Какие учебные программы сейчас нужно проектировать L&D? Почему хороший лидер должен сомневаться и уметь самостоятельно составлять диаграммы? Когда нужно подумать за сотрудников, а когда дать им волю? Подробно рассказываем какие связки компетенций нужны лидеру сегодня.
Тренд на обучение Soft Skills сохраняется. Но исследование Аналитика Ancor от 2021 года показывает, что несмотря на важность «мягких» навыков, возрастает значение Digital Skills.
В условиях турбулентности к прежним обязательным компетенциям добавляться новые, более специфические.
Эксперты приводят различные списки компетенций, но среди этой россыпи можно выделить навыки, которые упоминаются чаще всего.
Борьба со стрессом
Критическое мышление
Цифровые навыки
Управление гибридной командой
Новое лидерство
Борьба со стрессом
Как показывает исследование «Сколково» «Под давлением: лидерство в новых реалиях» руководители столкнулись с огромным комплексом проблем.
Вал проблем вызывает у руководителя подавленное состояние, которое приносит вред ему самому, команде и компании в целом.
В стрессовой ситуации в первую очередь страдают когнитивные способности: человек может впасть в апатию и перестать думать, либо же мысли начинают зацикливаться. Есть и третий вариант, когда давление обстоятельств наоборот заставляет думать активней, но для этого нужно суметь собраться.
Если лидер «закрывается» или его мысли ходят по кругу это быстро становится заметным. Александр Вечерин из ВШЭ отмечает: если сотрудники видят, что руководитель с ними и продолжает работу, это действует успокаивающе на команду.
Исследователи из бизнес-школы университета Мейнута (Ирландия), 316 дней изучали поведение 179 менеджеров из 79 компаний. Под прицел попали их твиты и реакция читателей-сотрудников. Оказалось, что тревожность постов передается сотрудникам. И чем менее тревожен руководитель в обычной жизни, тем больше беспокойства вызывали его высказывания в социальной сети.
Состояние неопределенности проходит, но на его место приходит задача сохранить бизнес и людей, поэтому стрессовая ситуация затягивается. Срабатывает принцип «надеть маску на себя, а потом на ребёнка».
Критическое мышление
Это довольно обширный набор инструментов на стыке «мягких» и «твердых» навыков. И о его важности говорили ещё шесть лет назад на Международном экономическом форуме. О нём же подробно пишут тренеры компании Business Relations.
У критического мышления несколько определений, но все в итоге говорят об одном — это навык анализа информации, который позволяет работать с данными без искажений.
При оценке событий с помощью критического мышления опыт руководителя не всегда играет ведущую роль (а иногда вредит), а уровень эмоций стремится к нулю. Критическое мышление позволяет постоянно «снимать показания» и выстраивать объективную картину мира, что особенно важно во времена перемен.
Проще всего описать эту компетенцию через примеры вопросов, которые может задать себе руководитель и возможные варианты ответов.
Вопрос | Варианты ответа |
---|---|
Почему наша гипотеза провалилась? | Мы недостаточно серьёзно отнеслись к аналитике. Я поставил руководителем не того сотрудника. Мы не довели часть процессов до завершения. |
Почему мы не должны запускать проект сейчас? | У меня пока нет ответа на этот вопрос. Мне с командой нужно изучить ситуацию и тогда мы сможем скорректировать сроки. |
Почему сотрудник Х регулярно задерживает срок сдачи пятничных отчётов? | Надо вместе с ним изучить его процессы в течение недели и найти слабое место. Возможно? у него сложности с выгрузкой данных. Нужно запретить назначать ему встречи на пятницу. |
Мы сделали всё так, как нам сказали сверху, но не добились результата. | Надо проверить все наши действия и подготовить аналитический отчёт. Сам процесс хороший, но я должен внести в него правки и защитить их перед начальством. |
Сотрудники замолкают, когда я вхожу в кабинет. | Возможно, у меня слишком директивный стиль руководства и стоит больше времени проводить с ними. Или снять свой портрет в их кабинете. |
Критическое мышление помогает найти ошибки и пути их исправления, даёт качественную обратную связь и аналитику. Ещё оно показывает пробелы в собственных навыках и компетенциях сотрудников, что позволяет построить качественную траекторию обучения.
Цифровые навыки
Пандемийный 2020 заставил руководителей прикоснуться к технологиям: научиться запускать Zoom и создавать встречи, использовать Telegram для групповых чатов, работать в Miro. К тому же многие переместились на удалёнку и принести распечатку на согласование больше не получалось.
Проректор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало отметил, что события 2020 привлекли внимание к цифровым компетенциям и устранили иллюзию, что можно обойтись без них.
Сегодня можно назвать актуальными следующие Digital skills:
- Информационная безопасность. В мае 2022 количество запросов на обучение по теме ИБ выросло на 30%, по сравнению с 2021.
