Как за 9 шагов отбить у сотрудников желание учиться. Вредные советы для T&D

В интернете вы найдёте много списков как организовать рыбалку, поход в Арктику или первое свидание. Мы тоже сделали для вас список! Он поможет вам организовать идеальную систему корпоративного обучения, которая осчастливит всех сотрудников (нет).

Собрали 9 способов как можно потратить бюджет на обучение сотрудников и увести в минус все его положительные эффекты.

1. Сделайте доступ к занятиям долгим, сложным и неудобным

Ваши сотрудники должны научиться ценить корпоративное обучение! Только то, что получено с трудом имеет значение.

  • Оформление письменной заявки только в HR-подразделении. Проверка Службой безопасности не обязательна, но стоит предусмотреть такую опцию.
  • Получение доступов к учебной площадке в IT-службе тоже должно быть приключением. Логин нужен уникальный и непохожий на электронную почту, в пароле должно быть минимум 22 символа, обязательно цифры знаки, заглавные буквы и пара иероглифов. Разве XÆA-12 такое уж плохое имя пользователя?
  • Пароли на площадке надо менять каждые три месяца ради безопасности. Пользователя не предупреждать, разумеется.
  • Идеально, если площадок и платформ несколько и на каждой свой логин и пароль.

Разумеется, чем сложней получить доступ к обучающей системе, тем меньше мотивации будет у сотрудника.

Создавайте единую платформу, заводите учётные записи вместе с учёткой к почте, порталу и другими рабочими ресурсам.

В своё время Instagram был очень сложным продуктом, в котором размещение фото было далеко не главной функцией. Но как только не осталось ничего кроме ленты со снимками и фильтрами, приложение мгновенно стало хитом.

С обучением ситуация аналогичная.

Фото Unsplash

2. Дизайн — ничто, содержание — всё

К дизайну курсов привлекайте секретарей, практикантов, кладовщиков, охранников. Ведь у них полно свободного времени. Правила хорошего тона говорят, что нужно посоветоваться и c курьерами, ведь они много ездят и много видят.

Ну и пусть курсы будут выглядеть по-разному, а пользоваться ими будет почти невозможно. Главное, что внутри!

Кстати, не забывайте, что корпоративное обучение — ответственное и недешевое занятие. Поэтому писать тексты и надо максимально серьёзно, с большим количеством терминов и сложноподчинёнными предложениями. Иначе сотрудники решат, что комиксы читают или что-то ещё развлекательное.


Разумеется, мы уважаем представителей всех профессий и должностей! Но, учебными курсами должны заниматься профессионалы: готовить простые и чёткие тексты, создавать иллюстрации и анимации. Иначе может получиться что-то такое:

3. Чтение — лучшая методика

Видео — это несерьёзно. Видео нужно только чтобы на YouTube глупости смотреть. Только многостраничные документы и презентации по 40 слайдов. Только так можно показать всю серьёзность обучающего продукта.


Современные принципы дизайна учебных курсов предлагают несколько каналов передачи информации:

И это далеко не все форматы! Выбор нужного зависит от аудитории, её возраста, опыта, профессиональных задач. Но важно соблюдать баланс: видеоинструкция может заменить презентацию, но подробная схема работы с возражениями может оказаться эффективней подкаста.

Фото Unsplash

4. Выберите старую, проверенную площадку для онлайн-обучения

Пусть ваш сисадмин скачает где-нибудь шаблон обучающего сайта (ведь в интернете есть всё). И начинает загружать туда курсы. Всё работает только в браузере Internet Explorer 6? Нужно использовать Flash, от поддержки которого отказались? Не беда!

А уже если интерфейс на английском, то за такое обучение сотрудники ещё и приплачивать должны, ведь они язык учат.


Кажется, что пример фантастический, но нет. Многие учебные курсы существуют годами, их адаптируют под устаревшую платформы. Поэтому эффективность обучения снижается. Более того, сотрудники оказываются привязаны с большому компьютеру или ноутбуку.

Создавайте смешанные курсы: онлайн-обучение и офлайн-практика, переводите отдельные занятия в смартфоны. Ещё в 2015 году ЮНЕСКО опубликовала рекомендации по мобильному обучению, которые стали особенно актуальны в 2020. Да и сейчас с переходом на гибридный формат работы.

От идеи до воплощения. Главные обновления платформы Talent Rocks
В 2021 году наполнили платформу Talent Rocks: появились продвинутое расписание и статистика, автоматическое назначение курсов, улучшенная геймификация. И много других полезных фишек, которые сделают обучение эффективней.

5. Делайте курс максимально объёмным

Скорей всего вы больше никогда не получите средства на разработку курсов. Поэтому постарайтесь собрать в одной программе всё: теорию, практику, смежные области.

