Именно так некоторые руководители объясняют почему не отправляют сотрудников на обучение и не покупают тренинги. Разберёмся обоснованы ли эти страхи.
А почему вообще увольняются сотрудники?
Сервис «Работа.ру» в конце 2021 года провёл несколько исследований, связанных с рынком труда. Так, выяснилось, что в 2021 году 36% опрошенных сменили работу, а 12% профессию. При этом 39% планируют найти новое место до конца года.
Почему так произошло?
- Нет другого варианта. Работодатель оптимизирует затраты и просит написать заявление по собственному желанию. В итоге человек попадает в статистику добровольно уволившихся и хорошо, если потом находит работу.
- Уход сотрудников на фриланс. Работать из дома и самому определять график выглядит привлекательной альтернативой «работе на дядю», тем более что возможностей для этого как никогда много. И это не только копирайтинг, дизайн или программирование. Многие стали домашними парикмахерами или готовят домашние обеды.
- Наступление «Эпохи великого увольнения» — сотрудники выгорели или поняли, что хотят заниматься чем-то другим. На вольных хлебах или у другого работодателя.
Другое исследование «Работа.ру» рассказывает, что соискатели хотят от нового места:
- 76% — высокой зарплаты
- 58% — адекватного коллектива и руководства
- 48% — соблюдения баланса между жизнью и работой
- 37% — карьерного роста
- 33% — возможностей обучения
Треть сотрудников хотят учиться и развиваться, получать новые профессиональные знания и навыки. Это означает, что, если работодатель будет вкладываться в корпоративное обучение, как минимум у трети работников будет меньше причин для увольнения.
Как обучение повышает лояльность сотрудников
Портал «Хедхантер» регулярно проводит различные исследования и опросы, в том числе и про корпоративные курсы. В 2020 году 73% опрошенных отметили, что положительно относятся к обучению. Чаще всего (84%) позитивную оценку давали представители добывающих отраслей, сферы безопасности и высший менеджмент. При этом 68% отметили, что в той или иной степени удовлетворены обучением.
Из результатов опроса видно, что сотрудники подходят к новым занятиям и навыкам критично, оценивают, насколько обучение было полезно и качественно. Это говорит о том, что T&D — не просто галочка в преимуществах работодателя, а реальная потребность сотрудников.
В статье «Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ» есть график, который показывает, сколько люди готовы тратить на обучение в зависимости от размера зарплаты.
Так что люди хотят учиться, готовы тратить личные сбережения на новые знания.
Александр Забузов, партнер КПМГ, в одном из интервью называет несколько причин почему обучение повышает лояльность:
- Корпоративные курсы и тренинги развивают сотрудников совершенно бесплатно.
- Уникальные занятия, например с лидерами отрасли или известными экспертами часто невозможно пройти «на стороне» или они дорого стоят.
- Корпоративное обучение позволяет подниматься по карьерной лестнице.
Когда сотрудник знает, что в компании есть подобная система и что он может стать молодым специалистом, в которого будут вкладывать деньги и предоставлять ему карьерные возможности, то он будет стремиться продолжать работать в такой организации.
Александр Забузов
Другая причина почему сотрудники ценят курсы — необходимость повышать квалификацию, чтобы не потерять текущую работу. Если у них есть возможность усилить навыки или приобрести связанные компетенции, причин искать новую работу станет меньше (при условии, что остальное их устраивает).
Даже если в компании нет корпоративного обучения, 54% хотели бы повышать квалификацию, а 39% получить навыки, не связанные напрямую с профессией.
Переобучите и сохраните работника
Другая важная часть корпоративного образования — рескиллинг, то есть переобучение работников.
Это не только вертикальное развитие (вверх по карьерной лестнице), но и горизонтальное, когда сотрудник кардинально меняет сферу деятельности внутри организации.
Так, Яндекс предложил части таксистов бесплатно обучиться ИТ-специальности в своём Практикуме. Другой пример рескиллинга — опыт Х5. Компании понадобилось закрыть вакансии джуниор-разработчиков. Вместо того, чтобы проводить собеседования и привлекать сотрудников со стороны, компания открыла собственную школу, в которую мог попасть любой сотрудник. Через неё прошло 350 человек, часть из которых потом попали в продуктовые команды, а часть расширила свои компетенции или получила базовые знания.
Как итог — компания позволила части сотрудников резко сменить специальность и при этом не терять наработанный стаж. А кто-то получил новые знания бесплатно и не потратил ни копейки на сторонние курсы.
