Из космической отрасли к нам пришли телемедицина, застежки-липучки, фильтры для воды и много других полезных вещей. А ещё космонавтика — это постоянное обучение, откуда можно взять много нужного для ваших сотрудников.
Обучение космонавта занимает пять-шесть лет, иногда больше. Вначале нужно изучить много теории, потом тренировки, около 150 экзаменов и только после этого начинается подготовка к конкретной миссии.
За это время космонавты получают гигантский объём знаний и навыков. Они касаются не только работы на орбите. Космонавты учатся прыгать с парашютом и ориентироваться по звёздам, разбираться с компьютерным оборудованием и выживать в дикой природе. А если в ходе программы полёта надо проводить эксперименты, то космонавты изучают биологию, физиологию и другие дисциплины.
Хоть объём занятий огромен и специфичен, земным специалистам по обучению есть что почерпнуть из опыта подготовки космонавтов.
Приручить ДРАКОНа
Над проектом «Энергия-Буран» 10 лет работало около 1200 НИИ и предприятий. Одни занимались двигателями и компьютерной начинкой, третьи разрабатывали программы автопилота и защитные материалы.
Объём работ и документации был настолько огромен, что в какой-то момент участники программы поняли — им нужен специальный технический язык, который мог бы просто и понятно описать как работает та или иная система.
Чуть позже Владимир Паронджанов на основе этого языка создал свой — ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность).
Наглядность — основа языка, ведь в его задачи входит рассказать о процессе, с которым человек сталкивается впервые. Внешне он похож на доски Miro или Xmind, но гораздо проще для понимания.
Вот так может выглядеть схема.
Сила ДРАКОНа в строгих требованиях к оформлению блок-схем и составлению алгоритма. Например, читать и составлять схемы нужно только сверху вниз, нет никаких пересечений линий, которые могут создавать путаницу. А ещё ДРАКОН не позволяет писать много текста — процесс надо разделить на отдельные операции и записать в свои ячейки.
Для сравнения один алгоритм, но описанный двумя разными способами (второй вариант — ДРАКОН).
Создатель языка Паронджанов не стал его скрывать и выпустил несколько книг по использованию алгоритмов. Их легко найти и многие из них бесплатны.
Но применение язык нашёл не только в космосе.
ДРАКОНом воспользовались Альгирдас Каралюс и Паулюс Добожинскас из Литвы. На ДРАКОНе они составили учебные курсы по оказанию первой медицинской помощи. В программе обучения нет инструктора, только набор пошаговых алгоритмов и тренажёр. Студенты учатся по схемам в любое удобное им время, а экзамен записывается на видео. По словам разработчиков программы, 97% студентов получают необходимые навыки, а не 20% как раньше.
Схемы на ДРАКОНе разработали медики из Нижнего Новгорода, во время пандемии. А ещё его используют для описания бизнес-процессов и процессов автоматизации на производстве.
Как использовать в корпоративном обучении
Строгие требования и простота чтения ДРАКОНа позволяют создать инструкцию, которая будет понятна почти любому человеку.
Где их можно использовать:
- Обучение новичков работе с программами и оборудованием, технике безопасности.
- Построение схем взаимодействия между отделами и контрагентами.
- Развитие навыка постановки задач и подготовки технических заданий.
- Составление чек-листов различных проверок.
Поскольку ДРАКОН не позволяет использовать много слов для описаний, нужно выжимать максимум «воды» из контента. А это помогает в подготовке уроков для микрообучения. Да и сами блок-схемы — это уже готовый учебный контент.
Фиксировать удачи и нештатные ситуации
Космический корабль — сложная система и количество возможных проблем там неизмеримо. Поэтому большую часть времени космонавты учатся отработке нештатных ситуаций.
Но несмотря на тренировки, бывают ситуации, к которым никто не был готов.
И при решении таких проблем есть незыблемые правила:
- Никогда не молчать о происшествии или ошибке.
- Строго следовать инструкциям.
- Каждая ситуация должна быть разобрана и на её основе разработана новая инструкция.
- Инструкцию всегда можно дополнить или исправить.
Например, работа в открытом космосе. За десятки лет и сотни выходов технология отработана и все возможные ошибки учтены. Но астронавт Крис Хэдфилд слишком тщательно обрабатывал моющим средством стекло своего скафандра. И во время работы капля этого средства попала в глаз. Плакать в невесомости сложно, глаз не почесать, так что Хедфилд наполовину ослеп и работал через боль.
На Земле этой ситуации придали бы мало значения. Но в условиях космоса потеря зрения грозит срывом всей экспедиции. Потому в инструкции перед выходом в открытый космос появился новый пункт — протирать стекло сухой ветошью после мытья.
Разбор полётов, то есть обратная связь — обязательная часть работы космонавтов. Каждый инцидент рассматривается со многих позиций: что привело к проблеме, как её решали, можно ли было решить её другим способом и так далее.
Аналогично поступают и в ситуации, когда какая-то операция прошла хорошо. Почему не было сбоев? Что для этого делал космонавт? Можно ли внести изменения в процесс без потери эффективности?