Нужно объяснить сотрудникам как разговаривать по телефону? Отлично. Обязательно включите в курс историю телефона, а также практики правильного дыхания и основы оперного пения, чтобы голос звучал красиво.

Курс на 8 часов без перерывов — беспроигрышный вариант!


Длительное изучение одной темы убивает к ней интерес, а значит и пользу. Множество тем можно разбить на небольшие курсы, в которых изучение темы будет поделено на несколько уроков по 5-10 минут. Это микрообучение, о котором мы часто и с удовольствием пишем.

Микрообучение не только эффективно. Оно очищает курсы от лишнего и оставляет только необходимое.

Фото Unsplash

6. Обучение строго по графику

Сотрудники ходят на работу зарабатывать деньги для компании. Обед, к сожалению, вынужденная мера. Поэтому попросите системного администратора включать учебный портал строго после 18.00. Помогите сотрудникам продуктивно провести вечер в офисе.

Тренинги тоже лучше проводить вечером, ведь звонить уже некому, так что работники могут погрузиться с головой в обучение.


Исследования показывают, что сотрудники предпочитают не отдавать учебе личное время. Важно слушать их пожелания по контенту, форматам и направлению обучения.

Сочетание микрообучения и мобильной платформы создает мощный эффект — сотрудники могут проходить курсы в обед, пока едут на работу или встречу. Они не тратят рабочее время, не теряют эффективности.

Фото Unsplash

7. В учебе все должны быть равны

Все сотрудники должны быть синхронизированы. У вас есть отдел продаж или развития, которые проходят обучение по финансовому риск-менеджменту? Отлично! Маркетинг и HR тоже должны пройти этот курс. Иначе у сотрудников будет разорвано понятийное поле. И ещё им не о чем будет поговорить на корпоративе. А если людям не о чем общаться, значит и корпоративная культура летит под откос.

И обязательно проведите курс по технике безопасности при работе со складским подъёмником. Кто знает, как повернётся судьба начальника отдела B2G.


Разделяйте курсы по направлениям. Решите, кому нужен риск-менеджмент, а кому дизайн презентаций. Создайте дерево учебных курсов, сделайте его общедоступным и пусть сотрудники самостоятельно выбирают треки обучения.
Заинтересованность — отличный помощник и мотиватор.

Фото Unsplash

8. Запасайте знания впрок

Давайте максимум фундаментальных знаний. Неважно, что вы до сих пор не знаете, как использовать тангенс или образ Катерины в «Грозе». Однажды пригодится!

Зачем вашим сотрудникам знать, как использовать новые инструменты или методики? Они сами до всего дойдут, подсмотрят у конкурентов. Но без базы так и будут тыкаться носом по углам.

Даже если так вышло, что ваши сотрудники изучили что-то актуальное, не давайте им воли. Сначала надо посмотреть, как сработает у других, а потом применять самим.


В отчёте Мирового экономического форума говориться, что самыми востребованными навыками в ближайшее время будут: способность к аналитической работе и разработке инноваций, умение учиться, находить комплексное решение проблем и так далее.

На обучение многим из этих навыков нужно 2-3 месяца.

Новые форматы (микрообучение, blending leraning) позволяют быстро разрабатывать учебные курсы и внедрять их в течение нескольких дней. Так зачем быть догоняющим?

Фото Unsplash

9. База знаний — находка для конкурента

Ни в коем случае не создавайте библиотеку учебных материалов. Если всю информацию собрать в одном месте, какой-нибудь ушлый сотрудник перед увольнением сольёт её на флешку и сделает подарок новому работодателю. Или откроет собственное дело.

Нет, нужна распределённая система:

  • Закрытая папка на сервере. Дать к ней доступ может только сотрудник, который вечно в разъездах.
  • Десяток чатов, по которым раскиданы презентации, ссылки на ролики и тесты. Главное, чтобы никто не знал, в каких именно чатах всё хранится.
  • Компакт-диски, дискеты, берестяные грамоты с важными инсайтами.

Как видите, ничего сложного, но теперь информация под защитой!


Возможность перепройти учебный курс или получить подсказку по продаже сложного продукта — бесценна. Особенно, когда доступ к базе знаний под рукой — в смартфоне или ноутбуке.

Зачем ограничивать возможности сотрудников, когда есть удачные диджитал-решения?


Мы привели не все случаи, когда силы и деньги, вложенные в корпоративное обучение, были потрачены зря. Иногда обучение проводят без точных целей, а просто потому, что надо. Или покупают курсы продаж для B2C, хоть компания работает с B2B-сегментом.

Во всех этих историях важно одно: корпоративное обучение требует новых подходов, благодаря которым сотрудники всегда будут в образовательном потоке. И форма подачи становится такой же важной, как и содержание.