Как создать обучение, ориентированное на практику? Выделить проблему и построить курс вокруг неё. Но в таком подходе есть подводные камни, которых можно избежать с помощью принципов Мэррила.

Дэвид Мэррилл начал работать в сфере образования ещё в 1964 году. За последние 60 лет он накопил большой опыт в создании курсов, который сформулировал в многочисленных статьях.

В 2002 Дэвид показал «Первые принципы обучения Меррила». Их появление не было случайным: уже тогда Мэррилл обратил внимание, что авторы многочисленных электронных курсов не продумывают структуру обучения, чем значительно снижают его пользу.

Сегодня «Первые принципы» используют для создания онлайн-курсов наравне с ADDIE или Девятью событиями Ганье.

Дэвид Мэррилл

Суть принципов Мэррилла

Автор описывает подход на примере камешка в пруду. Камешек — это проблема, которую надо решить через обучение. А круги — дальнейшие действия, которые надо выполнить, чтобы решить проблему.

Мэррилл отмечает, что обучение по его принципам будет продвигаться прямо пропорционально эффективности усваивания материала. Другое важное свойство — обучение можно развернуть в любой системе доставки контента без дополнительных вложений.

Проектирование программ по принципам Мэррилла

Подход ориентирован на практику и опирается на знания учащихся. По словам самого создателя, его система в большей степени нацелена на создание среды обучения. А потому пять основных принципов скорее предписывают, чем указывают дизайнеру курса какие-то рамки, в которых нужно действовать.

Принцип 1. Демонстрация проблемы

Курс будет бесполезен, если не показать какую проблему решает обучение. Проблема должна быть реальной и влиять на работу сотрудника. Ведь именно насущная потребность в решении задачи подогревает и удерживает мотивацию учащегося.

Например, у группы сотрудников есть проблемы с работой в CRM — они не умеют пользоваться аналитикой. Курс «Как работать с CRM» не принесёт пользы, ведь сотрудники хоть и плохо, но умеют пользоваться системой. Учащимся нужно показать, какие отрицательные последствия несёт неумение использовать инструменты аналитики и как они могут улучшить работу, если овладеют ими.

Показать проблему можно через ролик, презентацию или лонгрид.

Фото Unsplash

Принцип 2. Активация знаний

У сотрудников уже есть бэкграунд для работы с CRM, как минимум они умеют заводить клиентов. Нужно обратиться к этому опыту и только потом давать новые знания, чтобы создать связку старого и нового знания.

Форматы подачи здесь могут быть любыми, например продуктивная неудача.

Продуктивная неудача: как обучать сотрудников с помощью ошибок
Учиться на чужих ошибках безопасно. Но учиться на собственных ошибках — куда эффективней. На этом принципе можно построить не один учебный курс.

Также можно опросить учащихся, что они уже знают о проблеме и возможных путях её решения.

Мэррилл рекомендует проводить избирательную адаптацию. Так, если в группе есть новички и опытные сотрудники, можно провести тестирование, которое выявит уровень их знаний и подготовки. После этого опытным сотрудникам можно предложить обновить знания или пропустить часть курса.

Принцип 3. Демонстрация решения

По Мэрриллу, нужно сокращать теорию до минимума. Учащимся нужно показать, как решать проблему и решение должно быть связано с их предыдущим опытом.

Причём максимальная эффективность достигается, когда демонстрация многоканальная и сотрудник может прочитать инструкцию, получить блок-схему для решения или посмотреть видео.

Также тренер может давать дополнительную литературу и стимулировать обсуждения в группе.

Когортное онлайн-обучение. Хорошо забытое старое
Что такое когортное обучение и почему оно будет эффективным? Мнение экспертов и опыт практиков.

Принцип 4. Постоянная практика

Дэвид отмечает: никто не ждёт, что музыкант сразу же даст концерт, когда выучит какое-то произведение. Но в учебной среде отношение к учащимся именно такое.

Мэррилл использует теорию строительных лесов: вначале стройки нужно возвести много вспомогательных конструкций. Но чем ближе финал строительства, тем меньше лесов нужно использовать.

Нужно постоянно практиковаться: пошагово выполнять операции, совершать ошибки, возвращаться назад и начинать всё заново.

Ограничений по форматам нет: работать можно одному и в группе, использовать разветвлённые сценарии обучения или проектный подход.

Фото Unsplash

Принцип строительных лесов применяется и в составлении задач: первое задание должно опираться на прошлые знания, второй урок опирается на первый и так далее.

На этом этапе важную роль играет обратная связь и помощь тренера. Причём объём такой помощи похож на пирамиду: самый большой объём на первом этапе прохождения курса. Но чем больше практики, тем меньше нужно работы тренера.

Принцип 5. Интеграция

Обучение закольцовывается. Учащемуся показали проблему и показали, как её решать. Можно запустить обсуждение, в ходе которого учащиеся поймут в какой именно области работы они будут применять новые знания. Или дать им отдельный проект, в котором они смогут проявить себя.

Если вернуться, к примеру с CRM, то сняв аналитику по некоторым клиентам, сотрудник может сделать вывод какие услуги-товары нужны меньше всего в определённом регионе или части города и выявить причину низкого спроса.

Другой вариант — наиболее успешные ученики могут подключиться к обучению остальных сотрудников.

Фото Unsplash

Сложности использования принципов обучения Мэррилла

Один из главных недостатков — большие сложности с обучением новичков, поскольку невозможно соблюсти принцип активации знаний. Но это не значит, что невозможно будет научить новых сотрудников, просто на это потребуется куда больше времени.

Второй недостаток — высокая ориентированность на практику требует подготовки тренажёров и демонстрационных стендов. Например, чтобы научить человека выполнять действия в 1С, можно сделать записать экран действующего сотрудника или сделать схему с множеством скриншотов. Но тренажёр требует не только компьютера с копией 1С, но и большого объёма данных, чтобы научить делать выгрузки, акты сверки и так далее.

Третий недостаток — модель содержит набор рекомендаций, а не решений. Нет чётких предписаний какие форматы использовать для каждого этапа, нет планирования целей — подразумеваются что L&D их уже выделил. А требование мультиканальности вынуждает готовить учебный контент в нескольких вариантах.


Первые принципа Мэррилла вобрали в себя большой опыт автора и лучше из разных педагогических и методологических подходов. И спустя 20 лет после опубликования остаются актуальными для курсов, ориентированных на практическое овладение навыками.

bannerTR