Потреблять контент урывками — это плохо? Или этот способ самый правильный? Разбираемся, что такое «клиповое мышление», откуда оно взялось и есть ли оно у ваших сотрудников.
Что такое «клиповое мышление»
В России у термина «клиповое мышление» негативная окраска. Считается, что такое мышление мешает подросткам и, выросшим из них взрослым, сосредоточиться и цельно воспринимать большие объёмы данных. Винят в этом социальные сети и огромное количество развлекательного контента. И его обязательно нужно делить на мелкие куски, иначе контент невозможно потребить.
Вот только «клиповое мышление» — это не психологический термин, а философский. И ввёл его в оборот в России, как раз философ Фёдор Гиренюк. Так что использовать термин в педагогическом контексте не совсем корректно.
Другая проблема, что у термина нет единого определения и почти каждый исследователь придумывает своё. Так же непонятно, людей какого возраста можно считать обладателями «клипового мышления». Вилка здесь может быть от 10 до 40 лет.
Обладателям «клипового мышления» приписывают множество негативных черт:
Отсутствие концентрации |
Они постоянно отвлекаются и растягивают получасовой процесс на день. |
Утрата аналитической и мыслительной функции, абстрактного мышления |
Люди с «клиповым мышлением» не умеют выстраивать логические цепочки и видеть цельную картину. |
Повышенная внушаемость и отсутствие критичности |
Люди легко поддаются на манипуляции и становятся ведомыми. |
Отсутствие эмпатии |
События происходят быстро и времени на переживания просто нет. |
Низкие навыки коммуникации |
Поскольку люди не могут осилить большой текст, то у них низкий словарный запас, а отсутствие эмпатии мешает «настроиться» на человека. |
Почти каждый исследователь добавляет свои недостатки. Но чаще всё сводится к тому, что человек не умеет читать и понимать большие тексты, запоминать их и выделять важное. Это одна из причин почему человек хуже учится и почему у него низкая мотивация к обучению. Он просто не успевает всё отрефлексировать.
«Клиповое мышление» — это настоящая угроза?
Но реальность немного не соответствует пугающим статьям.
В доковидную эпоху росли продажи книг на самые разные темы. А философ Константин Фрумкин отмечает, что чтение школьного учебника меньше всего способствует усвоению текста. Ведь сейчас нужно изучать физику, а через 15 минут иностранный язык, так что текст оказывается постоянно разорванным и трудным для понимания.
Другая общая претензия к «клиповому мышлению» — возвышение образа над текстом. Но именно так и происходило всю человеческую историю, когда изображение было главным хранителем информации. Не все могли прочитать буквы, но вполне запоминали как выглядит слово и что оно означает. К тому же восприятие визуальных образов в несколько тысяч раз быстрей, чем у текста.
Что касается остальных позиций из таблицы, то сложно однозначно сказать виноваты ли социальные сети или другие факторы. Так, по данным исследования Сары Конрат уровень эмпатии начал снижаться с 2000 года. Казалось бы, должен вырасти уровень насилия. Но нет, он только снижается, о чём подробно пишет Стивен Пинкер в книге «Лучшее в нас».
Откуда пришло «клиповое мышление»
Западная наука не использует термин «клиповое мышление». Но ей знакома концепция «клиповой культуры». Впервые термин употребил в 1980 году футуролог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна». Он опирался на книгу Маршала Маклюэна «Галактика Гуттенберга» 1962 года издания.
Маклюэн пишет, что развитие электронных средств коммуникации создаёт «глобальную деревню» с многомерным восприятием мира. А многообразие средств электронных коммуникаций «возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры».
А что это за эпоха?
Большую часть своей истории человек не знал букв и формального обучения. Десятки тысяч лет человеку нужно было знать только то, что необходимо для выживания: как охотиться, сажать полбу, лепить горшки и какие травы помогают от разных болезней.
Единственным способом научиться была тренировка, основным способом передачи информации — речь, а не текст. Сам подход к обучению был очень похож на современный и сейчас мы бы назвали это обучением в моменте и наставничеством.
Нажмите, чтобы узнать больше про дотекстовую эпоху
Самому первому письменному источнику около 8 000 лет, а швейной игле больше 50 000. Системе массово школьного и высшего образования от силы 200. То есть практически всю историю человек жил без текстов, тем более объёмных. Сам подход к обучению был очень похож на современный. Если ученик кузнеца хотел узнать, как готовить металл для ножей или делать плуг, он спрашивал об этом своего учителя.
В какой-то момент появились грамотные люди, которые могли написать письмо, знали несколько языков и хорошо разбирались в географии. Эти же люди могли оперировать сложными абстракциями и формировать концепции. Но на общем фоне их количество было настолько малым, что его можно не учитывать.
