Обучение может проходить без учебников, педагогов и даже самих занятий. И такое обучение будет эффективным. Но при каких условиях?

Встретились с Натальей Смелковой, Директором московского кампуса и региональным директором  Школы 21. Главной темой разговора стало peer-to-peer обучение: как давать знания без преподавателей и организовать образовательную среду.

Как устроено обучение в Школе 21

Роман: В Школе 21 вы используете формат peer-to-peer. Как он устроен и как работает в ваших программах? И вообще есть ли какое-то классическое понимание, представление, как формат должен выглядеть.

Наталья: Понятно, почему сейчас такое внимание, интерес к peer-to-peer и что только peer-to-peer не называют. Peer-to-peer — это взаимное обучение. Методология существует давно и   о ней периодически забывают, а потом достают из закромов.

Что кроется за этим? Прежде чем рассказывать про методологию, я скажу два слова про сам проект, иначе будет непонятно, как у нас работает формат.

Школа 21 — это школа цифровых технологий Сбера, мы учим программированию взрослых. Поступить нам может любой человек, если ему есть 18 лет.
Фото из вк- группы Школы 21

Что про нас нужно знать сразу на старте, чем мы сильно отличаемся от многих образовательных проектов? У нас вообще нет преподавателей, совсем нет уроков, и мы не даем теорию. Мы создаем особую обстановку, правильно выверенную череду практических проектов, а теорию ученик чаще всего находит сам. И получает в удобном именно для него виде. Мы все с вами разные, кому-то удобно лонгрид прочитать, кому-то видео-лекцию посмотреть и так далее. Тем более в IT, где теория меняется буквально ежесекундно.

 Я уже сказала, что много у нас нет. Но зато есть великолепная плодотворная среда. Физические пространства, кампусы, работают 24 на 7, буквально 365 дней в году, даже в Новый год. Открытое пространство с сотней компьютеров, передвижными досками, маркерами, спортивным уголком, местом для обсуждений, коворкингами, кухней, залом, где стоят музыкальные инструменты, роболаборатории и так далее. То есть такое наполненное, насыщенное пространство.

Есть цифровая платформа, в которой собраны не только проекты, в которых учатся учащиеся, но и, например, прямая кнопка на GitLab, что важно для IT-шников. Там же расписание активностей, календарь проверок и многое другое. Конечно, есть образовательный контент, который создан экспертами. Это выверенные методические, практические проекты. И они один за другим ведут участников к образовательным результатам.

И, конечно, это развитое комьюнити, которое постоянно обогащается, потому что мы запускаем по 2–3 волны обучения в год, и сообщество максимально разнообразное.

 Кампус работает 24 на 7, это как раз отражение нашего принципа доступности и открытости.

Принципы проявляются еще и в том, что у нас нет требований к образовательному или профессиональному бэкграунду. Участники разного возраста и профессий, разных взглядов на жизнь, уровня знаний о программировании. Всё это идет только на пользу обучению.

Фото из вк- группы Школы 21

Когда я говорю про среду, это еще и миллион событий, которые объединяют и развивают комьюнити. Они могут быть проведены организаторами или самими участниками обучения. Это могут быть выступления работодателей, а могут быть уроки йоги или настольного тенниса.

Все элементы действительно работают на эффективность peer-to-peer, потому что суть методологии в том, чтобы обогащать знания участников обучения друг об друга.

Нет педагогической иерархии, никто не выйдет к ним донести сакральное знание, но при этом разношерстное сообщество, непременно даст ответ, если ты не нашел его самостоятельно. Потому что наверняка внутри каждого проекта, внутри каждой задачи, которую мы даем, есть кто-нибудь, кто уже с этой проблемой справился, он согласен и готов поделиться с тобой опытом.

