Корпоративное обучение вещь парадоксальная. С одной стороны, все исследования и опросы показывают, как высоко сотрудники ценят возможность учиться за счет работодателя.
С другой — L&D департаменты постоянно слышат отговорки про «у меня нет на это времени». Современные сотрудники готовы тратить на обучение не более 1% рабочего времени — 24 минуты в неделю.
Как показывают научные исследования, эффективное обучение совсем не обязательно должно проходить в формате многочасовых аудиторных занятий.
Чтобы донести до людей нужную информацию или обучить новому практическому навыку, не нужны часы или дни. Микролёрнинг — оптимальное решение для реализации концепции непрерывного обучения на рабочем месте.
Что такое микрообучение?
Микрообучение или микролёрнинг (от англ. Microlearning) — это обучение, ориентированное на развитие практических навыков, которое поставляется маленькими порциями «на один укус». Формат подачи учебного контента может быть любым — текст, видео, интерактивное мультимедиа, подкаст. Главное — его освоение не должно занимать больше 5-10 минут.
Почему именно 5-10 минут? Во-первых, потому что несколько минут в день может выделить даже очень загруженный работой сотрудник. Пройти урок за чашкой кофе в перерыв или по дороге в метро. Психологически нам легче начать делать что-то, что займет лишь несколько минут. Большого «слона» легче «съесть», если поделить его на маленькие кусочки. Меньше прокрастинации — выше эффективность. Не зря так популярны стали приложения для обучения иностранным языкам построенные на принципе микро-шагов.
Во-вторых, длительность учебных материалов в 5-10 минут является оптимальной с точки зрения удержания внимания учащихся.
Ученые из MIT проанализировали 6.9 млн видео с обучающим контентом, чтобы найти закономерность между длительностью видео и продолжительностью просмотра. Для коротких видео длительность и время просмотра практически совпадают, но после 6 минут начинается расхождение. И чем длиннее видео, тем меньше минут просмотра. Согласно исследованию, оптимальная длительность обучающих видео с лектором — 6-12 минут.
Кстати, с тьюториалами, видео-инструкциями и другим сугубо практичным контентом из серии «Делай раз, делай два…», согласно тому же исследованию, всё обстоит еще более драматично. Их смотрят только первые 2-3 минуты!
Микрообучение и кривая забывания
Ещё один фактор, делающий микрообучения таким эффективным — особенность человеческой памяти.
Эксперименты Германа Эббингауза показывают: люди склонны забывать до 60 % всей полученной информации через час, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся только 35 % от изученного, а уже через несколько дней — не более 20%.
Если вам нужно, чтобы сотрудники хорошо усвоили материал, например, скрипты для общения с клиентами, правила техники безопасности, принятые в компании регламенты и процедуры и т.п., вам мало один раз рассказать материал. Повторение — не только мать учения, но и крестная рабочей эффективности, а в некоторых случаях и безопасности.
Микрообучение помогает удерживать информацию в памяти, подавая её небольшими порциями. Включение таких подкрепляющих методов, как тесты, викторины, дополнительные материалы и проверочные вопросы потенциально может повысить уровень долгосрочного удержания информации в памяти до более чем 90%.
Микрообучение и привычки
Карл Капп и Робин Дефелис в своей книге про микрообучение Microlearning: Short and Sweet рассказывают об одном интересном эксперименте, который показывает могучую силу микрообучения.
Как вы, возможно, знаете, диабет второго типа весьма серьезная болезнь, но изменение стиля жизни пищевых привычек может существенно улучшить ситуацию больного. Вопрос в том, как эти привычки приобрести.
Ученые из Индии исследовали этот вопрос и разделили группу больных диабетом случайным образом на две подгруппы. Первая подгруппа прошла традиционный образовательный курс, на котором им подробно рассказали о важности изменения в образе жизни и полезных привычках. Вторая же группа курс обучения не проходила, вместо этого им дважды в день в мессенджере приходили короткие текстовые сообщения, призывающие вести активный образ жизни и питаться правильно.
Спустя два года, кумулятивные показатели здоровья у тех испытуемых что получали короткие сообщения были намного выше, чем у тех, что проходили комплексное обучение. Микрообучение снизило риск развития серьезных осложнений от диабета второго типа на 36%.
Микрообучение помогло выработать новые привычки питания и образа жизни лучше и интегрировать их в повседневную жизнь.
Если торговый представитель просмотрит 5-минутный курс про эффективную встречу по дороге на переговоры, шанс, что он воспользуется полученной информацией и на практике закрепит навык намного выше, чем если бы он прошел тренинг продаж 3 недели тому назад и уже забыл 80% информации.
Когда микрообучение особенно эффективно?
Сопровождение очной или онлайн обучающей программы.
Пример такого использования — программа профессиональной подготовки или тренинг лидерства, составленные по принципу гибридного или смешанного обучения. Участники проходят серию очных встреч, вебинаров с экспертами или тренингов, а в промежутках самостоятельно изучают и закрепляют материал в формате микрообучения.
Самообучение и персональные траектории развития
Микрообучение может помочь поддерживать культуру непрерывного обучения и саморазвития в компании. Тут пригодится библиотека микрокурсов по развитию навыков, которые сотрудники могут выбирать сами или которые могут быть назначены руководителем в зависимости от рабочих задач и карьерной траектории сотрудника.
Поддержка рабочего процесса
Микрообучение может выполнять и вполне утилитарную функцию. Например, знакомить сотрудников с новым ассортиментом или доносить информацию о новых правилах и регламентах. Ознакомление с техникой безопасности, обучение комплаенс, тренинги переговоров и продаж — микрообучение оптимальный формат, когда информация должна быть всегда под рукой в удобном и кратком формате.
Онбординг новых сотрудников
Четвертая ситуация, где микрообучение может быть эффективно — онбординг. Такой формат позволит провести сотрудника по всем этапам адаптации постепенно, по шагу за раз, не перегружая их информацией, но и не оставляя один на один с вопросами.
Комментарии