LMS (Learning Management System) долгое время была основной точкой входа в обучение сотрудников. Когда-то это выглядело как революция: у компаний появилась возможность перевести курсы в цифру, автоматизировать тесты, отслеживать результаты. То, что пять лет назад казалось удобным и современным, сегодня нередко превращается в тормоз для бизнеса.
Как понять, что ваша LMS морально устарела и пора искать замену? Давайте посмотрим на ключевые признаки.
6 признаков устаревшей LMS
1. Неудобный интерфейс
Удобство интерфейса оказывает значительное влияние на прохождение корпоративных курсов. Чем больше действий должен совершить сотрудник, чтобы стартовать обучение в LMS, чем более запутанный путь он должен пройти, тем сложнее ему будет выделить время и найти мотивацию.
Напротив, удобный, продуманный, интуитивно понятный и приятный в использовании интерфейс помогает учиться с минимальным стрессом и максимальной эффективностью. Современная платформа для корпоративного обучения должна быть одинаково комфортна в использовании с любого устройства: как с десктопа, так и со смартфона.
Сигнал устаревшей LMS — это жалобы сотрудников и низкий процент доходимости курсов. Сложно разобраться, платформа глючит и зависает, а со смартфона совсем невозможно учиться — пора прощаться.
Например, просто замена старой LMS с неудобной мобильной версией, на брендированное корпоративное приложение позволило ритейлеру одежды Modis вдвое ускорить обучение новых сотрудников магазинов и повысить доходимость курсов до 97%.

2. Сложный процесс загрузки и обновления контента
Если для загрузки курса нужен программист или внешний подрядчик — LMS устарела. В 2025 году контент должен загружаться и обновляться силами HR или методиста без кода. Простой редактор курсов, позволяющий собрать мини-курс за несколько минут — must-have современной LMS. Особенно это актуально для тех отраслей и компаний, где важно регулярно и быстро обучать команду новым продуктам, процессам, регламентам и проводить быстрые среды знаний.Возможность быстро и без лишних затрат наполнить платформу контентом важна и на этапе запуска. Так например, наличие редактора курса помогло команде проекта «Движение первых» запустить платформу для обучения 7000 сотрудников менее чем за 3 недели.
3. Устаревшая аналитика без прогнозирования
Устаревшие системы показывают только «прошёл/не прошёл». Современные платформы дают аналитику: кто где застрял, сколько времени тратят сотрудники, как обучение влияет на KPI. Сейчас HR важны настраиваемые дашборды и возможность выгрузить отчёт, чтобы принимать решения эффективно и улучшать пользовательский опыт.
Аналитика обучения важна не только администраторам платформ, но и пользователям. Когда сотрудники могут наглядно отслеживать свой прогресс, оценивать темп и видеть оцифрованный результат усилий, это мотивирует их двигаться вперед.
4. Отсутствие вовлекающих инструментов
Отсутствие инструментов вовлечения в LMS — это не технический недостаток, а педагогическая и технологическая архаика.
Эффективная LMS должна быть интерактивной, социальной, адаптивной и мотивирующей. Без этого — она не соответствует ни психологии обучения, ни требованиям цифровой экономики, ни запросам и привычкам новых поколений сотрудников. Сотрудники из «поколения цифры» привыкли к интерактивному, быстрому, персонализированному контенту (TikTok, Shorts, Duolingo). LMS без вовлекающих механик воспринимаются как скучные и устаревшие.
Так, HR сети рестопарков Avataria столкнулись с низкой заинтересованностью новичков в обучении и отсутствием внимания к важным инструктажам, от которых зависит безопасность клиентов. Для решения этой проблемы они решили превратить стартовое обучение в игру с призами и так смогли вовлечь молодых сотрудников и обучить их.

5. Отсутствие персонализации
Современная корпоративная LMS обязана содержать элементы персонализации — не как опциональный «бонус», а как базовый функционал, без которого обучение теряет эффективность, мотивацию и бизнес-результат.
Что включают «элементы персонализации» в современной LMS?
- Адаптивные траектории обучения — под роль, уровень, карьерные цели.
- Возможность сотрудникам самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. Например, подать заявку на позицию, пройти тестирование и получить готовую траекторию для развития необходимых компетенций.
- Гибкие форматы — микрообучение, видео, тесты, подкасты — возможность подобрать удобные форматы контента под стиль освоения.
- Рекомендательные системы «вам может быть интересно…» на основе поведения.
6. Нет социальных функций: чатов, обсуждений, оценок
Отсутствие чатов, обсуждений, оценок и сообществ в LMS — это как строить офис без кухни, переговорок и зон отдыха: формально функционально, но упущен важный элемент продуктивности. Социальное обучение — одно из самых древних и эффективных, и оно работает в онлайн-среде так же, как и при личном взаимодействии.
Если ваша LMS не позволяет встраивать элементы социального обучения в процесс онлайн-обучения, это делает её в разы менее эффективной. С другой стороны, если у сотрудников есть возможность обсудить курс с другими участниками, получить совет эксперта, сравнить свои результаты с результатами группы, это мотивирует и помогает в учебе.

Чек-лист: устарела ли ваша LMS?
Отметьте, что совпадает:
- Сотрудники жалуются, что LMS неудобна и «тормозит».
- Нет мобильного приложения — обучение невозможно вне офиса.
- Интерфейс выглядит как из 2010-х — неинтуитивный, перегруженный, пугает новых пользователей.
- Нет персонализации — всем показывают одно и то же, независимо от роли, уровня или интересов.
- Чтобы обновить контент курса, нужен подрядчик или сотрудник с особыми компетенциями в создании курсов.
- Отсутствует геймификация и инструменты вовлечения — обучение скучное и не мотивирует.
- Нет социальных функций — нельзя комментировать, делиться, задавать вопросы или хвалить коллег.
- Не поддерживает микрообучение — только электронные SCORM по 40+ минут.
- Нет SSO (Single Sign-On) — сотрудники вводят логин/пароль каждый раз, забывают доступ.
- Аналитика — только «прошли/не прошли» — нет данных по вовлеченности, эффективности, влиянию на бизнес.
- Нет адаптивных траекторий — обучение линейное, «для всех одинаково».
- Не работает офлайн — в метро, в командировке, без интернета — обучение невозможно.
- Не соответствует ФЗ-152/ФЗ-242 — данные хранятся и обрабатываются не в РФ, нет согласия на обработку ПД.
- LMS не обновлялась более 2 лет — нет новых фич, нет дорожной карты.
Если вы отметили 3 и более пунктов — ваша LMS морально устарела и мешает развитию сотрудников.
Что делать HR-командам
- Провести аудит текущей LMS с чек-листом.
- Посмотреть на современные решения, запросить демо платформ.
- Запросить бесплатный триал-период, чтобы оценить, насколько новая LMS соответствует требованиям на деле, а не на словах.
- Провести тестирование на фокус-группе, попросить сотрудников оценить новое решение с точки зрения удобства использования, посмотреть аналитику и результаты обучения в цифрах.
- Составить план постепенной миграции на новую платформу. Многие вендоры предлагают «переезд» в подарок и помогают с переносом контента.
Вывод
LMS может быть вашим инструментом развития сотрудников или барьером для бизнеса. Если система неудобна, не вовлекает в обучение и не соответствует актуальным трендам и запросам бизнеса — пора её менять.

Комментарии