Бассейн, старт peer-to-peer, проверка знаний и театр

Наталья: Давайте представим, будто бы вы сейчас пришли на первый день отборочного бассейна. Чтобы попасть на обучение, нужно пройти 26-дневный интенсив. Он называется у нас «бассейн» и это отличная метафора. Ведь здорово потом сказать, когда ты его дошел до конца, что я переплыл бассейн, у нас есть даже специальный стикер про это.

Это достаточно жестокое упражнение: 26 дней нон-стопом, без выходных и праздников. И вот представьте, первый день бассейна, открываются двери кампуса, вы и еще (если это московский кампус) человек примерно 500-600, приходят и садятся в классы за компьютеры, открывают платформу и видят текст о первом проекте.

Важно, что примерно плюс-минус 50% тех, кто к нам приходит на отборочный бассейн, вообще никогда не программировали.

В задании написано про командные строки, команды, которые туда вводить, а вы не знаете, что такое командная строка и вообще впервые терминал открываете. Это нормально, абсолютно. Но, конечно, у вас начинаются вопросы. У вас в доступе есть интернет, вы можете пользоваться чем угодно.

Фото из вк- группы Школы 21

В первый день суета, но более-менее тихо, потому что все ещё не познакомились, еще не поняли, что же это за волшебный peer-to-peer и пытаются решать задачи самостоятельно.

Бассейн устроен таким образом, что сначала четыре дня вы делаете индивидуальные проекты, потом на пятый день экзамен и после групповые.

По индивидуальным проектам есть дедлайны. Вы пришли в понедельник, первый день в бассейне, а завтра вечером у вас дедлайн, когда проект уже должен быть запушен на GitLab  и финиширован. Дедлайны достаточно жесткие, и в какой-то момент вы очень быстро начинаете понимать, что не успеете. И не всё можете выполнить самостоятельно, особенно если никогда не программировали.

Мы ставим учащихся в такую ситуацию специально, продумано, чтобы вы шли за помощью к другим. Тут и включается тот самый peer-to-peer. Вы обращаетесь за помощью, обращаются за помощью к вам, и даже если вам кажется, что вы  не в состоянии никому помочь, потому что никогда не программировали, я, как человек с двумя гуманитарными образованиями, могу сказать, что это не так.

Я проходила отборочный бассейн. Не сразу, но со второго-третьего дня я начала помогать другим участникам обучения, понимая какие-то отдельные задачи, куски задач лучше, чем кто-то рядом со мной, и я вносила свой вклад.

Это, конечно, еще больше мотивирует, добавляет драйва в обучении, и, в общем, тот самый peer-to-peer случается. Для того, чтобы успевать в дедлайны, вы действительно вынуждены со всеми коммуницировать и узнавать, что поняли они из задач, что могут вам принести.

Фото из вк- группы Школы 21

Буквально со второго-третьего дня кампус оживает, везде гвалт, ездят из кластера в кластер доски на колесиках, все друг другу объясняют материал, который поняли или не смогли.

Начинается тот самый peer-to-peer и переопыление знаниями. Есть еще одна сторона peer-to-peer — проверки. У нас нет преподавателей, и ответственность за проверку знаний мы отдаём самим пирам, то есть участникам обучения.

Чтобы сдать проект нужно пройти три проверки. Трижды показать проект другим участникам, они его трижды проверят, зададут вопросы. И у каждого будет чек-лист, по которому эта проверка должна проходить. А с определенного дня подключаются автотесты с помощью специальных роботов.

Вот так устроено peer-to-peer-обучение в Школе 21. И на бассейне, и во время основного обучения. Только проекты другого масштаба и на них даётся больше времени.

Вы точно так же ходите и спрашиваете у других пиров в онлайне или офлайне, ищите помощи и сдаете проекты.

Роман: Это очень похоже на срежиссированные театральные действия.

Наталья: Очень интересное сравнение, потому что обычно бассейн сравнивают с игрой, ведь есть правила и мастера игры — комьюнити-менеджеры, которые руководят процессом. Мне кажется, верное сравнение с театром, с таким хорошо отрежиссированным спектаклем.

