Посмотрим, как три компании потерпели поражение в гонке за клиентами. Анализ причины этих провалов можно использовать, чтобы улучшить учебный опыт.

Как TikTok победил Google

В июне 2022 года на сайте The Atlantic вышла статья Is Google Dying? Or Did the Web Grow Up?

В статье автор подробно обращает внимание, что поиск в Google ухудшился и пользоваться современными сайтами стало очень неудобно.

Например, вам надо решить проблему с подтекающим краном. Вы вбиваете поисковый запрос и вначале получаете рекламную галерею.

Пробираетесь через рекламные объявления и находите статью. Принимаете cookies и видите, что статья про ремонт кранов начинается c истории сантехники чуть ли со времен постройки пирамид. Потом подробно рассказывают про виды кранов, их достоинства и недостатки. И только к концу статьи написано, как можно исправить проблему.

Что делают многие молодые пользователи? Они идут в TikTok или на Reddit, где находят нужно обсуждение или инструкцию. Соцсеть коротких видео 40% пользователей используют для поиска кафе и ресторанов.

В России ситуация аналогичная: для 57% пользователей основные площадки для поиска решений — Дзен и YouTube.

Источник Unsplash

Почему так вышло

Подавляющее большинство компаний выбирают SEO-продвижение, для которого надо использовать тексты. В итоге копирайтеры стали делать подробные материалы с максимумом ключевых запросов.

Со своей стороны поисковики стремились продать как можно больше рекламы и начали усложнять внешний вид поисковой выдачи.

Соцсети устроены иначе. Во-первых, там не любят длинный контент. А во-вторых, очень высокая конкуренция за пользователей. Чем более понятным и релевантным будет контент, например рецепт, тем выше поднимется ролик или статья.

Как применить в обучении?

Негативный пример Google показывает, как важно, чтобы получение контента и ответов было максимально упрощено.

Насколько хорошо устроены ваши программы? Если есть возможность, проведите тестирование среди опытных сотрудников и новичков.

Какие данные нужно снимать:

  • Насколько удобно пользоваться платформой для обучения: элементы управления, цветовые решения, размеры текста и подсказок и прочие параметры
  • Насколько понятно изложен контент: нет ли воды или вещей, которые изложены слишком запутанно
  • Насколько полезен контент: как он согласуется с прошлым опытом, применимы ли знания в работе, что рассмотрено недостаточно подробно

Время, затраченное на тестирование, не пройдёт даром — вы поймете, как улучшить опыт учащихся и сделать программу, которая точно будет полезна сотрудникам.

Источник Unsplash

Как исчезла легенда Vertu

В 1998 году Nokia запустила бренд премиальных телефонов Vertu. Первый аппарат показали публике в январе 2002 года и это был успех: премиальные материалы, изысканный дизайн, цена в 24 000 евро.

Компания стала развивать успех и выпускала новые коллекции телефонов. Сапфировое стекло и кнопки, позолота, кожа, ручная сборка и даже специально созданный звук нажатия кнопок — всё говорило, что это произведение искусства, а не просто телефон.

Что касается начинки, то чаще эти телефоны по функциям не уходили далеко от обычных Nokia. Разница была только в том, что Vertu предлагал подписку на услуги консьержа, который мог заказать билеты, номер в отеле и решить другие вопросы.

В 2010 году Nokia начала испытывать проблемы и в 2012 Vertu продали шведской компании EQT Partners. Новые владельцы оставили премиальную составляющую, но прокачали техническую сторону. Но в итоге в 2017 Vertu разорилась и мало кто это заметил.

Сейчас компания возродилась и предлагает новые смартфоны и аксессуары, но её слава давно погасла.

Источник

Почему так вышло

Долгое время компания делала упор на дизайн и эксклюзивность. Но не предлагала клиентам новых функций — у некоторых телефонов не было даже камер. Также в компании считали, что имя и качество сборки будут продавать аппараты ещё долгое время.

Тем временем iPhone и конкуренты предлагали новые возможности: прокаченные камеры, социальные сети, мобильный интернет и большие удобные экраны. И люди, которые могли позволить себе Vertu выбирали куда менее премиальные аппараты, но с куда большими возможностями.

