Социальное обучение на рабочем месте: преимущества и мифы

Социальная сеть — это не обязательно сайт или приложение в смартфоне. Самая ценная соцсеть — ваши сотрудники. И её можно эффективно использовать для обучения.

Социальное обучение — самый древний и популярный способ передать знания или опыт. В корпоративной среде через повторение обучают необходимым навыкам. Но особую важность социальное обучение приобретает во время адаптации, когда новичку нужно не только войти в процессы, но и погрузиться в корпоративную культуру. И пример окружения играет в этом случае большую роль.

Теория социального обучения

В основе теории социального обучения Альберта Бандуры лежат наблюдение и подражание. Теория была разработана в 1977 году, но её основы зародились ещё в 1961-м, во время экспериментов с куклой Бобо.

Детей разделили на три группы. Первой показывали ролики, на которых взрослый ведет себя агрессивно по отношению к большой пластиковой кукле Бобо. Второй группе показали видео, на которых взрослые спокойно обращаются Бобо. Третья группа детей была контрольной и ей ничего не показывали.

Когда дети получали доступ к кукле Бобо, они копировали поступки взрослых, которые видели в роликах. То есть агрессивное или нейтральное. 

Так на научно было доказан факт, давно известный на практике — люди копируют поведение друг друга или авторитетов. Но были и другие важные выводы. 

Что влияет на социальное обучение?

Какие факторы влияют на эффективность социального обучения:

Сходство

В эксперименте с куклой Бобо мальчики с большей вероятностью подражали поведению мужчин. Поэтому если учащийся найдёт мало схожего с наставником, эффективность может снизиться.

Идентификация

Модели, обладающие качествами, к которым стремится ученик, с большей вероятностью будут эффективными. Если идентификация сильна, то наблюдатели могут копировать несколько моделей сразу.

Статус

Люди склонны подражать тем, чей статус выше. Это могут быть менеджеры или эксперты. Высокий статус рассматривается как доказательство авторитетности и надёжности.

Опосредованное подкрепление

Вознаграждение увеличивает желание подражать. 

Опосредованное подкрепление дает учащимся информацию о результатах поведения, позволяя им оценить, принесет им пользу имитация этого поведения или нет. 

5 главных преимущества социального обучения сотрудников

Всё обучение происходит без отрыва от работы

Если вам нужна обучить сотрудника работать с какой-то программой, можно дать ему инструкцию или отправить на многочасовой тренинг. На это время он выпадет из рабочего процесса. Но если более опытный коллега придёт и пошагово покажет каждый этап, то получиться обучиться и выполнить рабочую задачу.

Конечно, с первого раза новичок вряд ли освоит всё и сразу. Но если у него будет инструкция (текстовая или видео), то он будет повторять действия с опорой на собственный новый опыт. А это куда эффективней, чем тренинг с презентацией на экране.

К тому же на тренинге могут показать, как работать с чем-то в идеальных условиях. А коллега покажет, как всё работает на самом деле.

Когортное онлайн-обучение. Хорошо забытое старое
Что такое когортное обучение и почему оно будет эффективным? Мнение экспертов и опыт практиков.

Быстро и точно в срок

Социальное обучение происходит «точно в срок», ведь если нужно решить рабочую задачу, быстрее всего бывает спросить у коллеги или посмотреть, как другие справляются с этой проблемой.

Человек получает знания ровно тогда, когда это необходимо. И, конечно, это не объемный пласт информации, как во время формализованного обучения, а небольшой кусочек, которого не хватило именно сейчас. Эти знания сотрудник может применить незамедлительно для решения задачи.

Обучение в моменте: знания, когда они нужны
Сделать сотрудников эффективней можно без глубокого и дорого обучения. Разбираемся, что для этого нужно и какие шаги нужно совершить.

Непрерывное развитие

Компании ищут инструменты, которые смогут обеспечить непрерывное обучение на протяжении всей карьеры сотрудника и социальное обучение — один из них.

Руководители хотят, чтобы люди взаимодействовали с учебными ресурсами ежедневно, в реальности такого достичь непросто, особенно, если сотрудники работают удаленно или у них нет рабочих компьютеров, как часто бывает в ритейле.

Социальное обучение — отличный инструмент для эффективного вовлечения в образовательный процесс. Люди проводят больше времени там, где им интересно, неформальная обстановка притягивает как магнит.

Фото Unsplash

Оздоравливает корпоративную культуру

Социальное обучение улучшает общую атмосферу и способствует взаимодействию на рабочем месте. Люди от природы стремятся чувствовать себя частью группы, и поддержка в коллективе здорово мотивирует.

Да, миссия, видение и ценности очень важны! Но здоровые отношения в коллективе способствуют тому, чтобы весь свой потенциал сотрудники направили именно в эту сторону — на достижение целей компании.

Одним из форматов обучения и оздоровления культуры могут стать корпоративные лектории или подкасты с сотрудниками.

