Каким должен быть эффективный учебный контент для потребления на смартфонах? Даём 10 рекомендаций по содержанию и оформлению.

При внедрении мобильного обучения обязательно встанет вопрос: а может взять ли старый проверенный контент и адаптировать его под размеры экрана смартфона? 

Можно выделить несколько уровней адаптации контента:

  1. Просто перенести контент из LMS или других источников на мобильную платформу
  2. Продублировать контент, но сделать его читабельным с помощью адаптивного дизайна 
  3. Адаптировать текстовый контент для мобильных устройств, но сохранить графику
  4. Адаптировать и текстовый, и графический контент 
  5. Конвертировать текстовый контент в подкасты и видео
  6. Полностью переработать контент для мобильных устройств: сократить, актуализировать, перетасовать блоки
  7. Создать дополнительный контент для мобильных устройств в дополнение к существующему контенту в LMS

Пункты 4-7 описывают наиболее сложный, но при этом самый правильный подход, поскольку потребление контента с экрана смартфона и с монитора ноутбука отличается. Например, нужны будут другие шрифты, а видео и аудио-контент нужно обязательно сопровождать текстовой расшифровкой. 

Совет 1: Не делайте обучение для галочки

Мобильное обучение плохо работает, если у него нет конкретной цели. Вы можете перенести архив презентаций в PDF на мобильную платформу. Но если их неудобно читать со смартфона, то эффект от такого обучения будет скорее отрицательным. 

Если ваша цель научить сотрудников навыку или ввести в историю компании, контент необходимо адаптировать под мобильные устройства, а не слепо переносить контент из LMS или папок на сервере.

Совет 2: Дополняйте, а не заменяйте

Есть программы, которые невозможно перенести в электронный вид. Это касается промышленных предприятий, ритейла и других областей, где у людей нет доступа к компьютерам. 

Означает ли это, что им не нужно мобильное обучение? В их случае мобильное обучение — единственный выход развивать навыки и повышать свой уровень. Но, возможно, им нужны не столько полноценные курсы, сколько поддерживающие и закрепляющие: чек-листы, проверочные задания, введения в новые политики и так далее. Это можно сделать и через электронные рассылки, но лучше адаптировать их под небольшие курсы, которые всегда будут под рукой.

Исследование: что болит у фронт-офиса
Разбираем отчёт о потребностях и приоритетах линейных сотрудников. На что обратить внимание, чтобы снизить их текучку и выгорание? Учить, слушать и внедрять новые инструменты.

Совет 3: Разделяйте контент на небольшие части

При переносе контента из настольной LMS придётся изменить не только его внешний вид, но подачу. Когда человек учится за рабочим компьютером, он больше сосредоточен на процессе, поэтому «проглотить» 50 слайдов проще.  

Мобильное обучение чаще используется в свободное время, например в обед или в автобусе до работы. В этой ситуации концентрация внимания ниже, а значит большой курс изучить залпом невозможно. На помощь приходит микрообучение. 

У вас может быть модуль на 10 или 15 минут. Изучите его и возможно вы сможете разделить его на части по 2-5 минут, которые легко изучить и запомнить. А чтобы контент лучше усваивался не забывайте использовать списки и укладывайте одну мысль в абзац. 

Инструкция: с чего начать внедрение микрообучения
Подборка вопросов и рекомендаций при запуске в компании микролёрнинга. Что делать с контентом, как ставить задачи и что проверять перед запуском.

Совет 4: Используйте книжную ориентацию для контента

Почти 100% мониторов сейчас с горизонтальной ориентацией. И учебный контент для LMS разрабатывается именно под такое положение экрана. 

Но люди держат смартфон горизонтально только когда играют или смотрят видео, да и то не всегда. 

Пользователи используют смартфоны в вертикальном положении почти всё время. И учебный контент они будут поглощать точно также. Поэтому, если вы будете создавать мобильное обучение с нуля или адаптировать текущее, учитывайте эту важное различие. 

