Какие требования бизнес-заказчики предъявляют к программам обучения сегодня? Как трансформируется микроообучение? И кто главный конкурент корпоративной LMS?
Четвертый сезон подкаста открываем с Варварой Егоровой, педагогическим дизайнером, кандидатом педагогических наук, преподавателем ВШЭ и автором канала «Методология, котики и рок-н-ролл».
Бизнес хочет курсы как у инфобизнесменов
Корпоративные клиенты просят отойти от привычных слайдовых курсов. Есть большой спрос на оригинальные и креативные подходы с использованием сторителлинга. Есть запросы на создание комиксов и даже небольших художественных фильмов, в которых будет ненавязчивая обучающая составляющая.
Во многом причина этих изменений связана с популярностью инфокурсов и онлайн-школ, в которых учебный контент подаётся интересней, чем в корпоративной LMS.
Главная тема года, по которой просят сделать курс корпоративные заказчики — работа с искусственным интеллектом. При этом не всегда есть понимание, чему именно нужно научить сотрудников.
Другая тенденция связана с тем, что компании заказывают обучение для себя, чтобы потом продавать его другим компаниям из отрасли.
Ролики в стиле TikTok или Reels — актуальный формат микрообучения
Заказчики предпочитают универсальные решения, которые будут работать и на смартфонах, и на десктопах.
Есть большой спрос на микрообучение. Человек постоянно со смартфоном и если у него есть 10 минут, он может узнать что-то полезное. И при необходимости вернуться к пройденному.
При этом чаще всего для микрообучения стали использовать не лонгриды, а видео. У людей появилась привычка к роликам в формате TikTok или Reels, и трёхминутные ролики вписываются в микрообучение.
Такие видео можно разместить на закрытом от посторонних сайте и создать собственное подобие LMS — так поступают небольшие компании.
Три ошибки в проектировании курсов и мотивационный борщ
Многие дизайнеры совершают ошибки и часто они одинаковы у разных специалистов.
Первая и самая популярная ошибка: проектировать курс от контента, который есть в наличии.
Вторая ошибка: не изучать целевую аудиторию, для которой будет проектироваться программа.
Третья ошибка: не ставить и не описывать конкретных целей, к которым должно привести обучение.
Если говорить языком инфбизнесменов, есть точка Б. Но нет точки А. Есть много контента, но какие потребности он будет закрывать? Какие есть мотивы к обучению? И у каких сотрудников?
Есть и другая проблема, которая вытекает из первых трёх: обучение становится похоже на мотивационный тренинг. Учащимся не дают чётких алгоритмов. Это похоже на кулинарную передачу одной известной актрисы: она показывает, как готовить борщ, но не даёт чётких инструкций, которые можно получить на профильном мастер-классе.
Искусственный интеллект помогает, но не выполняет всю работу
На данный момент ИИ подходит, чтобы создать некую верхнеуровневую структуру, но не заложить смыслы. Закладывать смыслы — задача человека, а не робота. Ещё робот может подобрать контент.
В плане контента ИИ тоже справляется не очень хорошо. Его можно попросить написать сценарий или текст для суфлёра, но результат будет очень общий. Его надо жёстко редактировать. Но для рутины ИИ подходит хорошо.
К тому же ИИ не может найти оригинальный подход, не может удовлетворить требование заказчика «Сделайте программу не как у всех».
Делегирование и распределение задач — рецепт от выгорания
В год у Вари выходит около 30 программ для корпоративных заказчиков, онлайн-школ и небольших клиентов. Разработка каждой программы требует погружения и налаживания коммуникаций, упаковки и последующей защиты.
На фрилансе я выгорела за один год, ведь в этом случае ты копирайтер, редактор, продажник и так далее.
В итоге Варя пришла к созданию команды, в которой распределены обязанности. Это позволяет не только избежать выгорания, но и выпускать больше одного проекта в месяц.
На рынке есть место для разработчиков
Если вы хотите зарабатывать на создании программ, первым делом создайте портфолио, в котором будут указаны образование, работы регалии и прочее.
После этого нужно выбрать свою целевую аудиторию. Рынок открыт: начинающие предприниматели в сфере обучения, компании, которые за счёт учебных продуктов закрывают бизнес-задачи. Ещё есть продюсеры, которые запускают проекты, онлайн-школы, методические центры.
После этого нужно определить какие есть потребности у каждой аудитории и как вы можете их закрыть. Это нужно указать в медиаките, который вы будете рассылать. И подготовить для них разные офферы.
Важно учитывать, что у корпоратов и небольших клиентов разные требования и бюджеты, но вот подходы не меняются. У корпоративных клиентов курсы чаще делают, потому что их надо делать, на это есть разнарядка сверху.
В то время как небольшие компании действительно стремятся закрыть через обучение конкретные проблемы, например научить тайм-менеджменту руководителя. Или повысить вовлеченность сотрудников в процессы. Именно небольшие компании боле склонны к экспериментам и поиску новых подходов к обучению сотрудников.
Тренды в обучении, на которые стоит обратить внимание
Тренд 1: микрообучение. Я замечаю, что оно очень активно шагает разным программам и на него есть спрос.
Тренд 2: учебные сообщества. Они могут походить на клуб по подписке, где регулярно появляются лонгриды, записи вебинаров, гайды и так далее.
Тренд 3: метавсленные. Яркий пример — Roblox. Но пока это скорее имиджевые эксперименты. Но уже есть пример Яндекс Маркета.
Но все идет к тому, что часть образовательных продуктов уйдут в метавселенные.
Комментарии