Возвращение и подпитка креативности

Удалённая работа негативно сказывается на творческих способностях работников. Исследования показали, что в распределённых командах люди генерируют меньше идей. При этом качество механической и хорошо известной работы не снижается.

Но чтобы развиваться, компаниям нужны новые идеи, нужно искать новые подходы. В этом случае социальное обучение становится средой для общения. Причём обучать можно чему угодно: вязанию, оригами, проводить кулинарные мастер-классы. Главное, чтобы люди постоянно коммуницировали и общались.

Теория социального обучения: 3 распространенных мифа

Есть три распространенных мифа о социальном обучении.

Миф 1. Социальное обучение может быть только личным

Да, когда сотрудник работает вместе с наставником или за чашкой кофе разбирает задачу — это социальное обучение. Однако социальную составляющую можно передать и через электронные носители. Не нужно доводить контент до стерильности, а оставлять приемлемое количество личного от автора: манера подачи, шутки, изображение на экране.

Для работы можно использовать следующие типы контента:

Миф 2. Социальное обучение в онлайне должно включать соцсети или мессенджеры

Вовсе нет. Для социального есть площадки помимо Вконтакте или Telegram. Но в контексте корпоративного обучения «социальное» — это формат, а не конкретная площадка.

Да, для социального обучения можно использовать внешние социальные сети. Но только в том случае, если вы не боитесь утечек информации. В остальных случаях лучше использовать внутренние мессенджеры, корпоративные приложения.

Как BuroAkzent обучает руководителей нефтяной корпорации с помощью Talent Rocks

Миф 3. Социальное обучение только для молодежи

Сотрудники любого возраста могут обучаться чему-то друг у друга. Классический пример — наставничество, когда сотрудники с опытом и в возрасте передают опыт и знания новичкам или пишут инструкции.

Но есть и «обратное наставничество», при котором новый сотрудник обучает чему-то более опытных коллег.

Так что возраст — не помеха для социального обучения, а скорее возможность получить уникальные комбинации учебного опыта.

Как развить социальное обучение в компании?

Превратить стихийное социальное обучение в стройную систему помогут следующие шаги:

1. Создайте условия для командной работы

Первый шаг — поощрение командной работы по всем направлениям. Сотрудники не должны стесняться обращаться друг к другу за помощью — это должно стать естественным процессом. При работе над проектами акцентируйте внимание на том, что необходимо объединиться в команды, особенно, если речь идет о сотрудниках из разных отделов.

Достичь бизнес-целей помогут культура и общая столовая
Корпоративный антрополог может спроектировать учебную траекторию. Или спасти команду одним простым советом. Как устроена его работа?

2. Сделайте командную работу частью онлайн-курсов

Шаг второй — встраивайте элементы социального обучения в процесс онлайн-обучения сотрудников. Не оставляйте слушателей один на один с учебным контентом: дайте возможность обсудить его с другими участниками. Программы, которые не дают сотрудникам возможности для общения — неэффективные.

Как создать сообщество вокруг образовательной программы:

  • Поощряйте отправку сообщений во время обучения под руководством тренера
  • Разрешите оставлять комментарии к курсам микрообучения
  • Если вы используете элементы геймификации, позвольте сотрудникам персонализировать свои аватары и «соревноваться» друг с другом
  • Для длительных курсов, используйте инструмент «партнер по обучению», давайте групповые задания
Фото Unsplash

3. Знайте свои социальные инструменты

Шаг третий — используйте ваши социальные инструменты. Сотрудники обязательно будут общаться в соцсетях и мессенджерах, чтобы обсудить работу или коллег. Используйте этот ресурс для продвижения культуры обучения и обмена опытом в компании.

Выбирая платформу для обучения, отдавайте приоритет той, где есть возможность для общения между пользователями: чаты, личные сообщения и другие формы взаимодействия, которые помогут наладить управляемые коммуникации.

Люди будут говорить о работе везде, но вы можете создать и неформальное онлайн-пространство для спонтанного общения. Даже если люди обмениваются фотографиями котов или рецептами пельменей, такое взаимодействие полезно.

4. Управляйте эффективностью, используйте обратную связь

В обстановке, способствующей социальному обучению, общение протекает во всех направлениях. Информация циркулирует как воздух: менеджеры знают мнение линейных сотрудников, а те, в свою очередь, в курсе что думают руководители. Иногда эти процессы нужно активизировать с помощью инструментов последовательной обратной связи.

Для малых команд отлично подойдут еженедельные мозговые штурмы, во время которых сотрудники будут делиться идеями о том, что стоит улучшить или высказать мнение о процессе работы над проектом.


У социального обучения много форматов и подходов. И это огромный плюс подхода, ведь вы сможете создать максимально гибкую обучающую систему, в которой каждому участнику будет комфортно проходить обучение. А значит оно будет эффективным и максимально востребованным.