Фото из вк- группы Школы 21

Теория изучается на практике

Роман: Вы говорите, что приходят люди разного уровня, у кого-то навыки в программировании есть, у кого-то нет, и они начинают помогать друг другу. Не получается ли, что людей натаскивают на решение задач и не дают какую-то фундаментальную базу?

Наталья: Смысл в освоении умений на базе знаний, в получении определенного навыка. И он может по-разному осваиваться. Как ты решишь задачу / проект, не поняв принципы? Вся разница не столько в практике/теории, сколько в источнике получения этих знаний. В нашем случае источник знаний — не педагог. А другие участники обучения, или самостоятельно добытые материалы.

Можно и развернуть вопрос. Важная история — контент. В школе и бассейне мы даём задачи по языку С, а он фундаментален для программирования. Те, кто понимает и освоил язык C, понимают и основы математики, необходимой для программирования, и основы алгоритмики. То есть без этого просто невозможно освоить сам язык.

А уже после того, как они освоили язык C, они идут учиться на другие специальности: мобильная разработка, Python, Java, DevOps. У нас достаточно много вариантов, и палитра языков постоянно пополняется.

Фото из вк- группы Школы 21

Четыре равных составляющих peer-to-peer

Роман: хотелось бы побольше узнать о наборе инструментов и специалистов которые нужны для организации peer-to-peer обучения.

Наталья: Что такое peer-to-peer, что за этим кроется? Это эффективная, продуманная, осознанная коммуникация, с целью получить или проверить знания.

И вот чтобы эта коммуникация работала, как нам нужно, необходима среда, о которой я уже говорила. Эту среду необходимо создавать и она не может хаотично развиваться сама по себе. Нужно построить комьюнити и его развивать. Поэтому для того, чтобы peer-to-peer работал, у нас достаточно большая ставка идет на специалистов и персонал, который занимается развитием сообщества, на комьюнити-менеджеров.

Но это только верхушка айсберга. Далее идет огромная продуктовая команда, методологи, которые собирают контент, эксперты, готовящие практические кейсы, чтобы можно было двигаться в образовательном треке от проекта к проекту.

Есть и осмысление механик с точки зрения геймификации, чтобы вовлечь в образовательный процесс и поддерживать мотивацию участников.

Методология — это упаковка нашего продукта, а внутри цветок с 4 лепестками: работа с комьюнити, контентом, платформой, пространством. Все четыре лепестка одинаково важны.

У нас есть классные эксперты, не теоретики, а люди из индустрии, которые придумывают проекты, за ними контент.

Есть те самые комьюнити-менеджеры, чья задача развивать сообщество. Без них peer-to-peer не сложится, для него просто не будет эффективной коммуникации.

Фото из вк- группы Школы 21

Но нам также важно создать пространство и классы. Насытить их приглашающими вещами. Например, спортивным инвентарем вроде теннисного стола. Он приглашает поиграть, но нужен партнер… А значит, надо пойти с кем-то познакомиться или кого-то позвать. И это тоже часть peer-to-peer.

Роман: У вас получается интересная ситуация. Обычно комьюнити оставляют на второй, третий, четвертый, пятый шаг, потому что главное — это контент. А у вас на вершине пирамиды именно комьюнити, и все остальные активности уже идут под их эгидой.

Наталья: Когда я говорила, что наверху комьюнити-менеджер, это был взгляд пира. Когда пир сталкивается с нашим продуктом, он прежде всего взаимодействует с комьюнити-менеджером, еще до того как открыл платформу. Ученик почти сразу знакомится с комьюнити-менеджером. С точки зрения пира это самый важный человек и первая точка касания.

Но для нас, организаторов, все одинаково важны и равны.

Роман: То есть при организации peer-to-peer важно выстроить не пирамиду, а колесо, в котором каждый элемент постоянно друг с другом взаимодействует.

