Эксперты и бизнес в унисон говорят, что удалёнка негативно влияет на сотрудников. Команды стали генерить меньше идей и потеряли внутренний огонь. Им не хватает пространства для неформального общения. Может ли корпоративное обучение стать таким пространством?
Работодатели против удалёнки
В 2020 году было много разговоров, что компании, особенно небольшие только выиграют от удалённой работы. Ведь можно сократить размеры офисов, покупать меньше «кофе и печенек», сократить прочие накладные расходы.
Тогда же знаменитый производитель компьютеров Dell пообещал, что 60% сотрудников не вернутся в офисы. Но спустя три года компания поменяла своё решение и начала принудительно возвращать сотрудников в опенспейсы.
Dell не единственная, кто решил вернуть сотрудников в офисы. Череда скандалов началась ещё в 2021, когда сотрудники Apple поставили ультиматум, заявив, что не хотят возвращаться в офис.
А дальше началась борьба между сотрудниками и работодателями. Кто-то старается действовать мягко и предлагает компенсацию за проезд или повышенную зарплату. Другие, например IBM, выбирают более радикальный метод и заявляют, что удалнщики не будут двигаться по карьерной лестнице.
Сотрудники, которых возвращают в офисы кнутом и пряником, стали более несчастными и начали саботировать работу, «тихо» увольняться или вообще покидать компанию.
Но чем же так не угодила удалёнка компаниям? Во-первых, считается, что удалёнщика сложно контролировать, его эффективность снижается. Отчасти это правда: исследование Стэнфорда показывает, что удалёнщики на 10% менее эффективны, чем сотрудники, которые приходят в офис.
Однако главная проблема не в этом. Удалёнка, может, и делает сотрудников более счастливыми и позволяет функционировать компаниям достаточно эффективно. Но она же тормозит развитие технологий и продуктов.
Потеря креативности
Удаленная работа сильно ударила по возможностям сотрудников создавать новые продукты. И тому есть несколько научных подтверждений.
В 2022 году в Nature вышло исследование, которое посвящёно креативности. Участников собирали в пары и оставляли общаться лично или в режиме зум-созвона.
Выводы следующие:
- Виртуальные пары генерируют меньше идей, в том числе креативных. Разница может достигать 30% в пользу очных пар.
- Виртуальные пары также хорошо, а иногда и лучше очных выбирают идеи, допускают меньше ошибок. Но исследователи отмечают, что данное различие незначительно.
Получается, что люди могут эффективно работать на удаленке. Но не создавать что-то новое.
Второе исследование провели другие ученые в 2023 году. Они проанализировали 20 миллиона научных статей и 4 миллиона патентных заявок за последние 50 лет.
Анализ массива данных показал:
- С ростом популярности удалённой работы (а это началось ещё до 2020), количество статей и патентов снижалось
- Учёные, которые дистанцировались от команды, переходили от анализа ситуации к проведению экспериментов. То есть исполнительской, а не креативной работе
- Расстояние между участниками команды напрямую влияет на появление прорывных идей
Сравнивать ученых и сотрудников офисов может быть некорректно, однако данные о негативной стороне удаленки оказываются схожими. Сотрудник вне офиса становится хорошим исполнителем, но не создаёт что-то новое.
Генеральный директор Roblox Corporation Дэвид Башуцки прямо сказал сотрудникам: либо вы возвращаетесь в офисы на три дня в неделю, либо увольняетесь. Во многом мотивацию Дэвида можно понять. По его словам очная встреча на 45 минут, подарила ему множество идей, чего не было за последние годы с видеосозвонами.
Трехчасовой групповой разговор при личной встрече гораздо менее утомителен, чем видеоконференция, а мозговые штурмы проходят более плавно и креативно. Хотя я уверен, что мы достигнем точки, когда виртуальные рабочие пространства будут такими же привлекательными и продуктивными, как и физические, но мы еще не достигли этого.