Когда сотрудник видит возможности развиваться внутри компании, он с меньшей вероятностью будет искать новое место. Исследование СберУниверситета это подтверждает. Вот так программы переподготовки влияют на показатели эффективности компании:
Чему обучать сотрудников в 2022
Наличие учебных курсов не делает сотрудников более лояльными автоматическими.
Поиск новых и связанных компетенций — отдельная головная боль для L&D. Какие навыки нужны сейчас? Как развивается компания и какие она поставила цели? Что нужно узнать сейчас, а что пригодится через 2-3 года?
Более того, некоторые курсы могут иметь неявную на первый взгляд пользу. Например, в отделе продаж сложилась ситуация: менеджеры успешно продают очно, а вот онлайн встречи проваливаются. Почему? При личной встрече они могут нарисовать в блокноте схему и объяснить, как работает продукт. Значит нужно обучить сотрудников работе с графическими планшетами, показать, как рисовать блок-схемы в том же Paint, расшарить экран в Zoom и так далее.
В текущей ситуации важно развивать цифровые навыки: аналитика данных, машинное обучение, Big Data, информационная безопасность и так далее.
А вот сами сотрудники хотят получать больше soft skills. То есть научиться общению и разрешению конфликтов, лидерству, самомотивации. Особняком стоит группа навыков для удалённой работы. Вот что будет важно в ближайшее время по мнению Гамбургской высшей школы прикладных наук:
Впрочем, желание «прокачать» навыки общения не отменяет желания вырасти как профессионал, научиться работать с новыми инструментами или применить свои знания в совсем другой сфере, но внутри компании.
Соблюдение баланса между тем, что нужно компании и сотрудникам — это проявление лояльности со стороны работодателя и сотрудники будут за неё благодарны.
Кстати, данные LinkedIn говорят об этом же: 94% опрошенных не стали бы покидать работу, если бы компания инвестировала в их навыки.
Решить кого надо переобучать, а кому повысить квалификацию (и сохранить на работе) довольно сложно, поскольку в этой ситуации много вводных. Но в компании Softline есть своеобразная матрица принятия решений:
Отличие | Переподготовка | Повышение квалификации |
---|---|---|
Оценка | Успешно | Ошибки |
Целевые качества сотрудника | Лояльные специалисты с высоким потенциалом с большим стажем в компании | Человек с производительностью или потенциалом не ниже среднего |
Уровень профессионального развития | Достигли потолка в актуальной должности | Допускает ошибки в актуальной должности |
Цель | Переквалифицировать для другой должности | Устранить профессиональные пробелы, обнаруженные при оценке |
Образовательный план | Тренинги и KPI на период переподготовки для перехода на новую должность | Soft skills, Hard skills на основании пробелов в работе, обнаруженных при его оценке |
Какие форматы обучения выбрать в 2022 году?
Последние два года показали, что оптимальный режим — гибридный, когда часть занятий проходит очно, а что-то уходит в онлайн.
При всех современных цифровых возможностях, есть знания или навыки, которые можно передать только лично или при работе в оффлайн группе. Научиться работать на новом станке через интернет невозможно. А вот перенести в смартфон или LMS теоретическую часть и необходимые инструкции — это хорошее решение.
За последние два года и запросы сотрудников изменились. Они стали более требовательны к содержанию и формату курсов.
Основные пожелания к занятиям:
- Практика, практика, практика. Только необходимая теория, реальные примеры и кейсы.
- Не более 40-45 минут на занятие. Большие курсы стоит разбивать на небольшие логические блоки и давать по частям.
- Доступ к учебным курсам должен быть максимально простым.
- При возможности курсы переносить онлайн и в мобильное приложение. Как минимум треть сотрудников считают приложения для обучения удобными.
- Не проводить обучение в выходные дни и после окончания рабочего дня. Сотрудники не готовы отдавать более получаса в неделю на обучение.
- Делать доступными учебные презентации и давать дополнительные материалы.
- Давать возможность обсудить обучение с коллегами и тренером.
- Знания, которые можно применить здесь и сейчас
Также сотрудники положительно относятся к наставничеству и социальному обучению, то есть передачи знаний в небольших группах.
Время, когда можно было собрать сотрудников на целый день и показывать им презентацию на сотню слайдов безвозвратно прошло.
Сотрудники ценят корпоративное обучение, но оно не панацея от увольнений. Помимо курсов должны быть и другие условия, которые делают сотрудников лояльными. Но качественное и разнообразное обучение — один из столпов лояльности и процветания компании.
Комментарии