Наталья: Да, совершенно верно. Это взаимозависимые равные и важные элементы, без которых ничего не состоится. Мы любим аналогию с цветком, но колесо тоже хорошо.

Роман: Колесо катится и не может быть квадратным.

Наталья: Да, Роман, только поправлю вас. Я бы хотела, чтобы оно ехало, а не катилось. Потому что когда мы говорим, «катится», мы словно отдаем ответственность за процесс кому-то. А мы как раз-таки им управляем. И это тоже очень важный момент. Поэтому пусть оно все-таки едет, а не катится.

Фото из вк- группы Школы 21

Портрет участника программы Школы 21

Роман: Наталья, а можете какой-то описать усредненный портрет учащегося вашей школы? Может быть, их будет 2, 3, 4.

Наталья: Есть определенные характеристики, но они не столь значительны, чтобы назвать их набор портретом. И для peer-to-peer это играет положительную роль. Дело в том, что методология тем эффективнее, чем разнороднее наша аудитория. То есть участники совершенно разные, и это работает на задачу переопыления.

Даже когда мы организуем корпоративное обучение, обычно не просим у заказчика  проводить начальные замеры уровня знаний и уж точно не распределять участников обучения по нему. Потому что суть peer-to-peer в том, чтобы сталкивались совершенно разные уровни: подходы к получению знаний, навыки в программировании, знания по математике.

Именно эта «разность» и дает эффект для peer-to-peer методологии.

К нам приходят курьеры,  стюардессы, пилоты, врачи и даже программисты. последние приходят к нам осваивать новые для себя технологические стеки.

Примерно треть из всех учащихся работают фулл-тайм в офисе, ещё треть — студенты различных специальностей.

Фото из вк- группы Школы 21

Есть ли ограничения у peer-to-peer?

Роман: Вы очень ярко и эмоционально описали, как много преимуществ у peer-to-peer формата, как это работает, как люди реагируют. Давайте немного про ложку дегтя. Какие есть ограничения у подхода?

Наталья: Я бы выделила два ограничения: количественное и качественное.

Если говорить про качественные ограничения, то это мотивация, потому что мы не можем насильно «нанести пользу» своим обучением. Это актуально для любого обучения, не только про peer-to-peer. Но в нашем случае немотивированный пир навредит себе, и не даст методологии заработать в полную силу. Такой участник не будет ходить и обмениваться знаниями, проверять других, то есть навредит другим пирам.

Организаторы процесса не могут пробежать часть пути за участника.

Peer-to-peer подход будет работать там, где участник может ответить на вопрос, зачем он вообще пришел учиться. И берет  на себя ответственность за результаты. Да, мы работаем над вовлеченностью, есть механизмы геймификации. Но они не будут работать, если человек изначально без мотивации.

Количественное ограничение вполне преодолимо. Конечно, 3-4 человек будет недостаточно для peer-to-peer, потому что не сложится сообщество и коммуникации в нём. Поэтому для совсем небольших групп peer-to-peer в полном объеме не работает, хотя некоторые его элементы можно использовать, что многие и делают.

Фото из вк- группы Школы 21

Роман: А есть верхняя планка, после которой peer-to-peer тоже теряет свою эффективность?

Наталья: Мы эту планку никогда не пробивали. И у меня есть такое предположение, что этой планки нет, потому что она не связана с методологией.

Скорее, начинают играть роль организационные ограничения: количество коммьюнити-менеджеров, комфортность пространства, уровень шума в нём и так далее. Но точно вопрос не в методологии.

Комьюнити начинает складываться и модерировать само себя. Когда оно разрастается, то органически распадается на микрогруппы. И они дальше продолжают учить по peer-to-peer. Поэтому верхней планки нет. Как я уже упоминала, в Москву на бассейн может прийти 500 человек, это сейчас по планкам, на которую мы ориентируемся. Но и 700 человек приходило на бассейн, и всё прошло хорошо.

