Небольшая инструкция как составить Положение о наставничестве: какие нужны пункты, Приложения и что в них включить.

Иногда в компании складывается система неформального наставничества. В этом случае один или несколько коллег в меру своих сил помогают новичкам войти в дела. Если вы решите формализовать этот процесс или создать систему наставничества с нуля, то вам придется документально зафиксировать новые обязанности сотрудников. 

По российскому Трудовому кодексу положение о наставничество не входит в список обязательных нормативных актов. Поэтому нет единой формы или требований, которым должно соответствовать Положение. 

Однако при создании программы наставничества без Положения всё равно не обойтись, поскольку там будут прописаны все условия работы, права и обязанности сторон. И точно не обойтись без Положения о наставничестве на производстве, куда приходят не самые опытные сотрудники или вчерашние стажёры. 

Содержание Положения о наставничестве будет зависеть от профиля компании. Но даже внутри одной организации может существовать несколько таких положений. Например, в банке могут появиться документы, которые описывают программу наставничества для работников отделений, колл-центра или руководителей среднего звена

Содержание будущего документа может отличаться в каждой организации, но у них всё равно будут общие пункты и разделы. 

Фото Unsplash

Общие положения

Описание содержание документа, цель его создания, разделы, которые присутствуют в документе. В некоторых случаях могут быть указания на законы, распоряжения и другие документы, как внешние, так и внутренние. 

Например, в учебных заведениях ссылаются на ФЗ №273. А у госорганов есть Постановление Правительства РФ №1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации».

Но если для вашей отрасли нет таких документов или распоряжений, можно сослаться на утвержденную стратегию компании или приказ о введении системы наставничества.

Цели и задачи

В этом разделе можно описать цели и задачи как самого документа, так самой системы наставничества. Но лучше оставить этот раздел непосредственно для описания самой программы наставничества.

Целью как правило, может быть оказание помощи новичкам или повышение профессионального уровня текущих сотрудников.

Задачи — подробное описание всех результатов, которых должна достичь программа наставничества. Например, уменьшение сроков адаптации, овладение определенными навыками, ознакомление с документами, необходимыми для работы. 

Если у вас уже готова программа наставничества, а Положение нужно для ее юридического оформления, то составить этот раздел будет легко. Цели — ответ на вопрос «Зачем мы создаём программу», а задачи — «Что мы должны дать подопечным».

Цели и задачи из Положения о наставничестве администрации Новороссийска

Участники программы

Пункт положения описывает три стороны, которые будут работать по программе: подопечные, наставники и кураторы. 

В этом разделе нужно прописать определение для каждого участника процесса. Так, подопечным может быть новичок, чей стаж не превышает определенное время. А может быть и сотрудник из кадрового резерва. 

Точно также нужно описать и наставников. Иногда указывают нижнюю планку, название должности или конкретное подразделение. Например: «Наставником может стать сотрудник отдела снабжения с опытом работы не менее трёх лет на момент подписания документа, в должности не ниже старшего специалиста».

Кураторы — сотрудники, ответственные за проведение программы и поддержку участников. Однако их в положении прописывают не всегда. 

Критерии отбора участников программы наставничества

Раздел с большим количеством вариантов, где вы опишете кто может попасть в программу. Если вы создаете программу для новичков, возможно стоит указать для каких подразделений она предназначена. 

Если же это программа развития руководителей, то помимо отделов могут быть указаны стаж, должность, количество баллов в каком-либо тестировании, необходимый минимум пройденных учебных программ, а также общее количество участников программы.  

Аналогично нужно указать и требования к наставникам, их компетенциям и, при необходимости, пройденным программам. 

Отчасти этот раздел напоминает предыдущий — «Участники программы». Но здесь больше конкретных указаний, что нужно сделать для попадания в программу. Но если требований немного, то оба раздела можно объединить в один «Участники программы и критерии отбора». 

Отрывок из Положения о наставничестве в ПАО «Ленэнерго»

Проведение программы наставничества

Этот раздел может называться также «Мероприятия в рамках программы наставничества». И этот пункт положения будет наиболее объемным. 

Что можно указать:

  • Варианты наставничества (бадди, менторинг, коуч и так далее)
  • Форматы обучения, которые будут в программе
  • Какие инструменты будут использоваться (LMS, сервисы для видеосвязи и так далее)
  • Порядок аттестации или других проверочных работ
  • Коммуникации в рамках программы
  • Сбор и обработка обратной связи
  • Дополнительные активности (например, встречи для наставников)

Не все пункты могут быть в вашем положении. Но те, что вы включите должны быть кратко и ёмко описаны, чтобы все участники точно понимали, чем бадди отличается от коуча и почему для работы им понадобится отдельное мобильное приложение

Фото Unsplash

Права и обязанности участников программы

Здесь нужно прописать на что могут претендовать участники, что они должны делать и какие санкции несут в случае нарушения каких-то правил. 

Пункт касается всех трёх сторон программы: наставников, подопечных и кураторов. 

В различных Положениях этот раздел описывается по-своему. Где-то можно встретить формулировку «участники программы имеют право использовать оборудование Организации», а где-то это подразумевается по умолчанию.

Также могут быть достаточно подробны прописаны условия выхода из программы, а на производствах — материальная ответственность за порчу оборудования. 

Сложно обозначить, насколько детализированным должен быть этот раздел. Скорее, стоит заранее продумать проблемные места и описать их в Положении, чтобы избежать конфликтов в дальнейшем. Например, пункт о необходимом оборудовании или установленных программах, описание санкций за систематическое нарушение сроков сдачи домашних заданий и проектов. 

Если в программе используется конфиденциальная информация, ответственность за её распространение нужно выделить отдельным пунктом Положения. 

Права и обязанности наставника из типового Положения ОНФ

Вознаграждение наставников

Если ваша программа подразумевает какую-либо мотивацию наставников, об этом также стоит написать в Положении. 

Мотивация может быть разной: материальные выплаты, дополнительные выходные дни, доступ к закрытым учебным ресурсам и так далее. Пропишите подробно каждый вид вознаграждения и условия его получения. 

Если для разных групп наставников предусмотрены разные системы мотивации, в этом пункте можно привести список таких групп, а в Приложения вынести подробную детализацию и расчёты.

Варианты Приложений

Списка обязательных приложений к Положению о наставничестве нет, и каждая компания самостоятельно решает, что можно включить.

Но можно включить следующие документы:

  • Регламенты взаимодействия наставников, подопечных и кураторов
  • Подробные описания тестирований и аттестации с указанием формул расчета и критериев оценки
  • Образцы документов: дополнительное соглашение к трудовому договору наставников, формы согласия на участие в программе, приказ о назначении наставником
  • Планы программы
  • Образец и бланк индивидуального плана развития
  • Формы итоговой аттестации 
  • Анкета оценки наставников
  • Перечень конфиденциальной информации и соглашение о неразглашении

Положение о наставничестве может быть и без приложений, но на практике такое встречается нечасто. 


Поскольку у Положения о наставничестве нет строгой юридической формы, вы можете произвольно добавлять или исключать какие-то пункты. А также использовать вместо сухого канцелярского более свободный язык. Но после утверждения документа, вам потребуется строго ему следовать. Поэтому лучше писать положение после пилотного наставничества, чтобы предусмотреть все нюансы в итоговом документе.