Подробно разбираем, что такое хьютагогика. Чем она отличается от хюгге или андрагогикики. И как внедрить принципы осознанного самостоятельного обучения.
- Что такое хьютагогика?
- Чем хьютагогика отличается от педагогики и андрогогики?
- Принципы хьютагогики
- Двойная петля обучения
- Советы для L&D от Стюарта Хейса
- Делайте учеников партнёрами в создании учебного контента
- Создавайте гибкий учебный план
- Не делайте обучение линейным
- Вписывайте новое знание в контекст работы и жизни учащегося
- Содействуйте совместному обучению
- Предоставляйте максимум учебных ресурсов
- Развивайте исследовательские навыки
- Доверяйте ученикам
Что такое хьютагогика?
Хьютагогика — это особый подход к обучению взрослых людей, основанный на самостоятельности и осознанности. Разработали его Стюарт Хейс и Крис Кеньон, а потом описали в работе From Andragogy to Heutagogy. В России эту методику называют также иногда «эвтагогика».
Чем хьютагогика отличается от педагогики и андрогогики?
Педагогика |
Андрагогика |
Хьютагогика |
|
Контроль |
Учитель |
Преподаватель и учащийся |
Учащийся |
Учебные ресурсы |
Даёт преподаватель |
Даёт преподаватель, учащийся опирается на свой опыт |
Даёт преподаватель, учащийся выбирает подходящие для него и опирается на свой опыт |
Мотивация |
Перейти на следующий этап |
Закрыть пробелы в знаниях и действовать более эффективно |
Нелинейное формирование навыков, в которых учащийся видит пользу |
Фокус обучения |
Знание конкретного предмета |
Использование знания |
Синтез нового знания из нескольких источников |
Акцент на развитие |
Приобретение знания |
Развитие компетенций |
Расширение возможностей |
Ценность прошлого опыта |
Низкая |
Высокая |
Крайне высокая |
В андрагогике главный вопрос учащегося можно сформулировать так: «Какие знания мне нужны, чтобы решить задачу?» В хьютагогике же вопрос ставится иначе: «Каких знаний мне не хватает для расширения моих возможностей, и где я могу их взять?»
Хьютагогика ориентирована на создание нового знания с опорой на собственный опыт. Принципы хьютагогики не предполагают наличие того, что можно было бы назвать учебной траекторией. Учащийся сам выбирает чему и как учиться, ориентируясь по ситуации и задачам.
Это, как если бы человек с небольшим опытом в кулинарии решил научиться готовить. Увидеть пробел в знаниях и пойти на курсы кулинаров — действовать согласно принципам андрагогики.
Хьютагогический подход — найти ролик на YouTube, где будет рассказано как варить суп. Понять, что не умеешь нарезать овощи быстро и красиво как профессиональный повар, найти повара и взять мастер-класс, попутно научившись правильно точить ножи.
Такой подход хорошо работает тогда, когда у человека есть доступ к ресурсам социального или перекрёстного обучения, ведь через них можно найти нужного учителя или инструкцию.
Принципы хьютагогики
Хейс и Кеньон вывели четыре ключевых положения:
Обучение, когда готов ученик. Именно он задаёт темп обучения и контролирует, когда и где ему учиться.
Обучение — созидательный процесс. Да, можно использовать копирование, моделирование и повторение действий. Но главным остаётся создание новых навыковых связей и смены фокуса внимания.
Учитель — не главный. Учащийся ориентируется на опыт и знания, которые могут выходить за горизонт осведомлённости педагога.
Ориентация на ученика. Учебный план может существовать, но в приоритете потребность и желание изучить новое.
Иногда принципы и подходы хьютагогики изображают в виде такой схемы:
Хьютагогика, не запирает ученика в рамках и создаёт положительную атмосферу. Ведь нет никакого принуждения или нависшей над спиной розги.
Но есть важный момент. На схеме он называется «Фокус на процессе, а не результате». Но как процесс обучения может быть важней полученных знаний или навыка?