Возможен ли peer-to-peer в онлайне?

Роман: Много раз уже упомянули пространство, что это одна из важнейших частей peer-to-peer обучения. Это классический вариант. У нас есть подкаст с корпоративным антропологом, который тоже говорил о создании пространства для коммуникаций. Получается, что онлайн для peer-to-peer обучения не совсем пригоден?

Наталья: Не могу согласиться. Объясню, почему. В оффлайне peer-to-peer обучение проходит органично, не нужно прикладывать супердействия, чтобы оно состоялось. Нужно создать среду и мониторить процессы, а дальше peer-to-peer складывается как будто из воздуха.

Но peer-to-peer в онлайне может существовать. Не нужно думать, что достаточно просто всех вывести в онлайн и они там сами разберутся. Нет, так это не работает.

У нас в свое время стояла задача запуска онлайн продукта. И мы понимали, что важно не перенести методологию peer-to-peer в онлайн, а воссоздать её. Я как раз запускала этот проект в Школе, он прошёл успешно.

Фото из вк- группы Школы 21

Peer-to-peer в онлайне — совсем другой продукт. Абсолютно. Нужно продумать общее пространство, которое способствует коммуникации. Это могут быть онлайн-доски, видеокомнаты. Мы создавали, например, специальное пространство, похожее на пустое помещение, только в цифровом формате. В календарях участников обучения были указаны определенные моменты, когда они могут собираться в этих открытых комнатах.

Не обязательно там даже говорить о проектах , над которыми сейчас работают. Просто поболтать, поговорить о вещах, не относящихся напрямую к обучению.

В онлайне намного больше нагрузки и ответственности ложится на комьюнити-менеджеров. Им нужно вовлекаться и хорошо понимать мотивационный профиль каждого участника, подталкивать к виртуальным пространствам общения, к коммуникациям, к обучению. Это очень скрупулезный процесс. Но он работает.

Peer-to-peer в онлайне возможен. Но он совершенно другой.

Будущее peer-to-peer обучения

Роман: Наталья, какие тренды в развитии peer-to-peer обучения вы видите и вообще есть ли этот тренд?

Наталья: Тренд точно есть. Более того, мы проводили внутреннее исследование, чтобы выходить в отрасль корпоративного обученияи достаточно много экспертных интервью с представителями компаний, которые отвечают за обучение . От многих звучало: «А мы тоже у себя делаем peer-to-peer». Но методология, которую они называют peer-to-peer — чаще всего менторинг, а это выстраивание некой иерархии. Peer-to-peer совсем не про неё.

Но все же чем больше методология peer-to-peer входит в профессиональную отрасль, тем больше она осмысляется, осознается, а её элементы становятся частью обучения внутри корпораций. Это уже заметный тренд.

Фото из вк- группы Школы 21

Затрону тему мотивации и ограничений. Когда-то мы жили в иллюзии, что бОльшая доступность знаний будет вызывать к ним бОльший интерес, все побегут учиться. Кажется, мы избавились от этого заблуждения. И поняли, что интерес пользователя исчерпаем, есть только некоторая доля людей, готовых постоянно учиться. Мы стали немного глубже понимать распределение ответственности ролей в процессе обучения.

Также наблюдаю отказ бежать часть пути за пользователя. Не везде, конечно, всё равно где-то такая практика осталась, ведь она позволяет показать заказчику отличные результаты. Вижу тренд на то, чтобы ответственность за обучение отдавать учащемуся, и это очень радует.

Значит ли это, что будет больше именно peer-to-peer в методологии? Не знаю. Посмотрим. Есть свои сложности в управлении, необычного в реализации, поэтому не могу гарантировать, что мы увидим массовый peer-to-peer.

Но звучать он будет громче, слышать мы будем о peer-to-peer больше, Так что, через какое-то время увидим, к чему это приведет.