Сделали исследование актуальных задач и проблем корпоративного обучения. Что общего между стартапом и компанией, где работает более 5000 человек? Как проваливаются внутренние коммуникации и почему нужно срочно спасать онбординг. С цифрами и подробностями рассказываем обо всём.

Коротко об исследовании

С начала года команда Talent Rocks была партнёром или спикером на десятках мероприятий. Среди них CDO/CDTO Summit&Award, «Битва за IT», Digital Learning, HR EXPO и другие. На каждом форуме или конференции мы проводили опрос участников, чтобы выяснить потребности HR и L&D.

Для чистоты исследования мы взяли более 400 анкет, собранных в марте-апреле 2022 года. В опросе принимали участие HR, L&D и тренеры из самых разных компаний.

Два главных вопроса, которые мы задавали:

  • Какие форматы обучения сотрудников используются в вашей компании?
  • Какие задачи в сфере управления талантами в вашей организации актуальны для вас сейчас?

При ответе можно выбрать несколько вариантов ответа.

Все данные мы обезличили, убрали должности и названия организаций. Оставили только информацию о размере компаний по количеству сотрудников:

  • до 100
  • до 500
  • от 500 до 2000
  • от 2000 5000
  • более 5000

Популярные форматы корпоративного обучения

Выделить наиболее популярный способ обучения в российских компаниях сложно, все они занимают приблизительно равную долю. Но очные форматы и вебинары до сих пор используются наиболее активно.

Это данные в целом по рынку, но, если разделить ответы по размеру компаний, различия между категориями будут куда значительней.

Микроообучение — привычный формат обучения, а вебинары теряют популярность

Микрообучение занимает в среднем от 10 до 15% от всех учебных программ. Но чаще всего его используют в компаниях, где работает более 5000 человек. В больших организациях много типовых должностей и сотрудников, которые их занимают, нужно быстро обучить. А микрообучение и мобильный формат оптимально подходят для такой задачи.

С ростом размера компании растёт и популярность E-learning (с 17 до 22%), но при количестве сотрудников более 5000 показатель уже 12%.

А вот востребованность вебинаров падает вместе с ростом количества сотрудников (с 26 до 21%). Объяснить это можно тем, что небольшие компании чаще обращаются к сторонним подрядчикам, которые продают готовые программы, но с ростом организации появляются собственные L&D и T&D, которые проводят тренинги. Плюс свою долю забирает микрообучение.

Смешанное обучение — самый востребованный способ учить сотрудников

Единственный формат, который показывает стабильную востребованность на уровне 20% — смешанное обучение.  Хотя в компаниях «От 2000 до 5000 сотрудников» есть провисание до 17%, но на общую картину оно не влияет.

Популярность формата понятна. Blended learning гибко сочетает офлайн и онлайн активности, синхронное и асинхронное обучение. Смешанный формат позволяет обучить большое количество сотрудников с минимальными затратами. Например, работники могут изучить теоретическую часть через LMS или мобильную платформу, потом пройти «живой» тренинг, а затем закрепить знания через онлайн-тестирование. Как итог, компания экономит средства на оплате тренера, а сотрудники учатся в удобное им время.

Talent Rocks для корпоративного обучения в смешанном формате
Единая цифровая площадка для программ обучения, объединяющих разные форматы: онлайн и офлайн, синхрон и асинхрон

Задачи и проблемы HR и L&D

Разбор задач даёт куда больше информации и создаёт более объёмное представление о корпоративном обучении и его проблемах.

Начнём с общих данных.

Разбивка по категориям компаний:

И рассмотрим каждый пункт отдельно.

Вовлеченность — главная забота L&D, независимо от размера компании

Как видно из графика, самая популярная проблема — низкая вовлеченность в обучение. Об этом заявила треть опрошенных. При это чем больше компания, тем острей стоит проблема вовлечения сотрудников в обучение. В компаниях, где трудится более 5000 человек о сложностях вовлечения заявило 46% опрошенных, для них это одна из приоритетных задач.