Двойная петля обучения
В середине 70-х году профессор Крис Аргирис и философ Дональд Шон занимались вопросом эффективности корпоративного обучения.
Они обнаружили, что учиться могут далеко не все сотрудники. Даже при наличии диплома престижного колледжа и высочайшего уровня профессионализма.
Более того, в компаниях постоянно совершают одни и те же действия, которые приводят к одним и тем же ошибкам. Или же пытаются решить новые проблемы старыми, но проверенными средствами.
Иногда, правда, сотрудники знают, что действия будут иметь негативные последствия и сразу готовят средства для исправления ошибки.
Почему так происходит?
Первая причина: проверенные способы хорошо показали себя в прошлом и сейчас в целом неплохо справляются. Зачем чинить то, что работает?
Причина вторая: мышление попадает в петлю, из которой не может выйти.
Как выглядит схема наших действий: Предпосылка — Действие — Результат.
И если мы совершаем ошибку, то задаём вопрос «Что мы сделали не так?» и начинаем искать недочёты в Действиях. Так работает одиночная петля.
Двойная петля возникает, когда появляется вопрос «А нужно ли нам было это делать?». То есть ищем ответ в Предпосылках.
Например, у человека начинает сбоить компьютер. Тогда пользователь находит такой порядок действий, при котором всё загружается и даже сносно работает. Это одиночная петля.
А при двойной петле тот же человек может спросить себя: «Что происходит и что я могу изменить?» Посмотрит обзоры, почитает отзывы и самостоятельно почистит компьютер от пыли и вирусов.
Двойная петля — одна из важнейших составляющих хьютагогики и, пожалуй, самая сложная. Ведь человеку нужно постоянно рефлексировать, проверять себя на ошибки и корректировать точку зрения. Но выход за границы убеждений окупается более эффективным обучением и возможностью пробовать новые инструменты и подходы.
Советы для L&D от Стюарта Хейса
В 2014 году Хейс, один из разработчиков хьютагогики, выпустил книгу, посвящённую своей методике.
В ней он собрал опыт последних лет и вывел несколько принципов, которые могут стать хорошими советами для T&D и методистов, решивших внедрить принципы хьютагогигки.
Делайте учеников партнёрами в создании учебного контента
Например, пригашайте их на запись учебных подкастов или обучающих видео, в которых они могли бы принять участие.
Создавайте гибкий учебный план
Тогда в него можно было вписать новые темы, которые заинтересовали сотрудника в процессе обучения.
Так, когда Ростелеком запустил проект «Цифровое образование», организаторы разделили контент на две части: основный и углубленный. Второй был не обязательным, но позволял участникам больше об интересной им теме.
Не делайте обучение линейным
Ориентируйтесь на индивидуальность сотрудника. Это касается его интересов и предпочтений по времени обучения. Так, в СберУниверситете успешно организовали программу на 300 IT-директоров, живущих и работающих в разных часовых поясах.
Вписывайте новое знание в контекст работы и жизни учащегося
Опирайтесь на его опыт. Можно предоставить сотрудникам базу знаний, к которой они будут обращаться при необходимости обновить знания. Или запомнить порядок действий без и сейчас.
Содействуйте совместному обучению
Сотрудники могут объединяться в пары или группы, становится наставниками или проводить сессии перекрестного обучения.
Предоставляйте максимум учебных ресурсов
LMS, мобильное приложение, канал на YouTube, серия подкастов, отдельная библиотека с книгами или инструкциями.
Развивайте исследовательские навыки
Например, не только найти информацию на специализированном сайте, но и критически оценить, насколько корректно представлена в ней информация.
Доверяйте ученикам
И не стремитесь постоянно их контролировать. Кнут слабо действует на профессионалов, а вот мотивация в виде игры с набором очков вполне может задать им необходимый темп обучения.
Хьютагогика ориентирована в первую очередь на самостоятельную работу. Однако роль T&D при этом не снижается, просто меняются приоритеты. T&D не ведёт человека за руку по учебным программам, а показывает их многообразие, а при необходимости приходит на помощь.
Комментарии