Также не забывайте, что для смартфонов нужно делать больше, чтобы облегчить чтение. 

Один и тот же текст может читаться намного лучше, если увеличить размер шрифта
Инструкция: создаём электронные учебники для персонала
Разбираемся почему вам пора отказаться от PDF и научиться создавать корпоративные электронные книги в EPUB.

Совет 5: Выжимайте текст до смысла

Вы можете использовать в мобильном обучении лонгриды, в которые войдут материалы из нескольких курсов. Но хорошей эта компиляция будет, если вы избавитесь от воды: длинных вступлений, многословных пояснений, которые можно заменить картинкой или схемой.

После написания текста протестируйте как он будет отображаться на смартфоне. Возможно, текст придётся ещё раз отредактировать, если он вышел слишком большим. 

Совет 6: Переработайте графику

Можно спокойно перенести в мобильный формат графические элементы, которые не несут смысла: разделители, стрелки-указатели, фото со стоков, которые нужны просто для красоты. 

Но если в десктопном обучении вы используете изображение, схему или график с подписями, то на смартфоне и в книжной ориентации, картинка станет нечитабельной. 

Что делать: упрощать графики и диаграммы, разбивать их на элементы и крупно показывать, активно использовать кодирование цветом. 

В примере слева много визуального мусора: сетка, ненужная ось координат. Если отказаться от этих элементов, читабельность вырастет, а смысл не потеряется

Совет 7: Упростите анимацию

С одной стороны, анимация привлекает и удерживает внимание. Но в мобильном формате скорее вызывает раздражение. Сведите к минимуму элементы, которые вращаются, мерцают или совершают другие нефункциональные действия. Если анимированные элементы нужны для тестирования, пусть остаются там, но не отвлекают от содержимого курса. 

Совет 8: Переработайте интерфейс и навигацию

В десктопной LMS у пользователя есть отличный и точный инструмент — курсор мыши. При обучении со смартфона учащимся доступны только пальцы, а значит нужно переделывать навигацию: увеличивать элементы управления, использовать свайпы для перемещения вперед и назад. Сами элементы управления должны быть максимально лаконичными и не отвлекать от содержимого программы.

На схеме выше: движения пальцев по экрану смартфона. Из неё следует, что основные элементы управления курсом нужно размещать внизу экрана. Но кнопку возвращения в содержание обычно размещает в левом верхнем углу, поскольку в эту «красную зону» палец не попадает, а значит пользователь не вернется в меню случайно во время изучения курса. 

В самом меню старайтесь размещать крупные иконки, под палец, а названия курсов делать максимально понятными и короткими

Совет 9: Учитывайте контекст для видео и аудио

Если вы используете подкасты или видеоролики, подумайте о ситуации, в которых их будут слушать и смотреть. Возможно, учащемуся придётся искать наушники или искать достаточно тихое место, где он никому не помешает. 

Если контент со звуком может заменить текст, используйте текст. Но видео или подкаст можно оставить, если у пользователя есть время и возможность его посмотреть-послушать. 

И, конечно, не нужно делать обучающие ролики по 20 минут. Разбивайте их на короткие логически законченные части.

Совет 10: прислушайтесь к мнению пользователей

Тестирование — необходимая часть любого курса. Соберите небольшую фокус-группу и соберите обратную связь о контенте, тестах и о том, насколько удобно пользоваться программой на смартфоне. 

Создать идеальный продукт с первого раза почти невозможно. Но исправить большую часть ошибок перед запуском курса более чем возможно. 

При сборе обратной связи отдельно уделите внимание графике и тексту — насколько их удобно воспринимать и насколько они понятны. 


Есть один и ещё один совет. Если у вы выбрали платформу для мобильного обучения, она автоматически решит большую часть проблем с интерфейсом, размером текста и другими нюансами. Вам останется только внести контент и протестировать итоговую сборку.