Если нельзя вернуть сотрудников в офисы прямо сейчас, значит, нужно создать возможности для случайных встреч и неформального взаимодействия в онлайн. И тут решение пришло откуда не ждали — от T&D департаментов. Программы обучения и развития становятся той самой средой, где сотрудники могут вне рабочей рутины обсуждать идеи и делиться опытом.
Стандартные LMS не решают задачу коммуникации
Однако не каждая учебная платформа для дистанционного обучения будет подходящей площадкой для неформальной коммуникации.
Если менять фокус программ обучения с развития навыков на создание общей среды для общения, могут понадобиться специфичные инструменты. Это предъявляет особые требования к площадке, на которой проходит обучение.
Например, что делать если в LMS просто нет функции обмена сообщениями между участниками, а чаты в вебинарных комнатах исчезают, как только завершился вебинар. Что делать? Заводить ещё один параллельный чат в мессенджере, где тот скоро утонет среди других чатов и каналов.
И для нетворкинга мессенджеры — не оптимальное решение. На аватарке в чате может быть мультяшный заяц, а за ним скрывается начальник отдела. А за именем «Виталий Могучий» — уважаемый эксперт по закупкам. Так что узнать, кто есть кто в чате бывает сложно.
Какие же функции должны быть у современной LMS или площадки программы обучения, чтобы она помогала взаимодействию?
Гибкость платформы и возможности вовлечения
Одна из проблем, с которой сталкиваются участники обучения — размытые коммуникации. Вебинар на одной площадке, чат обсуждения в Телеграме или другом мессенджере.
Одна из проблем с которой могут столкнуться кураторы: нужно использовать много сервисов под разные задачи. Вебинары — на одной платформа, учебные материалы на второй, расписание — в корпоративном календаре, а задания все отправляют по почте.
А также пользователям нужно отправлять оповещения о начале программы, изменениях, напоминать о сроках сдачи проверочных работ. Что использовать? Почту, чат в мессенджере или всё сразу?
Такая фрагментация никому не удобна и скорее раздражает, чем настраивает на обучение и общение.
Поддержка синхронных форматов обучения
Асинхронный формат разделяет людей, потому что они учатся, когда им удобно. Для одного это время после работы, для другого поездка в автобусе.
Поэтому площадке нужно поддерживать работу с синхронными форматами: тренинги, вебинары, онлайн-дискуссии и митапы, групповая работа и коуч-сессии.
В противном случае окажется, что сотрудников запустили в лабиринт, в котором они не встретятся.
Возможность участникам писать друг другу лично, возможность познакомиться
Обычно после вебинаров контакты остаются у организаторов. А если участник хочет что-то обсудить лично с тренером или другим учащимся? Для этого нужна база контактов, какой-то справочник, по которому можно найти человека и продолжить дискуссию, спросить совета.
Мобильный формат
Важная часть общения — его непрерывность. И если коммуникации возможны только с десктопа, то это сильно ограничивает возможности сотрудников. Если обучение может проходить через смартфон, то и общение должно быть там же.
Поддержка очных активностей
А это уже приятный бонус. Представьте, что у вас получилось собрать сотрудников из нескольких городов. Вы отправили им по почте адрес отеля или учебного центра, какие-то памятки, расписание в pdf.
Насколько удобно будет человеку искать все данные в почте? Вбивать адрес в навигатор, искать среди документов список необходимых вещей.
Хорошо, если платформа для обучения позволяет разместить эти данные внутри, чтобы участники точно знали, где и что находится.
Другой момент, что во время очной активности могут проходить какие-то опросы и голосования. Уводить людей ещё в одно приложение и сервис? Получается очень громоздкая конструкция. Если есть возможность собрать все функции для очной работы в одно приложение, стоит это сделать.
Форматов обучения, которые смогут объединить сотрудников тоже немало. Но их выбор во многом будет зависеть от того, какие инструменты получат для работы HR и L&D. От этих же инструментов зависит и как эти форматы обучения будут меняться, как будет выстроена коммуникация и в каком виде готовить учебные материалы.
Комментарии