Бизнес ставит задачу создать обучающий курс. Срок — вчера. Решение может быть нетривиальным — перенять опыт у инфобизнесменов и не пытаться получить «Оскар» за анимацию.

Разбираем статью Building a recipe for success Барри Надлера, старшего дизайнера учебных программ в компании FIS и консультанта в сфере эффективности обучения с 20-летним стажем.

Как проектировать учебную программу?

Рецепт быстрого приготовления курсов Барри придумал после одного случая. Руководитель попросил разработать программу обучения отдела продаж новой продуктовой линейке. И выделил на задачу три месяца.

Барри понял, что создать электронный курс по всем стандартам за этот срок не выйдет. Он не знал продукт, которому должен был обучать, не был знаком с командами разработки и процессами внутри них, а времени было катастрофически мало.

В итоге разработчик решил опираться на два принципа: дать максимум контента и создать его максимально быстро.

Создание экосистемы обучения

Важной идеей при разработке программы стала диаграмма экосистемы обучения Джей Ди Диллона из LearnGeek. Барри отмечает, что сам дошёл до такого подхода, но выступление Диллона добавило уверенности в правильности направления.

Ключевой момент при разработке курса по этой схеме — идти нужно строго снизу вверх. Это позволит закрыть пробелы в знаниях и создать систему доступа к необходимому контенту.

На нижнем уровне «Приятно знать» — нечто общеизвестное, связанное с общими компетенциями и навыками, но не относящееся к данному курсу. Например, пособия, инструкции, контрольные чек-листы. Такая информация должна быть всегда доступна для сотрудников в собственной Wiki, тематическом канале или сервере.

На уровне «Нужно знать» располагаются компетенции и навыки, которые необходимы для работы по конкретному направлению.

Барри старался не останавливаться на уровне «Приятно знать» и отдал приоритет сбору информации и документов, связанных с заданной учебной программой.

Надлер отмечает, что в компаниях много готового учебного контента, который нужно отфильтровать, освежить и сделать базовой частью новых курсов.

Простой способ создать учебный курс

Источником вдохновения для Надлера стала конференция инфобизнесменов. Он назвал их подход «самой уникальной и необычной специей в рецепте».

Барри обратил внимание, что среди продавцов инфопродуктов скорей всего не было дизайнеров обучающих продуктов. Контент экспертов был простым в оформлении, но всё равно выполнял свои задачи — обучал и передавал навыки. Техническое совершенство подачи уступало место знанию, но сам обучающий курс от этого не страдал.

Курсы экспертов сильно отличались от корпоративных — их никто не полировал до бесконечности и потому они могли выходить быстро и сохранять актуальность.

Снимаем обучающее видео: с чего начать и что учесть
Собрали советы экспертов как снять полезное и эффективное обучающее видео. Ни слова о камерах и свете. Только контент.

Надлер обратил внимание на Дэна Генри, одного из разработчиков и продавцов учебных курсов. Технология Генри состоит из следующих этапов.

  1. Сделать набросок сценария и обучающего контента.
  2. Отправить будущим учащимся письмо с опросом, о какой конкретно вещи они бы хотели узнать на занятии.
  3. Включить ответы на вопросы участников в свой контент.
  4. Провести часовую сессию и получить обратную связь: всё ли было понятно, не возникло ли путаницы все ли ответы были исчерпывающими.
  5. Внести правки и повторить сессии ещё три раза.
  6. После четырёх тестовых сессий сделать запись и выложить её для финального обсуждения.

Получается продукт версии 1.0, который можно ещё раз улучшить после обратной связи большего количества слушателей и довести до состояния 2.0. Но основные изменения будут касаться контента и в очень малой степени способа его подачи.

Источник Unsplash

Также Барри приводит пример Пэн Чжуна, который создал целую «фабрику контента» под разные площадки.

Пэн за три дня записывает контент. Затем подключается команда редакторов и SMM-специалистов. Их задачи:

  • Сделать длинные ролики для YouTube
  • Подготовить короткие видео для социальных сетей
  • Создать на основе видео подкасты
  • Расшифровать записи и превратить их статьи
  • Запустить рекламные кампании

Раз в три месяца Пэн повторяет процесс.

Примеры обоих инфобизнесменов показывают, что перфекционизм и попытка вместить в учебную программу сразу всё действует губительно. А готовую программу можно конвертировать в форматы, которые будут удобны учащимся. Но содержание при этом остаётся прежним. Главное, чтобы сотрудники могли получить доступ к программе легко и просто.

Как РЕСО-Гарантия превращает кандидатов в агенты в профессиональных страховых представителей
Обучение новичков не ограничивается только передачей профессиональных знаний. Компании важно показать будущим коллегам, что их рады видеть в своих рядах.

Как ускорить разработку учебного курса

Вдохновившись опытом инфобизнесменов и разобравшись с библиотекой контента, Барри приступил к созданию учебного курса. Он отказался от многостраничных презентаций в Power Point и записал по видеосвязи интервью с нужными специалистами и менеджерами.

Затем в ход пошёл бесплатный, но функциональный видеоредактор DaVinci Resolve — нужно было удалить лишние обсуждения и уходы в сторону.

При этом разработчик отмечает, что продукт оказался «не таким технически отшлифованным, как его ожидали», но за время пандемии и многочисленных zoom-конференций такой формат стал привычным.

Источник Unsplash

Далее Надлер загрузил готовую программу в LMS и провёл презентацию. Несмотря на неидеальное качество продукта, пользователи его оценили:

  • У видео были временные метки в ключевых моментах. То есть учащийся всегда знал, где начинается важный для него фрагмент видео.
  • В каждом видео были даны 2-3 ссылки на дополнительные материалы и сопутствующие курсы.

И главное, что разработка курса заняла не более 90 дней.

После запуска программы Барри начал собирать обратную связь. На первом этапе был простой опрос вида «Что вам понравилось и что было полезным». Но позже, уже на других программах, обратная связь усложнилась, потому что возник вопрос: «Как обучение влияет на бизнес-показатели?»

В опроснике появились такие пункты:

  • Как вы оцениваете в процентах увеличение вашей личной эффективности?
  • Пожалуйста, укажите, что вы будете делать по-другому на своей должности (дайте три ответа).
  • Улучшения каких бизнес-показателей вы ожидаете?

Есть и четвёртый вопрос, который Барри задаёт вне основного опросника: «Оцените финансовую выгоду от изменений на ближайший год.» Затем он уточняет на чём основан и насколько в нём уверен респондент.

Также к опросам надо привлекать и менеджмент, который владеет отчётными данными, поскольку сами сотрудники не всегда могут корректно оценить свой успех.

Анализ качества обучения персонала: как интерпретировать метрики
Метрики обучения покажут, насколько успешно ваши сотрудники прошли обучение и насколько хороша оказалась работа T&D. Но данные могут ввести в заблуждение, если не учитывать контекст и бизнес-цели.

Заключение. Проблема, с которой сталкиваются L&D

Барри, будучи L&D, обращает внимание, что он и его коллеги находятся в постоянном информационном прессинге: конференции, вебинары, ролики на YouTube, книги. Но на конференции невозможно посетить все площадки, а часовой вебинар может принести всего пару новых идей. При этом постоянно хочется найти «новейший инструмент» или «инновацию», которая решит все задачи.

Только вот гонка за новыми решениями часто бывает проигранной ещё на старте, потому что какие-то идеи или подходы успеют устареть прежде, чем вы о них узнаете. Или же не смогут решить сразу все проблемы.

Эффективный подход для L&D может лежать не только в области технологий, но и в другом взгляде на проблему.

bannerTR