Есть ещё и общий разбор после приземления. На него приходят все заинтересованные стороны, в том числе космонавты, которые только готовятся лететь. Разборы стараются проводить без эмоций, не обвиняя никого в ошибках.
Как использовать в корпоративном обучении
Результаты разбора нештатных ситуаций фиксируются и попадают в своеобразную библиотеку. Неизвестно, когда эти знания пригодятся, но они не исчезают. Поэтому если на орбите случилось что-то, высока вероятность, что нечто подобное уже было пять или десять лет назад. А у команды есть готовый сценарий действий.
Другой важный момент работы на орбите — ежедневные совещания. Они проходят утром, где ставят задачи и вечером, когда подводят итоги. Получается вот такой график, где подробно расписано, кто и чем будет заниматься.
Совещания с ЦУП похожи на «ретроспективу», которую используют в SCRUM. Например, если возникли проблемы с процессом, то нужно найти его слабые места, запланировать улучшения и внедрить их. Поскольку перемены в процессах могут затронуть работу всей станции, используется итерационный подход — небольшие шаги, фиксация результатов и отработка обратной связи. Таким же образом тестируют и новое оборудование, которое приходит с Земли.
Конечно, во многих компаниях делают разборы ситуаций, которые привели к проблемам. И при необходимости меняют процессы, чтобы их избегать. Но чаще это серьёзные эксцессы, которые приводят к финансовым, репутационным потерям или гибели людей. Ещё ведут библиотеки лучших практик. Правда, не всегда про эти библиотеки известно сотрудникам.
Но космическая отрасль учит обращать внимание на любые инциденты\успехи и вести их учёт. Это готовые обучающие ситуации, из которых можно составить не один курс.
Поддерживать рабочее состояние
На орбите космонавты оказываются в уникальном состоянии. Они отправляются в долгую командировку, но постоянно на связи с Землёй, что напоминает удаленку. При этом они месяцами работают с одними и теми же людьми. И хоть график работы на орбите вполне земной, с 9 до 5 по местному времени, усталость накапливается и легко выгореть.
Скотт Келли в книге «Стойкость» рассказывает, что за год на орбите потерял эмоциональный контакт с женой, хоть они и созванивались каждый день. Также известны случаи сильнейшей депрессии после полёта. Например, второй человек на Луне, Базз Олдрин, понял, что достиг вершин и больше в жизни ему нечем заниматься. Он начал много пить и дебоширить.
Другие понимают, что выдерживать постоянное напряжение слишком сложно и вообще уходят из космической отрасли.
Космонавт Сергей Рязанский отмечает, что подбор экипажа по психологической совместимости работает не всегда. Так что приходится выстраивать коммуникации с людьми, которых хотел бы избегать.
На плечи центра управления полётами ложится огромная работа: найти баланс между выполнением рабочих задач и созданием комфортных психологических условий. В 1973 году на станции Skylab произошла история, которую газеты назвали позже «Космической забастовкой». Что точно там произошло — до сих пор дискуссионный вопрос. Но известно, что график астронавтов был расписан до минуты, и они из него постоянно выбивались. Ещё процветал микроменеджмент и в один из дней экипаж распечатал список задач длинной 20 метров.
После той истории ЦУП поменял график и стал включать в ежедневные задания только ключевое, отказался от жёсткого графика и оставил рутину на усмотрение астронавтов.
Земные сотрудники попадают в похожую ситуацию, когда отправляться в длительные рабочие поездки или в случае релокации. И здесь главный офис становится похож на ЦУП.
Как использовать в корпоративном обучении
Участники полётов отмечают, что один из важнейших навыков — умение ругаться. Нельзя хлопнуть дверью и уйти. Нужно отплыть, успокоиться и тогда уже решать вопросы.
К проблемам может привести директивный стиль руководства. Он хорош в экстренных случаях, когда нужно строго выполнять инструкции. Но в остальных ситуациях подобная негибкость вызывает напряжение.
На плечи головного офиса ложится задача — постоянно отслеживать источник потенциальных конфликтов и с помощью L&D, коучей и психологов искать способ решения проблемы. Например, сделать курс по управлению конфликтами и культуре менеджмента. А может запустить программы поддержки ресурсного состояния и работы со стрессом.
Психологическая помощь и сторонние активности, как элемент Well being-программ — обязательная часть жизни космонавтов. Например, Сергей Рыжиков и другие космонавты регулярно занимаются благотворительностью и часто выходят на связь с приютами и больницами.
Другой способ поддержать экипажи — посылки. Регулярно с Земли приходят свежие журналы и книги, фильмы и подарки от родных. Это помогает скрасить одиночество и внести приятное разнообразие в суровый рабочий график.
Применительно к земным задачам такие посылки могут заменить рассылки в рамках well-being программ: поддерживающие статьи, видеокурсы и лекции, подборки различных материалов, онлайн-встречи с психологом и так далее.
Комментарии