Причин, по которым сотрудники не ходят на курсы множество: плотный рабочий график, нерелевантные программы, неудобная LMS, сложность с подключением к системе, отсутствие культуры обучения.

Подробней о том, как диагностировать проблемы и какие есть решения мы рассказывали в одной из недавних статей.

Почему ваше обучение не эффективно? И что с этим делать
Почему сотрудники бросают курсы или теряют вовлечённость? Рассказываем, где искать корни проблемы и как исправить ситуацию за 4 шага

Автоматизация онбординга — задача для тех, кто подходит к рубежу в 500 сотрудников

Компании в стадии активного развития ищут инструменты для упрощения онбординга и его максимальной автоматизации.

Что логично: в небольших компаниях онбординг можно провести «вручную» или с помощью наставника, а в больших процесс давно отработан. Так что автоматизация онбординга — это проблема растущих компаний, которым нужно быстро вводить в работу новичков.

Небольшие компании ищут инструменты для удалённого обучения

Организации, где меньше 100 работников самой актуальной задачей называют внедрение удалённого обучения (19%). Эти же компании чаще интересуются внедрением мобильного обучения — 16% против примерно 13% в остальных категориях.

Такое сочетание цифр объяснимо. Во многих компаниях давно есть иногородние сотрудники. Не только программисты или дизайнеры, но и большое количество торговых представителей, менеджеров по продажам. Они в постоянных разъездах и часто у них нет возможности проводить целый день за экраном ноутбука. Остаётся только смартфон, с помощью которого можно пройти тренинг по новым продуктам или воспользоваться речевым тренажёром.

Чек-лист: пять пунктов для перехода к гибридной работе
Как эффективно перевести команду на гибридный формат работы и обучения? Даём ответы в нашем чек-листе.

У небольших компаний есть запрос на консолидацию опыта и развития внутреннего обучения

Первые две категории компаний (до 100 и до 500) чаще других выражали намерение создать собственный учебный центр или даже университет (около 13% респондентов в каждой категории).

С ростом размера организации спрос падает. Но при этом в самых крупных компаниях о желании открыть учебный центр вновь заявили более 12% опрошенных. Это может связано не столько с необходимостью создать, сколько переформатировать или максимально оцифровать учебный центр или корпунивер.

Зачем создавать корпоративный университет
Компания остановила рост? Обучение стало неэффективным? Нужно проводить массовый рескиллинг? Пора открывать корпоративный университет!

Внедрение LMS: или слишком рано или уже поздно

В компаниях до 500 сотрудников о внедрении LMS пока даже не задумываются — только 3,2% опрошенных считают эту задачу важной. Для компаний большего размера вопрос более актуальный (около 10%), но все же не в топе приоритетов.  Вероятно, потому что большинство уже прошли этап поиска и внедрения LMS и закрыли для себя эту тему.  

Внутренние коммуникации — сложности поиска канала

Платформа для внутренних коммуникаций — задача для компаний до 2000 сотрудников. Так ответило порядка 13% респондентов.

Почему такой большой спрос на инструменты для оповещения сотрудников? Ведь способов донести новости множество. Отчасти проблема связана как раз с большим количеством инструментов, доступ к которым есть не у всех сотрудников.

Сотрудники могут не иметь аккаунта в социальных сетях, чтобы читать новости. У портала нет мобильной версии или он работает только из внутренней сети. Почта и сообщения в мессенджере теряются среди остальных посланий.

Так и формируется спрос на площадку, которая могла бы стать единой точкой входа для всех сотрудников, в любое время и в любом месте.


Наше небольшое исследование показало, что корпоративное обучение на всех уровнях плотно связано с технологическими возможностями. И если вы HR или L&D, попробуйте нашу платформу Talent Rocks. Мы быстро развернём демо, а вы сможете 30 дней изучать все возможности нашего решения.

bannerTR