Повторения и эмоции — два могучих союзника, которые помогут повысить эффективность корпоративного обучения в разы и улучшить запоминание материала до 95%. Как привлечь их на свою сторону?

Иногда компании тратят колоссальные средства на обучение персонала, а результаты оставляют желать лучшего. Часто это связано с тем, что теоретическая часть очень объемная. Например, сложное продуктовое обучение, где нужно запомнить большой массив информации или освоить трудные для восприятия нормативы и регламенты.

Даже если программа разработана качественно, и обучение ведет сильный тренер, это не гарантирует, что информация не вылетит из головы слушателей сразу же, как они покинут аудиторию или выйдут из вебинара. Таковы особенности человеческой памяти, мы хорошо помнить только то, что:

  • повторяется многократно и регулярно;
  • несет сильный эмоциональный заряд.

И эти ключи к эффективности запоминания можно и нужно использовать при создании обучающих программ.

Память: короткая и долгая

Вся информация, которая к нам поступает, проходит сквозь краткосрочную память, и лишь некоторая оседает в долговременной. Если мозг не считает информацию ценной, она быстро вымывается.

Например, если нам нужно запомнить адрес знакомого, чтобы передать посылку, мы будем помнить его до тех пор, пока не выполним поручение. Адрес попадет в кратковременную память и вскоре исчезнет из нее.

Зато собственный адрес проживания мы вряд ли забудем — он надежно хранится в долговременной памяти. Как он туда попал? После многократного повторения и воспроизведения. А еще наш мозг понимает, что это важная информация и хранит ее как зеницу ока.

1. Первый кит памяти: повторения

Немецкий ученый Герман Эббингауз исследовал память и вывел «кривую забывания». Нормально, что через час после того, как мы что-то узнали, в памяти остается лишь 40% информации, а спустя неделю — 10%.

Выводы Эббингауза о механизмах памяти

Эббингауз исследовал механизмы, которые помогают увеличить запоминаемость до 95 %, и пришёл к следующим выводам:

  • Осмысленное запоминание эффективнее механического заучивания в 9 раз.
  • Запоминание происходит быстрее, если человек осознает, что информация пригодится ему в будущем.
  • Увеличение повторов в сутки не влияет на скорость запоминания.
  • Когда информация касается профессиональной деятельности и встраивается в существующий контекст — ее проще запомнить.

Создавая учебную программу, нужно учитывать кривую забывания и помнить, что обучение не заканчивается после прохождения тренинга или курса. Огромное значение имеет посттренинговое сопровождение и повторение информации.

Повторяй старое — изучай новое

Не зря в школе нам так часто говорили: повторение — мать учения. Регулярное повторение действительно повышает запоминаемость.

Оптимальная по мнению Эббингауза схема запоминания выглядит так:

  • Повторить материал сразу после обучения. Возможный формат: ответы на вопросы тренера, скрайбинг, фиксации главных тезисов.
  • Повторить через день после. Возможный формат: подготовка к тестированию и само тестирование.
  • Повторить через 1-2 недели. Возможный формат: сбор обратной связи по итогам курса, срез знаний в форме блиц-тестирования.
  • Повторить через 1-2 месяца. Возможный формат: опрос о ситуациях, когда полученные знания пригодились в работе.  

Объемы памяти ограничены и мозг периодически проводит «генеральную уборку», чтобы расчистить пространство. Правда, часто в урну улетают и нужные данные. Именно поэтому в схеме запоминания так часто встречается слово «тестирование» — это один из самых удобных и доступных способов зафиксировать нужную информацию.

Эффект тестирования

Эффектом тестирования — называют явление, когда эффективность обучения существенно повышается в результате того, что учащиеся не просто читают, смотрят или слушают материал, а чередуют его с тестами.

Когда и как использовать тестирование:

  • Провести предварительное тестирование, чтобы выделить главное, что нужно запомнить. Так люди будут понимать, на чем им надо сосредоточиться, что от них ожидает тренер.
  • Тестирование сразу после обучения. Это поможет по горячим следам закрепить пройденный материал.
  • Тестирование спустя время после обучения — после того, сотрудники применят новые знания на практике, нужно еще раз закрепить информацию.