Мир в целом был довольно однообразный и статичный. Человек рождался в деревне или городе и мог никогда их не покидать. Максимум выезжать на ярмарку или в паломничество. Концепция путешествий для отдыха появится только в 19 веке.
Набор развлечений тоже был небогат: танцы, песни, спортивные игры, нечастые праздники.
Книги, живопись и оркестровая музыка, то есть то, что требует сосредоточения, было уделом аристократов и богатых людей. Просто потому, что у них было время и средства на потребление подобного контента.
К середине 20 века человек попал меж двух огней. Первый — школьное и высшее образование с огромным объёмом знаний, которые надо запомнить хотя бы на время экзаменов. Второй — гигантский поток медиаконтента: массовая литература, радио, телевидение, кино, пластинки. А чуть позже интернет.
В итоге человек стал получать настолько серьёзную информационную нагрузку, что научился откусывать по одному куску от всего, чтобы выбрать наиболее подходящее.
Об этом и писал Маклюэн — текст перестал быть единственным источником информации, появились другие средства коммуникации и донесения контента. Например, зачем писать бумажное письмо, когда можно позвонить?
Есть ли «клиповое мышление» у взрослых?
В множестве статей о фрагментарном восприятии его приписывают подросткам. Но с момента первых публикаций по теме прошло столько времени, что описанные подростки давно вышли на работу и даже занимают руководящие позиции.
Но если они якобы не могут долго концентрироваться и обрабатывать большие объёмы информации, то как их учить?
Один из ответов даёт Светлана Толубеева, методолог и основатель профильного «Сообщества методистов».
Контент не должен удерживать внимание взрослого ученика, он должен решать его задачи. Никакая геймификация не поможет, если вы ввели в заблуждение человека и пытаетесь ему навязать что-то ненужное. Учитесь оценивать потенциал ученика и соотносить ваши цели с его потенциалом и его целями.
Также важно использовать андрагогический подход, благо материалов по этой теме достаточно. Из них можно узнать, что взрослый человек будет охотно учится, если он понимает, что программа изменит его жизнь и даст новую профессию.
Именно на это стоит опираться при создании программ. Подход, когда взрослого учат как подростка, я считаю неэкологичным. Главным остаётся целевой контент, а не развлечение учащегося. Необходимо ставить правильные цели обучения, соотносить с их возможностями и целями того, кто пришёл к вам учиться.
Слова Светланы о мотивации поддерживают цифры о спросе на обучение. Tinkoff Data проанализировали траты 20 миллионов своих клиентов. Оказалось, что с 2018 по 2021 количество покупок образовательных программ выросло в 12 раз. Основной возраст покупателей — от 25 до 45, на них приходится 82% от всех покупок образовательных продуктов.
Получается, что люди, которые выросли в «клиповой культуре» отлично понимают, что им нужно развиваться и сознательно ищут дополнительное образование.
При этом у взрослых требования к учебному контенту совершенно конкретны:
- Обучение должно приносить пользу здесь и сейчас
- Оно должно занимать минимум времени, чтобы не отвлекало от работы и личной жизни
- Максимум практики и минимум теории
- Поддерживающие материалы и краткие выжимки
Казалось бы, такие требования к как раз и соответствуют «клиповому мышлению»: быстрое потребление контента, нарезка на части и упрощение. Но это защита от огромной информационной нагрузки, в основном рабочей.
Ещё в 1996 году агентство Reuters Business Information провело исследование и выяснило, что 60% менеджеров жалуются на избыток информации и проблемы, которые с этим связаны. А это время, когда мобильные телефоны были далеко не у всех.
За 17 лет проблема информационной нагрузки только усилилась, ведь теперь человек не может уйти с работы — в его смартфоне есть мессенджеры, куда ему могут написать коллеги.
Ещё одна проблема — многозадачность. По словам нейробиолога Эрла Миллера, мозг не создан для многозадачности. Когда мы делаем одновременно несколько дел мы просто быстро переключаемся с одной задачи на другую, а это отнимает ресурсы. А значит и куски входящей информации должны быть как можно меньше, чтобы мозг мог из обработать.
Эти факторы и вызвали популярность микрообучения, использование разных вариантов упаковки одного контента (видео-подкаст-лонгрид), различных подборок, которые можно прочитать в свободное время. А также разработку техник поддержки вовлеченности в обучение.
По итогам можно сказать, что «клипового мышления» нет. Есть реакция на большие объёмы входящих данных, на обработку которых просто не хватает ресурса. И чем меньше обучение будет отнимать этих ресурсов и чем больше потребностей закрывать, тем оно будет эффективней.
Комментарии