Как применить в обучении?

История Vertu показала, что до некоторого времени можно опираться на успешные и проверенные решения. Однако хорошая форма не гарантирует качественного содержания. Это относится и к учебному контенту.

Какие проблемы могут быть у программ:

Неактуальное содержание
У знаний есть период полураспада — устаревание половины информации. В зависимости от дисциплины, период полураспада может составлять 7 лет или 2 года.

Устаревшая подача
Возможно, в своё время вы потратили много времени и средств на подготовку лонгрида по определённой теме. Но насколько этот формат актуален сегодня? Возможно, имеет смысл сделать на его основе ролик или подкаст. А может развить до небольшого микрокурса.

Однотипные форматы
До 2020 года офлайн-обучение (тренинги или лекции) могли закрыть образовательные задачи. Но в условиях, когда мобильное обучение стало нормой, появилась возможность расширить прежние программы за счёт кураторских подборок, игр или работы в онлайн-группах.

Источник Unsplash

Как Friendster стал асоциальной сетью

В 2002 году Джонатан Абрамс запустил сайт для знакомств Friendster, который быстро вырос в социальную сеть.

Там были все привычные возможности: сообщения и звонки, список друзей, группы для общения, фотоальбомы, игры.

Friendster быстро набрал популярность. У Абрамса брали многочисленные интервью и приглашали на телевидение. А Google хотел выкупить соцсеть за 30 миллионов долларов.

Однако скоро инвесторы обратили внимание, что основатель компании предпочитает развлечения и лучи славы, а заниматься развитием проекта не хочет. Началась чехарда управляющих.

Инвесторы решили продолжить поддержку проекта. Он пользовался популярностью в Юго-Восточной Азии и соцсеть начали развивать под местную аудиторию. Ещё исправили ошибки, добавили возможность вести блог, сделали сайт более быстрым.

В 2011 году Friendster перестал быть соцсетью, стал площадкой для онлайн-игр, а в 2015 окончательно закрылся.

С тех пор эту соцсеть вспоминают только в подборках про крупнейшие провалы.

Как выглядела соцсеть до обновлений

Почему так вышло

Friendster сгубила череда ошибок:

  • Новые функции добавляли, но не заботились о скорости работы. В итоге страница могла загружаться по 40 секунд, что чрезвычайно долго даже по меркам тех времен
  • Чтобы сайт работал быстрее, удаляли функции, которые нужны были для вовлечения, например уведомления
  • Жёсткая модерация, которая могла заблокировать страницу за довольно нейтральную шутку или высказывание

В итоге в социальной сети не работала главная составляющая — общение. Пользователи уходили на более свободные и быстрые площадки.

Какой вывод можно сделать

Общение — одна из важнейших социальных функций. При создании учебной программы, особенно длительной, необходима площадка для общения.

Это может быть чат в мессенджере или социальной сети, отдельная группа в приложении, где проходит обучение.

Как РЕСО-Гарантия превращает кандидатов в агенты в профессиональных страховых представителей
Обучение новичков не ограничивается только передачей профессиональных знаний.

У социального обучения есть важные преимущества:

Обучение на рабочем месте
Не нужно куда-то ехать, искать помещение или оборудование. Рабочее место становится учебной аудиторией. И не особо важно, учатся сотрудники очно или удалённо.

Высокая скорость обучения
Если нужно решить рабочую задачу, можно попросить помощи у коллег или понаблюдать за их действиями. Обучение начинается ровно в тот момент, когда оно потребовалось, а не когда в LMS назначили курс.

Непрерывное развитие
Сотрудники постоянно растут, когда у них есть возможность решать задачи разными способами. Коллеги могут подсказать лайфхак, можно собраться командой и придумать совершенно новый подход к задаче. Это всё создаёт новый опыт и оттачивает навыки.

Социальные взаимодействия значительно расширяют и обогащают опыт участников. На этом принципе построены когортное и перекрёстное обучение, за счёт этого живут учебные сообщества.

bannerTR