Рассказывайте людям об эффекте тестирования во время обучения, чтобы они понимали для чего им назначают такое количество тестов. Это позволит вовлечь сотрудников и избежать негативных реакций.

Как организовать тестирования?

Как организовать тестирование? Теоретически, можно, конечно, раздавать листочки с тестами или отправлять их по электронной почте с просьбой распечатать, заполнить и вернуть тренеру. Вот только эти способы требуют ручной обработки результатов и неудобные для всех.

Оптимальный вариант — диджитал-тестирование, а в идеале мобильное тестирование, чтобы сотрудники могли пройти его в любое время, в любом месте и в комфортной для них обстановке. Использование технологий поможет сделать процесс лёгким для сотрудников, а статистика сформируется автоматически, и тренеру не придется обрабатывать данные вручную.

2. Второй кит памяти: эмоциональный заряд

Исследования показывают, что наш мозг предпочитает фокусироваться на эмоциональных стимулах — они гораздо лучше запоминаются. Именно поэтому эмоции нельзя сбрасывать со счетов при разработке обучающих программ.

Так как добавить эмоций в обучение?

Вспомним концепцию американского психолога Роберта Плутчика. Он обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции.

Основные, которые мы можем использовать: радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие.

Вот три способа, как можно это сделать:

1. Сделайте акцент на главной «боли», которую решает обучение

Если у сотрудников есть проблемы в работе, которые можно решить с помощью обучения, эту «боль» надо показать и усилить. Пробелы в знаниях, недостаток навыков – все это боли.

Спросите заказчиков обучения и самих сотрудников: почему они не делают то, что от них ожидают, или делают не на том уровне? В чем основная проблема: в нехватке компетенции или в плохо налаженных процессах. Давить на больное, т.е. использовать страх и гнев, можно только в случае, если дело, все-таки, не в процессах, и сами сотрудники это осознают.

Решение любой проблемы начинается с ее признания, а это, порой, самое трудное. Поэтому поднимайте «больные» темы, они дадут эмоциональный отклик, запомнятся и усилят эффект обучения.

2. Рассказывайте яркие истории

Эмоциональные истории надолго остаются в памяти, неожиданные поворот - ключ к запоминанию. Участники конференции TED вряд ли забудут выступление Билла Гейтса 2009 года. Он привел данные статистики по заболеваемости малярией, рассказал об опасности распространения инфекции и... выпустил из банки комаров прямо в зрительный зал. Отличный пример использования эффекта неожиданности и эмоции удивления.

Если вы не планируете выпускать комаров на своем обучении, вызвать эмоции можно другими способами. Например, скучная лекция по технике безопасности заиграет новыми красками, если спикер расскажет историю из практики и включит видео впечатляющего взрыва. Неожиданно, страшно, но... отлично врезается в память.

Для яркой истории совсем необязательно использовать шок-контент. Позитивные эмоции – радость, доверие, ожидание чего-то хорошего – сработают не хуже. Это одна из причин включить в обучение элемент игры: вызвать азарт и подарить радость маленьких побед.

3. Подберите особый визуальный контент

Однообразные графики и презентации сложно сделать эмоциональными. Но даже их можно оформить так, чтобы люди их лучше воспринимали. Исследования показали, что группа схожих цветов считается гармоничной, приятной и дольше остается в памяти, в то время как контрастные цвета ассоциируются с хаосом или смелостью.

Поэтому, чтобы повысить запоминаемость, оформляйте визуал по правилам:

  • Используйте гармоничную цветовую палитру;
  • Не переборщите с цветами, меньше — значит, лучше (двух будет вполне достаточно);
  • Делайте цветовые различия между контентом и фоном, чтобы сосредоточить внимание на самом контенте.

А чтобы добавить эмоций – используйте яркие интеллектуальные карты, необычные иллюстрации, фотографии, а также демонстрационные модели, которые удивят участников обучения.

Повторения и эмоции — два могучих союзника. Возьмите их на вооружение, если ваша цель сделать обучение эффективным.