий учебный план

Тогда в него можно было вписать новые темы, которые заинтересовали сотрудника в процессе обучения.

Так, когда Ростелеком запустил проект «Цифровое образование», организаторы разделили контент на две части: основный и углубленный. Второй был не обязательным, но позволял участникам больше об интересной им теме.

Не делайте обучение линейным

Ориентируйтесь на индивидуальность сотрудника. Это касается его интересов и предпочтений по времени обучения. Так, в СберУниверситете успешно организовали программу на 300 IT-директоров, живущих и работающих в разных часовых поясах.

Фото Unsplash

Вписывайте новое знание в контекст работы и жизни учащегося

Опирайтесь на его опыт. Можно предоставить сотрудникам базу знаний, к которой они будут обращаться при необходимости обновить знания. Или запомнить порядок действий без и сейчас.

Содействуйте совместному обучению

Сотрудники могут объединяться в пары или группы, становится наставниками или проводить сессии перекрестного обучения.

Предоставляйте максимум учебных ресурсов

LMS, мобильное приложение, канал на YouTube, серия подкастов, отдельная библиотека с книгами или инструкциями.

Развивайте исследовательские навыки

Например, не только найти информацию на специализированном сайте, но и критически оценить, насколько корректно представлена в ней информация.

Доверяйте ученикам

И не стремитесь постоянно их контролировать. Кнут слабо действует на профессионалов, а вот мотивация в виде игры с набором очков вполне может задать им необходимый темп обучения.


Хьютагогика ориентирована в первую очередь на самостоятельную работу. Однако роль T&D при этом не снижается, просто меняются приоритеты. T&D не ведёт человека за руку по учебным программам, а показывает их многообразие, а при необходимости приходит на помощь.