Слово ECG проникло в аналитику, презентации и новости. Что такое ESG и почему это направление с нами надолго? Как T&D выстраивать работу в условиях постоянных изменений и почему донести ESG-ценности нужно уже сегодня?

Три пути трансформации

Термин ESG состоит из трёх частей:

  • Environment — забота об окружающей среде
  • Social — социальная ответственность
  • Governance — корпоративное управление

Иногда такой подход называют ещё «концепцией устойчивого развития» Появилась она в 2004 году с подачи генерального секретаря ООН Кофи Аннана.

Основные цели ECG выглядят так:

Работа по ECG заставляет компании пересматривать практически все рабочие процессы. Например, тренд на экологичность вынуждает предприятия переходить на «чистые» производства, вкладывать деньги в очистные сооружения и прочие зеленые технологии.

Несколько агентств присваивают компаниям ESG-рейтинг (по отчётам и другим данным), который влияет не только на биржевые котировки. Компания, которая недостаточно экологична или этична, не получит инвестиции или кредиты или с ней просто перестанут работать. Решение принимается как на основе рейтингов. Так, один из крупнейших инвестиционных фондов Vanguard ESG US Stock Fund не вкладывает средства в табачную индустрию, добычу угля и атомную энергетику.

При этом компания, которая развивает ECG-трансформацию получает преференции. Например, Сбер выдал кредит АФК «Система». Ставка по нему будет меняться в зависимости от соблюдения ESG-подхода.

Изменения, которые несёт такая политика огромны и касаются каждого сотрудника компании, которая пошла по ESG-пути.

Фото unsplash.com

Как ECG работает в России

Каждый год компании публикуют большие и подробные отчёты о своей работе и переменах. И очень много средств уходит на экологические цели.

Так, «Норникель» активно сотрудничает с заповедниками в районах присутствия, выпускает мальков редких рыб, строит очистные сооружения, проводит экологический марафон «ПонесЛось!». В Х5 («Пятёрочка», «Перекресток») стали закупать пакеты, которые на 35% состоят из переработанных материалов, изменили состав прочей упаковки, ищут технологии экономичного хранения продуктов, собирают батарейки и картон.

Банки тоже активно входят в экологические инициативы: «Лето Банк» предлагает купить и посадить дерево, Сбер снизили количество используемой бумаги на 30%, Альфа отказалась от части документации в пользу электронных средств. А Газпромбанк не выдаёт кредиты на проекты по производству или торговле веществами, которые разрушают озоновый слой.

Фото unsplash.com

Раздел Social в ESG направлена внутрь и вовне компаний. Например, Сбер и «Пятёрочка» уже несколько лет сотрудничают с фондом «ЛизаАлерт» и помогают заблудившимся людям. Много средств уходит на благоустройство городов, парков, помощи интернатам и приютам, развитию учебных программ. Банк «Центр-инвест» провёл программу повышения финансовой грамотности на языке жестов для людей с ослабленным слухом. А «Уралкалий» перечислил более 33 миллионов рублей различным больницам, поддерживает спортивные и образовательные организации.

В социальное и управленческое направление входят такие треки:

Источник


Практически все крупные российские компании построили ESG-стратегии на ближайшие десять лет и придерживаются их. Хотя это весьма непросто — появилась даже отдельная должность директора по внедрению программ устойчивого развития.

Как L&D работать в новых условиях

При ECG-трансформации корпоративный учебный центр попадает в турбулентный поток перемен.

Изменение контента учебных курсов

Главная из сложностей — огромный объём процессов, которые надо пересмотреть, отменить, переделать, внедрить. А потом нужно научить или переучить сотрудников. Так что перед L&D встаёт задача постоянного обновления учебных программ, поскольку ECG-цели постоянно уточняются.

Хороший пример приводит в своём ESG-отчёте «Уралкалий». Им удалось добиться снижения количества тяжёлых травм. Если в 2017 коэффициент был 0,044, то в 2020 уже 0,019. На протяжении нескольких лет каждый инцидент подробно разбирался и по итогам расследования уточнялись правила или менялись рабочие процессы.

Для L&D это означает при необходимости быстро внести изменения в учебный курс и точечно оповестить заинтересованных. Но у сотрудников производств не всегда есть доступ к компьютерам, а часто они им просто не положены по должности. Поэтому выходом становится мобильное обучение с набором проверочных заданий. И даже если сотрудники не могут проносить их на рабочие места, они смогут обучиться в любое свободное время.

Фото unsplash.com

Синхронизация обучения

У продуктового ритейлера торговые точки и склады разнесены по всей стране и когда московский офис только включает компьютеры, сотрудники в Хабаровске уже готовятся закончить рабочий день. Значит нужно сделать так, чтобы сотрудники прошли обучение асинхронно, чтобы никакая территория не выпадала из программы развития и трансформации. Например, «Магнит» обучил в 2020 году 21 000 сотрудников в разных регионах.

В этом случае L&D необходимо использовать максимальное количество инструментов: LMS для больших курсов, приложение, когда новые знания можно упаковать в микрообучение, обновлять мобильную базу знаний, при необходимости обновить печатные плакаты…

Приоритетный инструмент зависит от необходимой скорости внедрения нового курса. Но не стоит лишать сотрудников удобной площадки.

Карьерное развитие сотрудников

Социальная часть ESG подразумевает, что сотрудники находятся в комфортной рабочей среде, а их карьерный путь прозрачен. Для этого нужно составлять траекторию развития и готовить учебный контент. Но не все сотрудники имеют равный доступ к средствам обучения. Работники фронт-офиса, торговых точек, полевые сотрудники часто лишены возможности выделить время на обучение. Или же в точке обслуживания есть только один компьютер, но предназначенный только для рабочих задач.

В этом случае переход на связку «очное обучение+вебинары+мобильная платформа» становится оптимальным рабочим вариантом.

Фото unsplash.com

Внешнее обучение

Компании, внедрившие ESG, активно работают с местными сообществами. Это разные благотворительные и экологические акции, работа с местными культурными учреждениями, обучение сотрудников навыкам первой помощи и много других.

Но как запустить образовательный проект, например в ВУЗе? Можно собирать студентов в определенное время в учебном классе или арендованном зале, проводить очные занятия. Заметная часть сразу отсеется: нестыковки в расписании, подработка или полноценная работа, практика и так далее.

Тогда нужно создавать систему синхронного и асинхронного обучения: лекции идут в прямом эфире по графику, но подгружаются на площадку, чтобы их можно было посмотреть позже. Ну и дополнительные материалы, конечно.

Поскольку пустить посторонних в LMS нельзя, для таких проектов опять же хорошо подойдет готовая мобильная платформа, которую можно наполнять контентом и безопасно хранить внутри все нужные презентации, схемы и прочее. Ну а ещё готовое приложение можно потом наполнить другим контентом.

Фото unsplash.com

ESG — такая же часть новой реальности как гибридная работа. И L&D оказываются в ситуации постоянных изменений. Так что инструменты, которыми они сейчас пользуются, тоже должны быть максимально гибкими, а контент максимально разнообразным.