Спросили методологов и тренеров о самых популярных ошибках, которые случаются при подготовке и проведении программ. Теперь знаем, как делать не надо.

Перед вами стоит задача — дать сотрудникам новые знания и навыки. Есть много способов, которые себя хорошо показали. Но всегда можно пойти своим путём сквозь грабли и подводные камни.

Вредный Совет 1. Бизнес сказал «надо», T&D ответил «есть!»

Задача обучения — следовать указаниям бизнес-заказчика. И делать это надо буквально. Если сверху пришло распоряжение обучить логистов езде на верблюдах, нужно только уточнить — одногорбых или двугорбых.

Зачем проводить исследования среди сотрудников и анализ рынка, MVP и тестирования. Бизнес лучше знает, чему надо обучать. Кастдев? Это долго. Нужно только пригласить погонщика верблюдов и дрессировщика, чтобы они выступили экспертами. А методисты пусть займутся чем-то другим.

Вредный совет 2. Содержание — всё. Форма — ничто!

Люди тысячи лет учились без книг. И ничего плохого не произошло. У Ньютона не было интерактивных презентаций, но это не помешало ему стать великим учёным.

У вас есть иллюстрации, которые вы бережно храните со школы? Настало время их использовать. Косо отсканированные листы не нужно перепечатывать — это отнимает драгоценное время. Для презентаций лучше использовать фигуры и стрелки одного синего оттенка, потому что контрастные яркие красные и зеленые элементы выглядят несерьёзно.

И золотое правило: чем меньше надписи на графиках, тем внимательней их изучают.

История из практики

Анжела Скрипова, методолог, автор канала «Методолог перфекционист»

Проходила курс в одной онлайн-школе. В качестве дополнительных материалов предлагались ссылки на документы очень плохого качества. Абсолютно не отредактированные, с разным шрифтом и ошибками. Как-то сразу пропало желание там учиться.

Вредный совет 3. Сделайте обучение секретным

Знания бесценны и, если человек не приложит усилий, чтобы их добыть, никогда не осознает их значимости. К тому же обучение похоже на искусство, а там ценятся редкие и уникальные вещи.

Поэтому при запуске курса нужно говорить о нём как можно меньше.

Можно прозрачно намекнуть коллегам во время обеда, что есть вот такой курс по продажам или работе с аналитикой. Потом загадочно кивнуть и оставить коллег в размышлениях. Если им действительно нужно обучение, они обязательно зайдут в СДО, будут его искать и запишутся. Ну или принесут кофе в обмен на подробности.

Вредный совет 4. Не используйте мобильное обучение

Вы потратили на курс время, силы, эмоции. Ваш контент и эксперты уникальны. От вашего обучения зависит будущий взрывной рост компании.

А теперь представьте, что человек проходит курс, сидя в трамвае или поезде. Конкуренты могут выследить вашего коллегу, и с помощью бинокля и камеры записать изображение его экрана смартфона. Опасная утечка!

Так что только LMS в комнате без окон, куда можно получить доступ только по отпечатку пальца. Но в идеале выбить бюджет и сделать учебный зал как в фильме «Миссия Невыполнима».

bannerTR

Вредный совет 5. Не работайте с группами

Лучшее обучение — индивидуальное, когда сотрудник погружается в мир презентаций, многочасовых вебинаров и руководств, размером с кирпич.

Но если так сложились обстоятельства, что групповой работы не избежать, максимально дистанцируйтесь от неё.

Вашим учащимся больше 18 лет. Они прошли собеседование, а значит могут общаться.

Не нужно знакомить участников программы друг с другом, не надо строить треков и мотивировать. И, разумеется, не надо бороться с токсичными участниками. Ваша задача — обучать, а обо всём остальном пусть договорятся сами.

В процессе обучения не нужно часто общаться с участниками. Им что-то не нравится или не хватает материалов? При возможности игнорируйте, но обещайте учесть всё и потом исправить.

Собирайте обратную связь, но реагируйте на неё как можно дольше, в идеале — до конца программы.

Вредный совет 6. Не отмечайте достижения — сотрудники должны чувствовать их сами!

Вы провели долгую и сложную программу. Вы привлекли десятки экспертов, написали километры статей и смогли дать сотрудникам необходимые знания и навыки. Вы молодец!

После окончания программы скажите всем «Спасибо» и разошлите по почте сертификаты. Вручать лично не обязательно — это отнимает время.

Если в начале программы участник ничего не понимал в создании графиков, а теперь его работы хотят выставлять музеи, то это только ваша победа, а не его. Это вы сделали всё, чтобы его научить.

А если вы работали группами, то ещё проще — не бывает ничего индивидуального. Только коллективное! Хвалить группы и отмечать их прогресс тоже необязательно.

История из практики

Галина Корчагина, методолог, автор канала «Следующий шаг»

Расскажу свой не самый удачный опыт подведения итогов.

Слышали о «Законе малинового варенья»? Растекается широко — пропитывает неглубоко.

Работала с педагогами по распаковке экспертности, и по итогу прохождения курса люди представили презентации. Я задумала недальновидное: собрала все презентации в общий альбом. Получилось яркое, пëстрое. Но стëрлись границы собственной экспертности участников.

После этого люди уже неохотно участвовали во всех других активностях, потому что не было отмечено их уникального вклада в проект.

Совет 7. Новые курсы пишут лишь те, у кого старые плохие

Многие вещи невозможно улучить: колесо, молоток, табуретка и курсы, которые составили вы или прошлые поколения T&D. Программами пользовались сотни сотрудников последние десять лет, и никто не жаловался. Возможно, потому что сотрудников не опрашивали, да и не нужно этого делать.

И пускай в ваших программах описаны факты и теории, которые опровергли. Даже если там написано, что земля плоская и по краям ходят люди с пёсьими головами, главное научить, а факты — вторичны. И вообще мы скоро запустим искусственный интеллект, который курсы проверит и поправит.

И ещё не нужно проверять структуру курсов. Они работают и это главное. Нет иллюстраций? У всех давно в кармане смартфон с интернатом, так что картинки могут сами найти. Учат, что нужно сначала надеть галстук, а потом рубашку? Ну это мелочь, на которую можно закрыть глаза.

История из практики

Лана Воль, методолог, наставник экспертов, автор канала «Методология для экспертов»

Я проводила аудит программы по общей психологии в одном онлайн-институте и готовила курс ко 2-му запуску.

Во время работы я обнаружила 40+ видеоуроков по 1,5-2 часа каждый. Мало того, что уроки были выстроены без какой-то логики, к ним не было никаких сопроводительных или дополнительных материалов.

Отсутствие логики ещё можно было понять — во время первого запуска уроки порой записывались день в день и выкладывались на платформу.

Но почему не было презентаций спикеров, визуализаций или конспектов лекций?

Другая боль — тесты. Они были очень простые и разработаны с нарушением принципов оценки знаний. Тесты не могли корректно оценить знания учащихся.

Но самое страшное было то, что курс длился 2,5 месяца и уроки в записи (напомню, по 1,5-2 часа) открывались 5 дней в неделю. С 4-й недели начинались практические занятия в малых группах по отработке навыков психологического консультирования, к которым учащиеся приходили перегруженные информацией, без понимания, как ее использовать на практике.


Эксперты рассказали и другие истории, которых хватит на небольшую книгу. Но и рассказанных историй достаточно, чтобы проверить контент курса или программу целиком.

А если у вас были подобные истории, расскажите в нашем телеграм-канале «Курсы, рок и T&D».