К слову, недавнее исследование Nord Pass показало, что огромное количество руководителей использует пароли вроде «123456», «password» или собственное имя. А это ставит под угрозу безопасность всей компании. - Работа с BI-инструментами (средства визуализации данных). Это позволит быстрей оценивать ситуацию и отслеживать работу сотрудников.
- Управление проектами с помощью таск-трекеров (система постановки задач). Особенно актуальным этот навык становится в распределённых командах. Так руководитель сможет лучше наладить процессы и отслеживать загрузку сотрудников.
- Удалённое общение и коллективная работа (мессенджеры, программы для конференций, доски визуализаций).
Это необходимый минимум, для повседневной работы, но, в каждой компании или отделе набор инструментов может отличаться.
У цифровых навыков есть и другой разрез. Руководители могут выступать внутренними заказчиками для IT-подразделения. В этом случае менеджеры должны знать про доступные технологии и ограничения. Так, сеть гипермаркетов «Лента» анализирует список покупок и создаёт индивидуальные подборки продуктов. Банки уже давно используют Big Data при выдаче кредитов, а в Google большие данные позволяют узнать настроение сотрудников и предсказать потенциальное увольнение.
Конечно, сами руководители вряд ли будут писать на Python, но смогут сформулировать условия, по которым нужно провести анализ.
Управление гибридной командой
Ещё одна компетенция, которая выстрелила в 2020. Многим руководителям пришлось постигать её самостоятельно и набивать шишки.
Эта компетенция намного сложней, чем кажется и включает сразу несколько составляющих:
- Умение ставить задачи. Сотрудник в офисе может подойти и уточнить что-то в моменте. Но при общении в мессенджере вопрос 10 минут может растянуться на час. Чём чётче будет поставлена задача и обозначен желаемый результат, тем меньше времени уйдёт на её выполнение.
- Считывание эмоционального состояния сотрудников. Как он вёл себя на созвоне, как пишет в чатах (если пишет вообще), сколько ошибок совершил. Часто руководители не замечают таких «звоночков», пока на стол им не ложится заявление об уходе. По данным компании Humu, если сотрудник не видит своей значимости или признания талантов, то вероятность увольнения возрастает почти в семь раз.
- Корректное и доверительное отношение к сотрудникам. Давать свободу принмать решния и не застревать в микроменеджменте, учитывать разницу часовых поясов, находить время общения тет-а-тет не только на рабочие темы. Именно такие советы дают основатель Abbyy Давид Ян и другие специалисты.
- Умение вдохновлять. Хоть удалёнка и гибридная работа стали нормой, проблема общения с коллегами остаётся, особенно в турбулентное время. Умение «зажечь» или успокоить команду зависит не только от личной харизмы, но и от правильного выбора слов, открытости, навыков рассказчика.
- Использование цифровых инструментов. Руководитель и сотрудники должны «играть на одном поле», чтобы избежать разрывов в коммуникациях и процессах.
Новое лидерство
Долгое время считалось, что агрессивная борьба на рынке — единственный способ выжить на рынке. Так зародился образ холодного, расчетливого менеджера, готового идти по головам и жертвовать сотрудниками. А популярность тренингов по «агрессивным переговорам» была немногим выше, чем у «эффективных».
Такой стиль руководства хорош работ на коротких дистанциях, но в долгосрочной перспективе они оставляют после себя выжженные кабинеты и выгоревших сотрудников.
Если посмотреть на популярные причины увольнения, то наиболее популярными после зарплаты (треть опрошенных) окажутся: выгорание, желание сохранять work-life balance, конфликты с руководством и коллегами. Но часто у этих причин один корень — руководитель, который не умеет распределять задачи, делегировать их или создать рабочую атмосферу. В США агрессивное поведение руководителей приносит ежегодно 24 миллиарда долларов убытков.
Актуальной становится старая картинка:
По словам Дмитрия Адушева, регионального директора «Почты России», новое лидерство — вовлекающее. Руководитель не только ставит задачи и контролирует их исполнение, но и становится коучем для сотрудников.
В новых условиях лидер становится модератором, который выслушивает предложения и на их основе принимает решения, разрешает споры в команде. Он же не только ведёт, но и оберегает, разрешает конфликты, уничтожает почву для их возникновения.
Впрочем, агрессия не всегда вредит. Если руководитель сильный и уверенный в себе визионер, который чётко видит путь, он может быть жёстким при достижении цели, но при этом проявлять эмпатию, советоваться с сотрудниками и помогать им. Но не отступать от своего плана.
Список навыков далеко не полный. И все из них можно развить, натренировать и сделать естественной частью себя. Обучение никогда не заканчивается, но всегда приносит пользу.
Комментарии